Обзор рынка по доставке питьевой воды в Томске

Помнится, еще 20 лет назад русские с изумлением взирали на иностранцев, которые, помимо прочего багажа, везли в Россию свою воду в бутылках. Но как-то незаметно, год за годом, и мы превратились в людей цивилизованных. Теперь сотни тысяч россиян ежегодно отказываются от малоэффективных фильтров и начинают заказывать воду на дом и в офис. «Водяной» рынок, особенно в сегменте HOD (home and office delivery, вода в 19-литровых бутылях, доставляемая в дома и офисы) развивается с устойчивой активностью, наращивая обороты по 10-20% в год.
 

Особенности бизнеса по доставке питьевой воды

  •  Постоянный контроль за качеством продукции. Поскольку продукция эта предназначена для питания человека, ее без конца проверяют. Да и сами производители должны обеспечить постоянный контроль, иметь сертификаты, удостоверения качества на партию и прочие подобные документы. 
  • Отсутствие сезонности. Это крайне важный показатель, ведь великое множество видов бизнеса вынуждено простаивать в ожидании, когда наступит тепло (семена и удобрения, товары для плавания, ландшафтный дизайн, продажа мороженого, квас на розлив, установка кондиционеров) или, напротив, когда ляжет снег (продажа снегоуборочной техники, лыжный спорт и снаряжение, платные катки). Воду же пьют всегда – и летом, и зимой, так что совсем уж откровенных простоев не случается. Отличие в том, что летом из кулеров пьют охлажденную воду, а зимой готовят кофе и чай.
  •  Регулярность поставок. Это вам не пицца на заказ – сегодня полакомились, а завтра обойдемся. Без воды не обойдемся не единого дня! Если уж заключил договор с компанией, будешь возить и возить туда воду, неделя за неделей. В среднем руководители рассчитывают объем заказов так: около 0,5 литра на одного служащего в день. Хотя надо бы больше… 
  • Четкая работа по графику. Организовать четкий график доставки довольно сложно, так как ежедневно случаются разные накладки. Но и нарушать его нельзя – вот и крутись, как хочешь! Если хотя бы 2-3 раза офис останется без воды, никто не будет больше сотрудничать с этой необязательной компанией. Ни вкус воды, ни упаковка не имеют здесь такого решающего значения, как качественное оказание услуги. Сервис превыше всего.
  •  Быстрая окупаемость бизнеса. Так утверждают бизнес-аналитики, говоря, что он окупается за год, а порой и гораздо быстрее. С этим хочется поспорить. Есть ряд факторов, которые не дают новичку развернуться в рекордные сроки.  Во-первых, на дворе 2012 год, и в бизнесе этом уже присутствует большая конкуренция – рынок сбыта, по сути, поделен.  Во-вторых, значительно возросли требования к этому виду услуг – на двух стареньких машинах да с похмельными грузчиками ты и месяца на рынке не продержишься. В-третьих, желательно иметь свою воду – дорогостоящую скважину, а также цеха, стабильный коллектив, тогда и дело пойдет. 
 

Особенности томского рынка по доставке питьевой воды

 
Томск всегда славился своим уникальным водозабором, говорилось о том, что у нас в городе – природная артезианская вода. Правда, со времен строительства этого водозабора прошло уже 40 лет, что-то надо бы подремонтировать. И другой фактор риска обнаружился: томские ученые утверждают, что активное строительство на левом берегу Томи, в зоне водозабора, может в итоге привести к загрязнению водопроводной воды.
 
Обо всем этом периодически говорится в прессе, поднимается шум.  Потребитель понимает, что с водой, вероятно, совсем дело плохо, и надо бы попробовать заказать питьевую воду на дом. То бишь, фундамент для развития этого вида бизнеса постоянно  формируется и неуклонно укрепляется. Экология-то лучше не становится…
 
У нас в Томске, вообще-то, отнюдь не самая плачевная ситуация. Зато город умный, люди продвинутые, и они внимательно относятся к вопросам здоровья своей семьи. Что касается офисов, тут дело такое: в наше время не иметь в «конторе» кулера с водой – это, так сказать, «моветон». И в томских садиках, и в школах дети пьют чистую питьевую воду. Порой и силами родителей, которые ежемесячно скидываются «на воду» - кулеры стоят во многих классах. Таким образом, можно сделать вывод, что Томск для развития рынка по доставке питьевой воды – вполне подготовленный, а потому и весьма привлекательный город. Сейчас в Томске работают не менее дюжины компаний подобного направления – кто-то только добывает воду, кто-то только доставляет, большинство же совмещают эти два вида деятельности.
 
Доставка питьевой воды на дом и в офис появилась в Томске чуть ли не случайным образом. Компания «Фартов», которая занималась поставкой торгового оборудования, в 1999 году среди прочего завезла партию чудо-новинок под названием «кулер». Ну, и стала их успешно использовать.  Правда, до скважины дело не дошло – «Хрустальную» воду поставляли из города Кемерово. Вскоре на рынке появилась компания «Аквалайф» с водой «Аквалюкс», затем фирма «Ключевая вода». Далее «Томская водяная компания», которая раньше работала только в сегменте «полторашек», стала разливать воду «Сибирские Афины TVK» в 19-литровые бутыли. В 2004 году к списку присоединились компания «Дальний ключ» и другие фирмы. 
 
Вектор развития томских компаний во многом схож. Возьмем для примера компанию «Ключевая вода». Она была создана в июне 2001 года. Рынок сбыта тогда был еще совершенно не сформирован, поскольку большинство людей вообще не понимали, зачем воду покупать, если она бесплатно течет из крана. В этом и была основная трудность становления.  Всем компаниям в то время приходилось выполнять некую воспитательную функцию: объяснять населению, насколько важно заботиться о своем здоровье и в целом вести здоровый образ жизни. Когда компания вынуждена сама формировать свой рынок сбыта, ее развитие не может происходить стремительно, поскольку это очень трудоемкий процесс. Так что компания «Ключевая вода» развивалась тогда, скорее, по принципу «медленно, но верно». Со временем появился свой парк машин, сервисный центр. Сейчас в компании работают свыше 240 человек.
 
Компания добывает и разливает местную, томскую воду. В прежние годы «Ключевая вода» добывалась из артезианской скважины глубиной 120 метров, которая была расположена на территории томского НИИПП. Однако с 2009 года, когда компания переехала в собственные помещения на Нижне-Луговой, здесь же была пробурена собственная артезианская скважина в 120 метров, установлено современное очистное оборудование.
 
Компания продолжает наращивать объемы, расширять ассортимент за счет полезных добавок. Все большим спросом пользуется, например, вода с добавлением йода.  «Ключевая вода» с каждым годом все активнее участвует в жизни города – нередко спонсирует спортивные соревнования, участвует в народных праздниках – например, в Масленице. Здоровье томичей, бодрость духа и тела – таковы приоритеты. И это правильная политика, которая формирует новое, «социально-ответственное» лицо фирмы. В конечном итоге это влияет и на ход бизнеса.
 
Надо сказать, что без подобной активной социальной позиции компания, которая производит продукт для здоровья – питьевую воду, никогда не сможет выйти за рамки малого бизнеса. Собственно, здоровье населения – это дело государственной важности. И программы соответствующие существуют, можно в них попасть. Все томские фирмы по производству и доставке питьевой воды в той или иной степени стараются участвовать в жизни города и становиться узнаваемыми.

 

Существует ли на томском рынке конкуренция?

 
А как же, да еще и со «спецэффектами». Всякий стремится поймать за руку и «завалить» зарвавшегося конкурента. Периодически томский рынок питьевой воды сотрясают «скандалы, интриги, расследования». Например, в 2008 году был случай разбирательств Роспотребнадзора и предпринимателя Олега Храмцова, который производил воду «Наша Томь». Роспотребнадзор после проверки заявил, что вода не соответствует санитарным нормам и заявленному качеству. Храмцов же в свою очередь подал в суд на контролеров, утверждая, что проверка производилась во время ремонта.  Далее следовало многолетнее разбирательство, после чего суд вынес решение, что вода вовсе не была из-под крана. Но бизнес уже не поднимешь, репутацию подмочили до предела.
 
А совсем недавно наблюдатель из народа «засёк» служебный автомобиль одной из томских компаний по доставке воды возле колонки. И фотку в интернете опубликовал. Водитель набирал в стандартные бутыли обычную водопроводную воду. Утверждает, что совсем и не для клиентов, а для своих собственных нужд. Но поди-разбери, докажи теперь… Шум-то уже поднялся. Именно поэтому в томских компаниях по доставке воды водителям строго-настрого запрещают подъезжать на служебной машине к колонкам. Вода, выходит, дело тонкое, скомпрометировать фирму и навредить бизнесу тут проще простого.
 
Хватает ли томичам фирм по доставке воды? По идее, и своих местных компаний вполне достаточно. Но недавно, в 2010 году, на томский рынок пришла крупнейшая новосибирская компания «Чистая вода» с аналогичным брендом, а также с новой маркой под названием «Норинга». Компания мощная и амбициозная, в Сибири закрепилась, теперь вышла на дальневосточный рынок, а также перевалила за Урал, собирается познакомить со своей продукцией жителей Японии и Кореи. Так что это для местных томских компаний серьезный противник. Оба своих бренда – «Чистая вода» и «Норинга» - компания обогатила новым ассортиментным рядом: выпускает воду с фтором и с йодом. 
 

Откуда томская водичка?

Томские компании получают питьевую воду разными способами: могут арендовать скважину, могут пробурить свою, а могут и вовсе пойти другим путем – просто очищать обычную воду. Так, воду «Дальний ключ» добывают из собственной артезианской скважины (180 м) в п. Победа Шегарского района. Воду «Любимая» (ООО «Норд-Н») - из артезианской скважины (80 м), которая находится в районе Михайловской рощи. А «Томскую Кристальную» в одноименной торгово-производственной компании получают путем многократной очистки водопроводной воды. Кроме того, это может быть привозная водица – как в случае с «Чистой водой» и «Норингой».
 

Сколько стоит питьевая вода в Томске?

Стоимость бутилированной воды «Дальний ключ» - 110 рублей. Но цена снижается в зависимости от объема заказа - до 85 рублей за 20 и более бутылей. Залог за тару не берется, доставка бесплатно.
 
Вода «Томская Кристальная» стоит 120 рублей, если заказывать всего лишь одну бутылку, а дальше традиционно идут скидки – например, при заказе от 2 до 5 бутылок – цена уже 100 рублей. А пенсионерам и вовсе по 80 рублей. 
 
Одна бутыль воды «Любимая» стоит 120 рублей. Скидки даются только при оптовом заказе в 20 бутылок и более.
 
Обычная чистая питьевая «Ключевая вода» стоит 130 рублей за бутыль (при заказе 2 штук), а йодированная – 150 рублей (также от 2 штук).
 
Остается добавить, что целый ряд фирм начинает активно использовать в своей деятельности интернет и онлайн-заказ, при этом клиентам могут дать хорошую скидку. Например, «Ключевая вода» будет стоить на 20 рублей дешевле.


Как будет развиваться рынок в дальнейшем?

Рынок по доставке питьевой воды демонстрирует устойчивое развитие на протяжении последних 10 лет, и эта тенденция, безусловно, сохранится и дальше.  До Европы и Америки нам еще как до Луны пешком – мы, жители Томской области, пока еще потребляем воды в 10 раз меньше, чем иностранцы.  Так что «водяным» фирмам есть, где развернуться.


В ближайшие годы будут наблюдаться следующие тенденции:


* Чем больше производитель будет вкладывать средств в формирование имиджа своей воды как «продукта для здорового образа жизни», тем быстрее пойдет развитие – это самый востребованный тренд.

* С точки зрения аудитории наиболее ценной будет считаться природная, а не очищенная вода. Хорошо, если из скважины, которая находится в каком-нибудь суперчистом заповедном месте.

* Будут развиваться новые технологии доставки питьевой воды населению – например, формирование сети киосков разливной воды - как стационарных, так и передвижных. В других городах подобное уже есть. Или такие варианты, как у ООО «Легион»: эта фирма пробует организовать в Томске целую сеть автоматов по продаже питьевой воды «Варя».

* Будет и впредь пополняться ассортимент питьевой воды – с йодом, с фтором, с серебром, с различными БАДами, для диетического и детского питания. Не факт, что вода эта кардинальным образом отличается от основы, но законы рынка требуют появления новинок.

* На рынке появится больше марок для представителей разных социальных слоев. Можно будет купить воду в сегменте «эконом», а также воду «премиум», подтверждающую имидж и статус заказчика.

* Ряд пивоваренных компаний частично перейдет на выпуск и доставку питьевой воды, так как это дает хороший прирост продаж и дальнейшие перспективы развития.

* Будет продолжаться процесс изменения приоритетов аудитории. Если раньше население использовало воду только для приготовления чая или кофе, то теперь на ней будут варить суп и каши – то есть, питьевая вода будет использоваться по полному циклу.

* Будет расти потребление негазированной питьевой воды, что весьма выгодно для бизнеса по ее доставке. Если раньше считалось, что «вода без пузырьков» - это деньги на ветер, то теперь население начинает понимать, что куда полезнее вода без газа.

* Будет продолжаться экспансия вглубь области. Бизнес по доставке питьевой воды медленно, но верно начнет продвигаться из Томска в менее крупные города – Асино, Колпашево, а также в другие районные центры.


Алла Ивонина

 
 
 
  

Ссылка на источник: https://delo-tomsk.ru/for-business/articles/318/