ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Томский рынок потребительской электроники: лучшее, конечно, позади…

Сладкая жизнь для ритейлеров бытовой техники подошла к концу. Скачок продаж, произошедший в первом квартале 2009 года, повсеместно сменился спадом. Как чувствует себя томский рынок, за последнее десятилетие отвыкший от серьёзных финансовых проблем?

В «тучные годы», неизбалованный homo sovetikus вдруг резко осознал сладости общества потребления. Банки раздавали кредиты «не взирая на лица», и люди бросились возмещать пробелы в несовершенстве собственного быта. Квартиры томичей со средним достатком стали напоминать лучшие дома Лондона и Парижа. На кухнях гудели огромные холодильники, тут и там пыхтели пылесосы, соревнуясь в мощности, а на диванах возлежали счастливые обладатели неизбежных плазменных панелей. Знакомая картина? Дальше – больше. Если раньше «Славутичи», «Рубины» и «Свияги» работали до неминуемой кончины, то нынешние реалии диктовали новые условия. Теперь стало мало просто купить новый телевизор или стиральную машинку. Появилась необходимость их постоянной замены на более технически-совершенные аналоги и модели. Эта примета времени, порождённая консюмеризмом, стала золотой жилой для ритейлеров бытовой техники и электроники.

 

Жизнь после жизни

Большинство нынешних крупных ритейлеров, появившихся ещё в начале 90-х годов, в нулевые испытали настоящий расцвет. Увеличивалось количество магазинов, происходила массовая экспансия в регионы, росли прибыли. На данный момент, по оценкам экспертов, более 55 % рынка приходится на пятерку сетей: "Эльдорадо", "М. Видео", "Техносила", "Эксперт" и "Мир". Объём всего рынка бытовой техники и электроники в 2008 году составил 950 млрд. рублей, а среднегодовой темп роста в рублях – около 8 %.

Нынешний год – тяжёлое испытание для всех игроков рынка потребительской электроники. Именно этот сектор в первую очередь страдает от падения спроса. Крупнейшие мировые производители техники уже столкнулись с резким снижением продаж и убытками. В конце прошлого года ситуацию на российском рынке вообще расценивали как коллапс – предсказывали, что в январе – феврале 2009 г. рынок обрушится чуть ли не на 50 %. Но случилось то, чего никто не ожидал: вопреки всем пессимистичным прогнозам, покупатели не только не побежали из магазинов, но даже увеличили свои траты на технику. Логика таких покупок вполне очевидна: рубль на сбережения не тянет, в какую валюту вкладываться и что с ней будет через полгода-год никто сказать не может. Депозиты - страшно, потому что все ещё хорошо помнят 1998 г. и банкам не очень доверяют. Соответственно, когда доллар стал стоить 35-36 руб. многие поспешили потратить сбережения на технику, которая на тот момент не так стремительно дорожала. Свою роль в оживлении спроса в первом квартале года сыграли и праздники. Такое поведение покупателей стало приятным сюрпризом для сетей розничной электроники. Второй квартал показал не столь благоприятную картину. Однако это всё общероссийские тенденции. Томский рынок бытовой техники отреагировал на них по-своему.

 

Чужие здесь не ходят 

В нашем городе на рынке бытовой техники и электроники присутствуют все 5 крупнейших игроков. 4 магазина работают под вывеской «Эльдорадо» и по одному магазину у «Мира», «Эксперта», «М. Видео», «Техносилы». Двумя магазинами представлен ещё один игрок – «Сибвез», ориентирующийся только на Восточную и Западную Сибирь. И на данный момент нельзя сказать, что ситуация на рынке критическая: магазины по-прежнему работают «от звонка до звонка». Хотя по кому-то уже звонит колокол.

 

На деле

Грустное впечатление производит помещение магазина «Эксперт»: покупателей здесь меньше, чем продавцов. Хотя с линейкой техники здесь всё в порядке. Представлены и новые модели, да и старые с приятными цифрами на ценниках.
- Действительно, в первом квартале этого года процент продаж был высокий. Даже выше, чем показатели того же периода 2008 года, - рассказывает старший продавец магазина «Эксперт», Людмила КОЗЛОВА, - В нынешнем квартале ситуация противоположная. У нас большой процент продаж был за счёт кредитов. А банки сейчас настроены по-другому, и, как результат, большой спад и снижение клиентского трафика. Хотя о закрытие магазина речи не идет. Цены у нас остаются прежними. В отличие от «Техносилы» и «Эльдорадо», где они увеличились на 30 %.

