ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Государственный и муниципальный заказ

Государственные и муниципальные заказы традиционно были для малого и среднего предпринимательства опорой и возможностью для роста бизнеса. Даже в период, когда некоторые регионы РФ испытывают трудности с формированием бюджета, к числу таких относится и Томская область, рынок государственных и муниципальных заказов остается привлекательным.

 

Сложности, возникающие при участии в государственных тендерах

Привлекая предпринимателей к выполнению государственного и муниципального заказа, органы государственного управления решают задачи реализации экономической и социальной политики:

  • развитие рынка, содействие конкуренции;
  • расширение сферы деятельности предпринимательства путем поощрения производственной и инновационной деятельности;
  • создание новых рабочих мест;
  • увеличение базы налогообложения, усиление конкуренции за государственные и муниципальные заказы;
  • повышение эффективности расходования бюджетных средств.

С одной стороны, рынок государственных и муниципальных заказов привлекателен для предпринимателей по критериям: стабильность, надежность, состоятельность заказчика и престижность исполнения госконтрактов. С другой, все, кто имеет опыт участия в подобных тендерах, знакомы с рядом сложностей, сопутствующих госзакупкам:

  • заказчик заранее определяет исполнителя (победителя конкурса), сама же конкурсная процедура максимально приближена не к соблюдению наиболее выгодных условий для государственного заказчика, а к обеспечению условий, при которых гарантированно выиграет заранее определенный претендент;
  • заказчик отказывает в рассмотрении конкурсной заявки участнику тендера без оснований;
  • заказчик отрицательно относится к любой процедуре обжалования результатов конкурса (на уровне жалобы в ФАС РФ либо искового в Арбитражный суд), рассматривая такие шаги как основание для прекращения всяких отношений с участником, включения его в черный список (не путать с Реестром недобросовестных поставщиков);
  • заказчик при рассмотрении котировочных заявок информирует определенного им ранее претендента о поступивших ценовых предложениях с тем, чтобы этот претендент мог успеть внести изменения в свою котировочную заявку, снизить цену поставки и выиграть конкурс котировок;
  • заказчик ставит невыполнимые условия поставки товаров/оказания услуг с тем, чтобы отсечь от участия в конкурсе неангажированных претендентов. Типичный пример: чтобы успеть выполнить работы в срок, приступать необходимо задолго до объявления конкурса;
  • заказчик, в случае победы альтернативного, а не определенного им ранее участника тендера, может препятствовать исполнению этим участников госконтракта (например, не предоставлять информацию, не принимать вовремя результаты работ, не принимать результаты работ в принципе и т. д.), подводя такого участника к расторжению контракта.

Примеров, когда государственный заказчик ведет себя незаконно, можно привести много. Как считают эксперты, не существует таких конкурсов, результаты которых не прогнозировались бы заранее. Удивительно, но даже в 2008 году, когда пропасть неплатежей в бюджет стала очевидной для всех, представители заказчика при проведении закупок не преследовали цели сэкономить бюджетные деньги. Тем не менее несмотря на все трудности и непредсказуемость результата, участвовать в государственных и муниципальных закупках необходимо, так как это дает возможность продать свои услуги/товары, часто в значительном объеме и в течение длительного срока.

Юридическая база

Основным законодательным нормативным актом, регламентирующим размещение государственного и муниципального заказов, является Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". С текстом закона Вы можете познакомиться в разделе «Документы» делового портала «Все Дело в Томске».

Участником размещения государственного и муниципального заказов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, а также любое физическое лицо (в том числе и индивидуальный предприниматель). Основные требования и условия, предъявляемые к участникам размещения заказа, закреплены положениями статей 11 и 12 упомянутого ранее Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ. Указанный перечень требований и условий является исчерпывающим, и отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи случаев, не допускается.

 

Как принять участие в государственном или муниципальном заказе?

Размещение государственного и муниципального заказов может осуществляться:

  1. путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  2. без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Для участия в конкурсе (аукционе) участником размещения заказа подается заявка на участие в конкурсе (аукционе) в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией, объявленного конкурса (аукциона).

