ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Образование после… образования

В целом, на первый взгляд, складывается идеальная ситуация. Однако по подсчетам «AXES Management», крупнейшей американской консалтинговой компании, российский работодатель тратит на обучение одного сотрудника в год в среднем – 1770 рублей. В то время как американский – 34 400 руб. Почему существует такой разрыв? Основной проблемой западные аналитики называют «разнообразие рынка»: потребитель еще не успел освоить один формат, ему уже предлагают новый. А отсюда и неэффективное вложение средств компании в HR-ресурс компании.

Но учиться правильно вкладывать деньги необходимо. И для этого нужно только одно: хорошо разбираться в последних тенденциях рынка дополнительных образовательных услуг и понимать для чего и зачем вкладывать деньги.

 

Малые формы

Традиционно основу рынка образовательных услуг составляют различные краткосрочные курсы. Именно программы, рассчитанные на 12-20 часов позволяют во многом обеспечить «непрерывность образовательного процесса» и поддерживать высокий профессиональный уровень сотрудников фирмы. Поэтому крупные компании с устоявшимся имиджем, например, такие как ГК «Лама», предпочитают создавать свои корпоративные обучающие центры.

Небольшим фирмам приходится обращаться к аутсорсингу. И здесь главная проблема опять же в «разнообразии». Многие провайдеры образовательных услуг занимаются всем подряд: проводят тренинги по бухгалтерскому учету, основам маркетинга, технике продаж, психологии и т.д. Однако, как утверждают специалисты, стали появляться узкоспециализированные компании, предоставляющие определенный тренинговый продукт, или ориентированные на определенную целевую аудиторию: аудиторов, HR-менеджеров, работников общепита и т.д. В Томске подобных компаний всего 10% от общего числа. По-прежнему основными игроками в этом сегменте рынка являются структурные подразделения крупных кадровых агентств и консалтинговых компаний. Например, консалтинговое объединение «Превентива» на рынке больше пяти лет. С 2003 года помимо основной деятельности занимается организацией и проведением семинаров. В объединении утверждают: эта часть бизнеса - не столько дополнительный доход, сколько показатель определенного уровня развития компании.
«Семинары и форумы являются прекрасным способом налаживания контактов внутри профессионального сообщества», - говорит Андрей Панько, финансовый директор «Превентивы».

В Томске цены на краткосрочные курсы и тренинговые программы колеблются от 3000 до 20 000 р.

Стоимость программы зависит не только от количества часов, статуса преподавателей, уникальности предоставляемой информации, но и во многом от формы занятий.

Самой простой, мобильной и дешевой считается лекция. Ее задача - дать слушателям представление о понятиях, ввести в курс какой-либо проблемы, познакомить с новым явлением на теоретическом уровне. Соответственно, ожидать, что лекция существенно повлияет на качество работы, нельзя.

Семинар, наоборот, предполагает активность участников, поэтому практическая эффективность этой формы обучения достаточно высока.

Наиболее идеальной формой краткосрочного обучения сотрудников сегодня считаются тренинги. Такое обучение не только повышает мотивацию, но и дает участникам новые инструменты для более успешного выполнения своих должностных обязанностей. В последние пять лет особую популярность приобрели модульные тренинги - последовательное прохождение нескольких циклов обучения. Преимущество модульного обучения состоит в том, что менеджеры не только имеют возможность на протяжении длительного времени отрабатывать практические навыки, но и формировать программу собственного обучения в зависимости от тех задач, которые ставит перед ними руководство. Все краткосрочные программы рассчитаны на мотивированного слушателя, их главная задача - донести актуальную информацию, ознакомить сотрудников с новейшими технологиями. Однако, если речь идет о приобретении новых профессиональных навыков, то придется обращаться к другим формам.

 

Синие корочки

Второе высшее образование – сегодня по-прежнему популярная, но не единственная форма, позволяющая человеку сменить профессию. Хорошую альтернативу составляют институты дополнительного образования, созданные при ВУЗах города. Обучение в ИДО считается идеальным вариантом для тех, кто собирается не просто повысить свою квалификацию, а получить новую профессию. Дополнительное высшее дешевле, чем общее высшее почти в полтора раза. Короче: даже самые продолжительные программы рассчитаны не более чем на два года (второе высшее не менее 3 лет). Программы дополнительного образования занимают промежуточное место между вузовскими и краткосрочными программами. С одной стороны слушатель получает только те знания, которые ему пригодятся в новой профессии. С другой, в отличие от тренингов, все-таки речь идет о получение базовых знаний.

По окончании подобных программ выдаются свидетельства и дипломы государственного образца. По завершении краткосрочных курсов повышения квалификации (72 ак. часа) слушателям дается удостоверение. По окончании курсов от 100 до 500 ак. часов – свидетельства.

Диплом, дающий право заниматься новой деятельностью, можно получить по окончании курсов профессиональной переподготовки (свыше 500 ак. часов). Диплом профессиональной подготовки свидетельствует о том, что его обладатель владеет дополнительной специальностью. Новая специальность является равноправной по отношению к базовому образованию. Но в отличие от диплома «второго высшего», «корочка» действительна при наличии диплома о первом высшем образовании.

  

Три заветные буквы

Весной 1902 года семь студентов Дартмутского колледжа (США) получили дипломы о прослушанном полном курсе предметов и дисциплин в рамках программы М.С.S. (Master of Commercial Science). Члены этой "великолепной семёрки" стала первыми дипломированными бизнесменами мира, а Дартмутский колледж колыбелью бизнес-образования. Сегодня в мире бизнес-образование по популярности занимает вторую строчку после общеакадемического. В нашей стране программы MBA сравнительно новое явление, однако очень быстро завоевали популярность среди менеджеров высшего звена.

Степень МВА (Master of Business Administration) – Мастер делового администрирования - наиболее известная и популярная во всем мире степень в сфере управления бизнесом. Это не ученая степень, указывающая на более высокий уровень образованности. И не магистратура академического толка, где учатся с целью проведения научных исследований и аналитической работы. MBA нельзя назвать курсами специальной подготовки для бизнесмена, задача которых - отработать то или иное умение, дать узкоспециализированные знания по какой-либо тематике. Скорее, это программы, сочетающие элементы серьезного базового академического образования с профессиональной подготовкой к работе в должности менеджера высшего звена.

Сегодня в мире существует сотни разновидностей программ МБА. А с 2003 года MBA и в России получила статус регулярной программы, которую могут осуществлять практически все высшие учебные заведения страны. Дипломы, которые выдаются по окончании обучения, приравнены к дипломам о дополнительном высшем образовании. В международных стандартах написано, что не может быть какой-то одной программы, узкого понимания MBA, однотипных требований к преподавателям. Однако все концепции выстраиваются вокруг проектного метода обучения и имитации реальной бизнес-среды.

У студентов стараются развить глобальный взгляд на бизнес-процессы в организации: изучаются не предметы в отдельности, а темы. При этом особое внимание уделяется тому, как решение в одной области повлияет на другую, например, какое влияние оказывают финансы на принятие решения в сфере маркетинга.

В Томске в 2006 году сразу два ВУЗа получили лицензии на обучение по программам MBA: Томский государственный и политехнический университеты. Стоимость обучения и качество преподавания одинаково высокие. Различается только содержание программ: каждый ВУЗ имеет право вводить в процесс обучения свои уникальные курсы.

Выдержать дистанцию

Высшее образование уже более десяти лет существует в формате дистанционного обучения. Однако в последние три года. В США и Европе стали очень популярными семинары и конференции в режиме он-лайн. В нашей стране объем рынка e-learning в минувшем году составил около $4,7 млн. По сравнению с другими странами - это мизерная сумма. Пока все попытки российских компаний внедрить e–learning (on-line) образование не увенчались серьезными успехами.

В целом, как показывают различные опросы, аудитория с неохотой оплачивает «виртуальные» тренинги, предпочитая живое общение интернетовскому. И, как оказывается, зря.

Во-первых, e–learning тренинг в три раза дешевле. Для сравнения, принять «реальное» участие в трехдневном семинаре, например, во Флориде стоит 1000$, в он-лайн режиме - 98$. Во-вторых, подобная форма рассчитана на получение новых знаний без отрыва от основной работы. Как правило, в проспектах указывается количество часов самостоятельной работы (занимает основную долю) и работы в он-лайн классе (не более двух-трех часов в день). Для того, чтобы принять участие в семинаре, нужно иметь доступ в интернет и желание учиться. Хотя, как показывает практика, последнее - это самое главное условие для эффективного вложения денег вне зависимости от формата обучения.

Анна Тышецкая



10 Ноября 2007

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 2896 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей