Такси как бизнес: легко ли выйти на томский рынок новой компании?

Объем томского рынка такси, формирование стоимости поездки. На вопросы отвечал Иван Шульц, независимый эксперт, работающий на рынке такси.

***

- Можете ли вы оценить текущий объем рынка перевозок?
- Давайте будем исходить из простых соображений и говорить только о ежедневных звонках в диспетчерские такси. Попробуем оценить денежную емкость этого рынка снизу (т. е. по минимуму). В среднем в сутки выполняется не менее 25 тыс. заказов, но бывает и больше. Средняя поездка по городу стоит 100 руб. (на самом деле цена за поездку выше). Таким образом, мы получаем 2,5 млн. руб. в сутки, что в месяц составляет 75 млн. руб. Но существуют и так называемые «бордюры», - можно смело прибавлять еще 25 млн. Получается, что месячный оборот денег в этой сфере не меньше - 100 млн. рублей в месяц в г.Томске.

Понятно, что эти деньги нельзя считать прямым доходом компаний, оказывающих услуги такси. Сколько получает владелец, зависит от эффективности такси и модели которую выбрала компания.

- Как формируется средняя стоимость за одну поездку?
- Я хочу сказать, что формат такси от города к городу отличается. Этот формат определяет прежде всего экономика города. Есть, например, Москва, где средняя поездка стоит 400 руб., а в Томске средняя поездка - 100 руб., хотя марки машин, на которых выполняются заказы, стоят одинаково. А обслуживание тех же Reno Logan или Toyota Avensis в Томске дороже, чем в Москве, потому что запчасти дороже, и их еще приходится ждать. А в этом бизнесе время - деньги.

- Насколько легко сейчас новой компании войти на рынок?
Смотря в каком формате эта компания будет работать. У многих ощущение, что в такси денег много и вход на рынок прост: привлекай частников на своих машинах и работай. И сейчас самая распространенная модель - привлечение частных такси. Формат выглядит так: у вас телефон, или диспетчерская (а иногда и диспетчерской не надо, я знаю некоторые такси, которые работают по сотовому). Вы даете рекламу, люди вам звонят, а вы передаете заказы частникам. Но это только кажется, что все так легко. Частника не привлечешь, если нет заказов, а он уже знает, в каком такси есть заказы, а в каком нет. Сейчас вход на рынок сложный, начать работать, не имея ничего, просто невозможно.

Те такси, которые более-менее работают с частниками, начинали со своего парка машин. Считается, нужно иметь в парке минимум 50 машин, чтобы нормально обслуживать город. Учитывая, что количество пробок у нас растет, машин нужно больше. Компании с меньшим количеством машин могут обслуживать только какой-то район, но не весь город. Одна российская машина стоит по минимуму 200 тыс. (со всем снаряжением и застрахованная), значит, парк обойдется в 10 млн. руб. по минимуму, если речь идет о своих автомобилях. Безусловно, можно начинать и с меньшего количества автомобилей.

- Какие такси вы считаете наиболее эффективными на сегодняшний день?
В Томске практически нет такси, которые чувствуют себя хорошо: огромная конкуренция и два кризиса, которые на этом рынке существуют и будут существовать еще очень долго. Первый кризис - кадровый: 90% работающих таксистов, которые идут работать на «хозяйские» автомобили - это сложная и в массе свой неблагодарная публика. Эта публика работает в таксопарке до первой проблемы, а потом хлопает дверью и уходит. Они очень быстро «убивают» автомобили, а порой и разбивают их, при этом не несут никакой ответственности. Cамое удивительное, что и этих людей не хватает, что безусловно усугубляет ситуацию на этом рынке труда.

Второй кризис касается страхового рынка: все больше страховщиков не хотят страховать автомобили, работающие в режиме такси, а те, которые готовы, выставляют «бешеные» тарифы. Тарифы сейчас растут и растут: 16-20% - это минимальная ставка. Сложность еще и в том, что таксопарки не всегда могут получить свои деньги после аварии. Страховые компании часто пытаются найти всевозможные пути, чтобы не выплачивать или платить по минимуму.