Конкурс - торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке которого присвоен первый номер. Участие в конкурсе является наиболее сложной формой размещения заказов. Заявка заполняется, оформляется с соблюдением норм и требований, установленных конкурсной документацией, после чего готовая конкурсная заявка подается в запечатанном конверте в письменной форме на бумажном и (или) электронном носителе в срок, предусмотренный извещением и конкурсной документацией объявленного конкурса. Участники размещения заказа имеют право до момента вскрытия конвертов с заявками внести изменения, дополнения или вообще отозвать свою заявку.

Аукцион - это разновидность торгов. Каждый аукцион предусматривает определенный «шаг аукциона», размер которого определен законодательно и составляет не более 0,5 процента от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее низкую цену государственного контракта (цену лота).

Участие в электронном аукционе является наиболее простой и прозрачной формой участия в размещении государственного и муниципального заказов. Необходимо пройти процедуру регистрации в качестве участника размещения заказа, которая заключается в получении у специализированной организации электронной цифровой подписи (срок действия 1 год), регистрации на сайте, где будут проводиться электронные торги, и отправки заявки для участия в аукционе в электронной форме. Данная процедура занимает от 1 до 3 дней и стоит от 1500 до 3000 рублей (электронная цифровая подпись). Электронный аукцион имеет «шаг аукциона», составляющий 0,5 процентов от начальной (максимальной) цены контракта. Электронный аукцион проходит в реальном времени - режиме On-line, что позволяет полностью отслеживать ход торгов. В случае если по истечении часа не подано ни одной заявки, торги по лоту завершаются и победителем признается поставщик, предложивший наименьшую цену. Электронные аукционы проводятся в случае, если цена заказа не превышает 1 (одного) миллиона рублей.

Запрос котировок - это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта (граница размещения заказа путем запроса котировок по начальной цене контракта не должна превышать 500 тыс. рублей). При проведении запроса котировок для определения победителя наиболее важное значение имеет цена.

Каждый участник размещения заказа имеет право на обжалование действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают его права и законные интересы.

Жалоба подается в письменной форме в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации (территориальные органы) (ФАС России), и одновременно с этим копия жалобы направляется:
- заказчику;
- уполномоченному органу;
- специализированной организации;
- конкурсной комиссии;
- аукционной комиссии;
- котировочной комиссии (в зависимости от того, чьи действия (бездействие) обжалуются).
Подача жалобы в ФАС не является препятствием для обжалования действия (бездействия) вышеперечисленных лиц в судебном порядке. Также жалобу можно подать в Контрольный комитет, Прокуратуру, Арбитражный суд, Федеральную службу безопасности или разместить свою заявку на сайте «Коррупции нет», а также на официальном сайте Президента Российской Федерации.

До принятия Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. информационное обеспечение размещения государственного и муниципального заказов ограничивалось лишь тем, что публиковалось извещение о проведении конкурса (аукциона) и результаты их проведения. При этом объем данных о результатах закупок не устанавливался, ограничивались только указанием заказчика, наименованием конкурса, лота и победителя. Никаких промежуточных сведений о ходе принятия решений заказчиками и комиссиями, причинах и обстоятельствах, влияющих на оценку предложений поставщиков, не публиковалось. В информационном обеспечении размещения заказа использовались только печатные СМИ, которые в свою очередь не предоставляли возможности всесторонне и оперативно информировать участников процесса размещения заказов и следить за ходом проведения заказов.

Несмотря на плюсы, предоставляемые в случае положительного исхода участия в государственных и муниципальных заказах, не нужно забывать о последствиях, которые наступают в случае неисполнения или недобросовестного исполнения контрактов. Одной из мер воздействия является включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (это возможно только по решению суда), что ограничивает такого поставщика на протяжении 2 (двух) лет участвовать в наиболее выгодных и интересных процедурах размещения заказов - торгах. Данный реестр находится в открытом доступе, и любой желающий имеет возможность с ним ознакомиться (Реестр недобросовестных поставщиков).