В супермаркете «Эльдорадо», который находится в 200 метрах от «Эксперта», эту информацию не подтверждают и вообще говорят, что «Эксперт» им не конкурент.
- На новые модели закупочные цены будут выше, соответственно, и продажная цена тоже. А, к примеру, обычные жидкокристаллические телевизоры без технических излишеств, продаются по вполне доступным ценам. Если не за наличку, то в кредит себе позволить может каждый, - говорит Владимир ЧАНКИН, супервайзер магазина «Эльдорадо», - Ценовая конкуренция была, есть и будет всегда. «Эльдорадо» в этом плане ничего не грозит, люди будут к нам идти. Да и сейчас уже томичи «отошли» от кризиса. И достаточно много кредитов проходит.
На спад продаж здесь вообще не жалуются. Впрочем, и не говорят об увеличении потребительского трафика в первые месяцы года.
- Нельзя сказать, что в первом квартале у нас было повальное нашествие покупателей. Люди шли, как и раньше. Кто-то, может быть, и испугался падения рубля, а кто-то шёл целенаправленно. Сейчас тоже не отстаём от графика, - рассказывает Чанкин, - По-прежнему хорошо продаётся «белая техника» - холодильники, плиты. Но вот продажи развлекательного сегмента товаров падают.

Впрочем, такая тенденция наблюдается на всём рынке. Всё, что связано с развлечениями (игровые консоли, плееры) претерпевают наиболее сильное падение.

Самые лучшие показатели среди всех российских ритейлеров бытовой техники в первом квартале года были у «М. Видео» - продажи этой компании в первом квартале 2009 года выросли на 28 % (19 605 млн. рублей) в сравнении с аналогичным периодом 2008 года. Томский супермаркет подтвердил позитивный тренд сети.

- В первом квартале был всплеск продаж. Результаты первого квартала превысили изначально намеченные. Это факт, - говорит директор супермаркета «М. Видео», Дмитрий АНДРЕЕВ, - Но сейчас продажи уже упали. И новинок стало меньше появляться: кризис коснулся и производителей.

«М. Видео», несмотря на кризис, собирается активно развиваться в этом году. В планах компании открыть 23 магазина в российских городах. Однако, по словам Андреева, в Томске увеличения доли ритейлера не ожидается.

 

Пациент скорее жив, чем мертв?

На данный момент уже точно известно, что в ближайшем будущем в Томске откроет свой гипермаркет всемирная розничная сеть "Metro Cash & Carry», которая помимо техники будет заниматься продажей продовольственных товаров. Второго июня представители немецкого ритейлера приобрели на аукционе земельный участок в 5,5 гектаров. По словам представителей сети, инвестиции в открытие составят 20 млн. евро, а строительство начнётся в 2010 году. Появление этого игрока явно изменит расстановку сил на томском рынке. Причём не в пользу нынешних участников. Ведь у западных компаний есть одно преимущество – возможность финансирования, которой сейчас нет у подавляющего большинства российских ритейлеров. И есть возможность воспользоваться положительными для розницы последствиями кризиса: арендные ставки упали до разумного, с точки зрения бизнеса, уровня, появились относительно дешёвые человеческие ресурсы.

Пока же прогнозировать дальнейшее развитие рынка никто из участников не берётся. «Ситуация сложная. Про кризис много разговоров, все знают, что он будет затяжной, и возможно будет «вторая волна». Непонятно, как будет действовать покупатель. Нормализовать же ситуацию изнутри невозможно» - поясняет директор томского «М. Видео» Дмитрий АНДРЕЕВ. Поэтому представители томского рынка видят перспективы улучшения ситуации в ритейле бытовой техники и электроники лишь в зависимости от стабилизации экономической конъюнктуры.

Отраслевые эксперты предсказывают ещё больший спад продаж. Ажиотаж первых месяцев схлынул, реальные доходы населения неизменно сокращаются и, соответственно, спад продаж будет только увеличиваться. Да и цифры говорят сами за себя: за 1 квартал розничный товарооборот в Томской области упал к уровню прошлого года на 10,3 % до 17,76 млрд. руб.

А уповать на стабилизацию экономической ситуации, мягко говоря, бессмысленно: разглядеть свет в конце тоннеля и нащупать дно в экономической пропасти не могут экономисты всего мира.

Евгений РОЖКОВ



29 Июня 2009

Комментарии: 3

Валерий   29 июня 2009   ответить
Евгений, а есть ли данные о том, где в Томске куплен участок под Metro Cash & Carry?
Абельцев   8 июля 2009   ответить
МетрО будет на переулке Рыбацкий
Иван   1 сентября 2009   ответить
А почему техносила закрыла свой гигантский магазин в оранжевом небе? Они собирались открывать третий, были очень довольны продажами, и тут - взяли, и закрылись. Вместо них там теперь эльдорадо. К слову сказать - народа всегда там было очень много, может эльдорадо больше предложило арендаторам? А техносилы теперь стался только один филиал в гипермаркете томь.

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 2844 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей