Выбор супермаркета: ассортимент, ценовая политика или… сила привычки?

Около десяти лет в Томске успешно осуществляются продажи товаров широкого потребления посредством деятельности магазинов-супермаркетов. Отсутствие активного участия продавцов, грамотные оформления торговых мест и другие маркетинговые приемы дали ожидаемый эффект. Томичи полюбили бродить между стеллажей продуктовых и промышленных изделий с корзинкой в руках, накладывая в нее как нужные запланированные покупки, так и «импульсивные», случайные.

В Томске работает около пятнадцати торговых сетей. Самая обширная - «Лама»: девять одноименных магазинов, 17 «Абрикосов», два гипермаркета «Фуд Сити» на улицах Беринга и Учебной. На втором месте по численности «Наш гастроном» - пять магазинов. Далее следуют «Алпи» и «Быстроном» - по четыре торговых центра в разных районах города. «Холидей Классик» - три магазина. «Биг Бэг» и «Русский гастроном» - по два. Исключая «Верхний» и «Нижний» гастрономы, все универмаги расположены вблизи жилых домов в спальных районах.

В супермаркетах потенциальные покупки находятся в так называемой личной зоне покупателя, на расстоянии в 10-50 см. Мы беспрепятственно берем в руки товар, чтобы почитать, понюхать, рассмотреть его как следует. Поставить его назад на полку (и тем самым отказаться от него) довольно тяжело. Итог: продукт отправляется в нашу корзину. По результатам исследований около 60% решений о приобретении совершается именно перед стеллажами супермаркета.

Современные торговые предприятия стремятся реализовать принципы социально-этичного маркетинга. Их политика продвижения на рынке сбыта теперь основывается не только на получении прибыли и удовлетворении потребностей. Обозначилась стратегическая цель - улучшение качества жизни людей с помощью разнообразия и объема услуг, ассортимента, количества, доступности товара, культурной среды магазина.

Однако томские потребители - не зомби, запрограммированные мастерами-мерчендайзерами на совершение покупок, которые вышагивают с тележкой по отшлифованным до блеска плитам и чувствуют себя частичкой цивилизации... Далеко не всегда томичи полностью довольны качеством обслуживания в «своих» супермаркетах.

Мария, 21 год, студентка
Я живу на «дзержинке». По дороге домой забегаю в «Абрикос» на остановке «Октябрь» - ближайший к моему дому универсам - приобретаю там все необходимое. Мне этот магазин не нравится. Например, кассирам надо постоянно напоминать, чтобы они давали отдельные пакеты для стирального порошка и продуктов. Не устраивает меня и их манера выкладки товара - на мой взгляд, неаккуратная. Ну, прилепили вы праздничные шарики над входом в торговый зал, и что? Лучше бы продавцам лекцию об элементарном уходе за внешностью прочитали. Не знаю, зачем они на фоне своего названия со стороны улицы изобразили прекрасные продукты, которых и в продаже-то не имеется. А вот «Лама» премиум-класса на пересечении Фрунзе и Комсомольского мне очень нравится! Подсветка, блеск, красота. Ходишь как в бутике. И ассортимент замечательный. Хотелось бы иметь такой гламурный продуктовый магазинчик поближе к своему дому.

Жители третьего микрорайона Иркутского тракта были удивлены два года назад, когда на месте привычного универсального магазина «Лазаревский» открылись сразу два супермаркета «Абрикос» и «Мария-Ра». Спустя некоторое время горожане поняли, что в ассортименте одного магазина есть то, чего нет у другого.

Юлия, 31 год, продавец-консультант
Например, в «Абрикосе» имеется в наличие очищенное и нарезанное свежее мясо, удобно расфасованное по 650-700 граммов. А в «Марие-Ра» фрукты и овощи более качественные; пекарня, предоставляющая тут же в хлебном отделе свежие булочки и прочую мучную продукцию. Зато хорошей рыбы нет нигде. За ней я люблю ездить в выходные на машине с мужем на Центральный рынок. Там предоставлен такой выбор, который в других местах города и не найдешь. Также на машине можно доехать до «Фуд Сити» на Беринга или «Алпи» на Мичурина. Отличные магазины! Пространство, оказывается, очень влияет на состояние потребителя в момент выбора. Ощутила на себе: гораздо приятнее совершать покупки именно в больших магазинах. Не распространяется это мнение на «Быстроном», который стоит по дороге на Черемошники. Вот этот магазин лично мне не понравился. Он больше напоминает оптовую базу, а не супермаркет. Хотя и там есть постоянные покупатели благодаря интересной системе карточек, предоставляющих скидки.

Популярнейшие в городе гипермаркеты «Фуд Сити» на Учебной и Беринга привлекают томичей пространством, ассортиментом и низкими ценами.

Илья, 22 года, программист
Я живу на Елизаровых. Запас продуктов обновляю раз в неделю в «Фуд Сити» на Учебной. Еще когда жил на площади Южной в общежитии с парнями отоваривались именно там. Для меня в этом торговом центре есть все, к каким-то особым продуктовым изыскам я не стремлюсь. Хороший магазин, меня все в нем устраивает. Особенно цены. Говорят, там все так дешево потому, что производители платят магазину отдельные деньги, не входящие в стоимость продукта, чтобы их товар был представлен в таком большом и популярном гипермаркете.

Ирина, 35 лет, бухгалтер
Мне повезло с самым близким к дому универмагом - торговым центром «Манеж». На первом этаже расположен гипермаркет «Фуд Сити», продуктовый по большей части. Захожу туда практически каждый день. Сила привычки! Но вот 30 декабря 2007 года там был такой ажиотаж: очередь не при входе в магазин, а при выходе - за освободившимися тележками, пропуском за продуктами. Я тогда развернулась и отправилась в «Биг Бэн» на Авангарде. «Толкучки» не было, к праздничному столу все продукты были приобретены без проблем.

Относительно недавно серьезную конкуренцию двум «Фудам» составлял гипермаркет «Томь» на улице Пушкина.

Денис, 26 лет, инженер
Какой раньше замечательный был гипермаркет «Томь» - большой, светлый, удобный. Я помню, что в 2005 году постоянно закупался именно там, хоть и живу далековато, на ОКБ. Начинал свое «путешествие» по магазину с сигарет - брал целый блок на месяц; далее шли всякие игрушки, порошки, шампуни, алкоголь - замечу, что таких марок пива, как там, я больше нигде не встречал; и под конец - продукты... Мы с моей девушкой могли там часами ходить с удовольствием, брать нужное и ненужное. Это был особый ритуал: получить зарплату и отправиться в «гипер». Понятно, что место стало раскручено, и наше любимое пространство продали под отделы косметики, одежды, сувениров и техники. Нынешнее местоположение продуктов стало меньше раза в четыре, по моим ощущениям. Мы туда (как раньше, специально) не ездим, только когда по пути из отделов одежды по старой памяти забегаем. Теперь за продуктами - в «Манеж», от дома недалеко. Я считаю, что расположение всех крупных супермаркетов по Томску довольно удачное. Но не стоит забывать, что томское население растет, и с каждым годом между продуктовых рядов толкаться в прайм-тайм с другими людьми становиться все неприятнее.

Анна ЛЯН

 

Ссылка на источник: https://delo-tomsk.ru/for-business/articles/29/