Как избежать попадания в реестр:

  • объективно оценивать свои силы и возможности по исполнению условий контракта (обязательно читать проект контракта!) - не принимать участие, если нет уверенности в выполнении условий контракта;
  • в случае невозможности исполнения контракта обеспечить досудебное разбирательство (расторгать контракт без суда с оплатой неустойки);
  • в случае неуверенности в исполнении рассматриваемого Вами контракта создать новое юридическое лицо для участия в конкурсе (в случае попадания данной организации в реестр недобросовестных поставщиков есть возможность просто прекратить использование данного юридического лица).

В настоящее время прозрачность процесса государственных закупок, начиная от планирования (формирования) и заканчивая исполнением государственных контрактов, является главным условием справедливых и объективных отношений предпринимательства и власти в том, что касается распределения бюджетных средств, отсутствия предвзятости и предпочтений в размещении государственных заказов. Извещения о размещении тех или иных заказов опубликовываются во всех официальных изданиях (печатных и электронных).

Наиболее удобный, оперативный и недорогой способ получать информацию - сайты:
1) Официальный сайт РФ о размещении заказов,
2) Государственный заказ Томской области,
3) Перечень сайтов с информацией о муниципальных закупках районов Томской области,
4) Сайт электронных торгов Томской области.

К сожалению, встречаются случаи коррумпированности заказчиков, поэтому для полной уверенности, что все требования и условия соблюдены и не происходит нарушение законных прав участников размещения заказа, рекомендуем придерживаться некоторых правил:

  • тщательно подходить к изучению конкурсной документации и принятию решения об участии в том или ином конкурсе (аукционе);
  • отслеживать все стадии проведения конкурсов (аукционов), по возможности присутствовать на процедуре вскрытия заявок;
  • пользоваться разъяснением уполномоченных лиц в случае непонимания положений, требований или условий конкурсной документации;
  • в случае нарушения прав необходимо обжаловать действия конкурсной комиссии (в вышестоящую инстанцию или суд).

Рассматривайте любые возможности расширения Вашего бизнеса, в том числе за счет участия в государственных и муниципальных закупках. Не бойтесь проиграть, с каждым конкурсом Вы получаете незаменимый опыт, лучше начинаете разбираться в тонкостях процедуры, что делает Ваши шансы на победу более весомыми. Не стесняйтесь участвовать в закупках на территории других областей, субъектов РФ, пользуйтесь Вашим законным правом предложить свои товары/услуги государственным заказчикам. Отстаивайте свои права!

 