- Какие такси, на ваш взгляд, в Томске более-менее нормально спозиционированы и понятны потребителю?
Таких такси на самом деле три - это «VIP-такси», такси «Драйв» и «Русское такси». Первые две компании работают только на своих машинах, третья компания помимо своего таксопарка привлекает на работу частников.

Первое такси - это дорогие машины, дорогая поездка. Я не знаю, насколько эффективно они ведут бизнес, но с точки зрения потребителя этот бренд абсолютно понятен.

«Драйв-такси» - это хорошие машины, Reno Logan, при достаточно демократичных ценах.

И третий формат, который не так давно сформировался - рынок частников, таксистов, которые хотят работать, на своем автомобиле. А на рынке частников сейчас безусловный лидер - «Русское такси». Компании удалось, на мой взгляд, построить эффективную модель. Это единственная компания, которая имеет огромное количество заказов. Разрыв до ближайшего такси-конкурента по заказам в день просто огромен. Именно это и говорит в данном случае об эффективной работе компании по привлечению клиентов. А под заказы, естественно, легко привлекаются и таксисты со своими автомобилями.

- Каковы основные риски есть в этом бизнесе?
Я уже говорил выше, что при работе на своих автомобилях проблемы две:
1) Нехватка кадров, усугубленная качеством этих кадров;
2) Проблемы со страхованием, а страховать свои автомобили все-таки необходимо.
При работе с таксистами на своих автомобилях есть риск ухода водителей, если у компании будет мало заказов.

Обобщив вышесказанное, можно отметить, что если у вас не будет водителей, то у вас не будет бизнеса. А водители бывают двух видов: со своими автомобилями и без своих автомобилей. И те, кто без своих машин, в массе своей «проблемные кадры». И есть те, которые со своими автомобилями. Рынок частников сейчас сложился и постепенно увеличивается. А мировой опыт в области таксомоторных перевозок говорит о том, что модель компании, которая опирается на водителей со своими автомобилями наиболее удачна.

- Ну а как определить, «хороший» водитель или «плохой»? Тестируют ли водителей на знание города? Говорят, что в некоторых такси, прежде чем выпускать на линию, с водителями ездят опытные таксисты.
Да ну, чушь собачья! Никто таксистов не тестирует, никто с ними по городу не ездит. Сейчас нехватка водителей, компании просто цепляются за них.
Хороших, средних и плохих водителей сейчас в этом бизнесе нехватка, и они понимают, что их не хватает. Понимают, что нужны, и еще больше наглеют, начинают веревки вить из компаний. Такая же проблема сейчас - нехватка водителей - в маршрутном бизнесе. Еще год назад там около 500 водителей не хватало, а в такси еще больше не хватает! Но в бизнесе маршрутных такси хоть какие-то требования к водителю предъявляются, а тут же всех подряд берут.

- Как защищены пассажиры?
Если что-то случится, например, в маршрутке, пассажир должен доказать, что он в ней был. Доказательством считается билет. Если же такси попадет в аварию, действие страховки (ОСАГО) будет распространяться и на пассажира.


- А есть ли взаимодействие между такси и госслужбами?
ГИБДД пытается взаимодействовать с таксопарками. Например, насколько мне известно, есть некоторые договоренности с различными такси о сотрудничестве в рамках предотвращений различных преступлений. Например, если сообщается, что некий автомобиль в угоне, то ориентировка может сбрасываться и через диспетчерские таксистам, а те в свою очередь сообщают, если что-то увидят. Ну и такое же взаимодействие по другим видам преступлений.

- И последний вопрос: до конца года цена за поездку вырастет?
Цена за поездку на такси будет целиком зависеть от цены на бензин. Будут расти цены на бензин - будет расти и стоимость поездки на такси.

 

все ДЕЛО в ТОМСКЕ

 

Ссылка на источник: https://delo-tomsk.ru/for-business/articles/69/