Литосова Любовь
Галина Шапошникова
Томский центр содействия инновациям



16 Февраля 2009

Комментарии: 12

Вадим   17 февраля 2009   ответить
Могут ли авторы статьи сказать, какова вероятность получения гос.заказа в их практике? В каком регионе тендеры проводятся честно?
Галина   18 февраля 2009   ответить
Вадим, понятие "Честность" не вполне применимо к такому явлению, как тендер. Я бы скорее говорила о лояльности государственного заказчика к претендентам. Приведу пример: в Томской области достаточно даже не победить, а просто участвовать в тендере, чтобы навлечь на себя немилость отдельных представителей власти. В других регионах риск встретиться с подобным отношением ниже, так как спрос с участника тендера из другого региона другой. Например, меня лично вызывали много раз в кабинеты по поводу моего несогласованного участия в тендерах в Томске. Но такое абсолютно невозможно (и в нашей практике не было ни одного случая), чтобы подобным образом вели себя представители заказчика в другом регионе, ведь такой факт может стать основой для жалобы и привести к аннулированию результатов конкурса вообще. Поэтому, на мой взгляд, участвовать в тендерах в другом регионе проще, хотя реализация контрактов, безусловно, сложнее. Но наш опыт оказался положительным, в любом регионе можно найти партнеров или представителей Ваших интересов. Мы выбираем регионы для участия в тендерах по принципу транспортной доступности. Наиболее удобные формы для такого участия - открытый конкурс и аукцион в электронной форме. Как Вы понимаете, в запросе котировок выиграть практически невозможно независимо от региона. Наиболее адекватные заказчики - регионы Дальнего Востока, Бурятия, Тыва, ХМАО, Ямал, Тюмень, Омск. Сложнее - в Красноярске, еще сложнее из=за особого отношения к томичам в Новосибирске.
Лена   23 февраля 2009   ответить
Возможно ли подавать котировочную заявку в запечатанном конверте и присутствовать при вскрытии.
Галина   24 февраля 2009   ответить
Проблема законе - законом такая процедура не требуется. Ваш конверт вскроют прямо при Вас (или, когда выйдете за дверь), так что таким образом свои права не защитишь. Именно из-за того, что законом осталавлена эта лазейка, котировки как форма проведения конкурса являются самыми коррупционными, в них победить невозможно. В нашей практике, однако, был такой редкий случай - мы поставили такую низкую цену, что претендент, который должен был выиграть, сам отказался от изменения своей цены в меньшую сторону. Поэтому всем, кто планирует участвовать в таком виде тендера, как запрос котировок, мы рекомендуем - ставьте минимальную допустимую для Вас цену поставки. Если Вас принципиально интересует получение конкретного заказа, Вы можете просто поставить смехотворную цену и получить крупного клиента, что может помочь в продвижении на рынке - для многих тот факт, что Вы являетесь поставщиком для госучреждений, может стать дополнительным аргументом для работы с Вами.
Лена    24 февраля 2009   ответить
Должна ли быть зарегистрирована котировочная заявка?
Галина   26 февраля 2009   ответить
Котировочная заявка регистрируется в специальном журнале. НО: эта запись внутренняя, Вас при этом не просят подтвердить время сдачи котировки, поставив свою подпись, что дает возможность любому заранее определенному заказчиком претенденту сдать свою котировочную заявку даже после официального завершения приема котировок с такой ценой, чтобы выиграть тендер. Так что в случае запросов котировок, гарантий защиты Ваших прав нет никакой. Даже если Вы попросите представителя организатора конкурса указать дату и время подачи котировки и удостоверить запись своей подписью на Вашей копии котировки, это по-прежнему дает возможность "улучшить" условия котировки тех, кто по мнению заказчика должен выиграть. Опять же единственный выход - ставить самую низкую из возможных цену. Цена может быть хоть 1 рубль, законом это не запрещено. Другое дело, что в этом случае Вами должен двигать особый мотив или принцип, а не экономическая целесообразность. Но если Вы поставите реальную минимальную цену, есть шанс выиграть, так как эта цена может не устроить тех, с кем заказчик вступил в сговор.
Анатолий    14 марта 2009   ответить
Напишите условия предоставления безвозмездного займа (начального капитала) для малого бизнеса. Я слышал, что нужен грамотно составленный бизнес - план и востребованность той или иной услуги на томском рынке?
Галина   16 марта 2009   ответить
Анатолий написал:
Напишите условия предоставления безвозмездного займа (начального капитала) для малого бизнеса. Я слышал, что нужен грамотно составленный бизнес - план и востребованность той или иной услуги на томском рынке?
Анатолий, я не знаю, что Вы имеете в виду, говоря о получении начального капитала для малого бизнеса. В Томске таких программ нет, речь может идти только о компенсации части произведенных расходов в виде получения гос субсидии.
Андрей   21 апреля 2009   ответить
Здравствуйте! Выиграли котировку, но организатор спустя неделю заявил, что денег не будет, ставить ничего не нужно, договор подписывать не стал. Что делать?
Галина   21 апреля 2009   ответить
Андрей, есть подписанный организатором конкурса протокол о том, что Вы выиграли? И подумайте, готовы ли Вы жаловаться и отстаивать свои права в суде? Если да, то мы Вам поможем. Главное - получите на руки оригиналы документов, подтверждающих, что Вы участвовали и победили в запросе котировок. Также нужна информация о том, что котировка была объявлена (источник - сайт? газета?). Если она не была в законном порядке отменена, то необходимо оспаривать незаконный отказ заключить с Вами договор. Во избежание обвинения в пропуске сроков подписания договора - направьте по адресу, указанному в извещении о конкурсе, договор (проект договора должен был быть размещен наряду с объявлением о конкурсе в числе прочей документации), подписанный с Вашей стороны в 2х экз. И обязательно - с уведомлением!
emmielynn   13 июля 2011   ответить
wishybunny   15 июля 2011   ответить

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 5440 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей