Казалось бы, для развития этого бизнеса сегодня нет никаких преград. Лет этак двадцать назад пошел процесс активной застройки томских окраин. Сильные мира сего чуть ли ни обязаны были, в соответствие со статусом, построить коттедж, и желательно покруче. И они росли, как грибы после дождя, эти красно-кирпичные монстры, увенчанные многочисленными башенками. Со временем стал строиться и народ попроще, и вот уже целые поселки окружили город – коттеджи на Поле чудес, в Сосновом бору, в Кисловке, на Степановке, в Тимирязево, на Восточке, на Московском тракте…
Где дом – там, как водится, и красивый двор, и современный парк, качельки-песочницы, беседки, пруды и водопады. Вот она, реальная возможность для дизайнера развернуть кипучую деятельность! Ан нет, чего-то не разворачивается она. По какой причине? Может, специалистов у нас нет? Может, фирм маловато?
Да нет, с этим, вроде бы, полный порядок:
- Если рассмотреть структуру этого рынка, получается такая картина: в Томске компаний достаточно, но и не настолько много, чтобы активно мешать друг другу. — Рассказывает Елена Шалякина, ландшафтный дизайнер студии дизайна «Три-Ра». – Есть фирмы, которые занимаются обустройством городских территорий – например, оформляют клумбы у магазинов. Есть те, которые занимаются коттеджным направлением. Есть фирмы, которые только проектируют, но есть и другие, которые еще и воплощают все эти идеи в реальность. Конкуренцию нам составляют, скорее, не наши коллеги, а так называемые «свободные бригады», которые, чаще всего, состоят из гастарбайтеров. Например, в ландшафтной фирме обустройство газона стоит 200–250 рублей, а у них – по 100 рублей за кв.м. Конечно, владельцы домов из экономии нанимают свободные бригады, не задумываясь о том, что те ведь никаких гарантий не дают. Эти люди отработали свое, уехали, и больше их не найдешь – кому предъявлять претензии? Профессионалы делают все, как надо — правильно готовят почву под газон, сеют качественные семена, смотрят, как они взошли, в случае необходимости засаживают проплешины… Однако в Томске, к сожалению, часто побеждает вопрос цены, а не качества.
По словам Елены Шалякиной, в этом бизнесе также много «свободных художников» — специалистов, которые трудятся в частном порядке, а не в какой-либо фирме. Они находят заказы по знакомству, по рекомендациям. Эта ситуация для заказчика достаточно выгодна – тут тебе и профессионализм, и качество, и цена не столь высокая. Есть в нашем городе также и специалисты по благоустройству, которые работают в крупных строительных фирмах. Теперь застройщик стремится облагородить территорию в новом микрорайоне, так что эти люди тоже, можно сказать, занимаются ландшафтным дизайном. Ну, и последнее звено – это студенты-дипломники, которые могут готовить рабочие проекты для реально существующих территорий.
Стоит упомянуть, что именно в нашем городе с каждым годом появляется все больше дизайнеров-самоучек, которые придумывают и воплощают в жизнь весьма оригинальные проекты. Речь идет о конкурсе «Томский дворик», который в этом году проходит уже в четырнадцатый раз. Далеко не каждый город может этим похвастаться. Для активистов «Томского дворика» ежегодно организуются курсы по основам ландшафтного дизайна. Понятное дело, к сфере бизнеса это отношения не имеет, но — только на первый взгляд. Победители конкурса — люди увлеченные и предприимчивые, настоящие фанаты своего дела. Что очень важно – они умеют «сделать красиво» из ничего, буквально из подручных средств. Думается, из этой гвардии непременно вырастет пара-тройка самобытных дизайнеров.
Одним словом, кадры у нас имеются. И не только приезжие, но и свои, доморощенные: чего стоит один только заслуженный биолого-почвенный факультет ТГУ, который десятки лет подряд выпускал настоящих профессионалов. Специалистов в области ландшафтного дизайна готовит также и Томский институт бизнеса. Словом, кадры есть, но всё ли они решают?
Не в кадрах дело, а, вероятно, в суровом сибирском климате. Каждый предприниматель знает, насколько рискованным становится бизнес с приставкой «сезонный».
- Услуги по ландшафтному дизайну и, особенно, по воплощению в жизнь этих проектов – это и так непростой бизнес, но у нас в Томске он, к тому же, сильно осложняется погодными условиями. – Утверждает Сергей Горошкевич, директор ООО «Сибирская академия деревьев и кустарников» (коротко «САДиК»). – Подумайте, как он может успешно развиваться, если в иных странах работу ландшафтного дизайнера мы можем видеть 365 дней в году, в Москве этот период составляет до 8 месяцев, а у нас в Томске это всего лишь 3–4 месяца. При такой жесткой сезонности ему никогда не набрать такие обороты, как в других климатических зонах.
С этим сложно не согласиться. Хотя мы, вроде, и не пытаемся равняться на Грецию или Италию, а сезонность присутствует и во многих других видах бизнеса… Вероятно, дело не только в этом?
- В Сибири, и в частности, в Томске такой бизнес как ландшафтный дизайн развивается достаточно тяжело, и вряд ли это связано только лишь с какими-то природными особенностями. – Так считает Владимир Туласов, главный инженер «Томскзеленстроя» (бывший горзеленхоз). – Очень многое зависит и от психологии людей. Большинство хозяев частных усадеб не готовы оформлять свою территорию должным образом. Не такой у нас менталитет. Из всего немалого числа владельцев частных домов лишь около 5% хотели бы воспользоваться услугами профессионалов. Большая часть населения предпочитает традиционно пустить свободную землю под огород, а не под лужайку с газоном. Считается, что газон — это расточительство, ведь на этом месте можно посадить картошку. Подавляющее большинство предпочитают облагораживать территорию своими руками. А если нет устойчивого спроса, как может развиваться бизнес?
Вообще же, по мнению Владимира Туласова, удивляться нечему: бизнес в сельском хозяйстве никогда не был особо прибыльным. Так и в ландшафтном дизайне (конечно, имеется в виду не только проект) – здесь велика доля ручного труда, причем, кропотливого. За границей ручной труд высоко ценится, у нас же он традиционно оплачивается по бросовым ценам.
Беда наших ландшафтных дизайнеров в том, что заказчик не понимает ценности этого труда. За границей на оформление участка уходит столько же «зеленых», сколько на строительство и обустройство дома. И там считается чуть ли ни позорным иметь запущенный, неухоженный участок. Наши же клиенты торгуются до последнего. Как так, за дизайн-проект одной сотки земли выкладывать две, три, пять тысяч? Да хоть тысячу, все равно жалко. За такие деньги я вам и сам все это нарисую… Смета и в 50–100, и в 200–300 тысяч вызывает настоящий шок, поэтому фирмам приходится заметно снижать расценки. Но есть ведь и предел, после которого смысла нет браться за работу… Стоит ли упоминать о том, что в Москве расценки намного выше. И ничего, заказывают.
А вот еще одна проблема томских ландшафтных дизайнеров:
- Для того чтобы какой-либо бизнес развивался, он должен иметь хорошую, стабильную основу – чтобы специалистам было с чем работать. Нашим ландшафтным дизайнерам приходится туго – ассортимент растений невелик, — говорит Сергей Горошкевич, — и не только потому, что у нас суровый климат. Дело в том, что у нас в Томске очень мало питомников, где выращивался бы адаптированный материал для работы. Вот наш питомник существует уже около десяти лет, и мы считаемся крупными поставщиками саженцев. Но этого мало! Можно сказать, у нас в Томске совсем не развит этот бизнес – питомники. А с привозными растениями сложно работать.
Эту точку зрения поддерживает и ландшафтный дизайнер Елена Шалякина:
- Сейчас, конечно, можно заказать и купить все, что угодно, но где гарантия, что нежные неприспособленные растения из других климатических зон выживут после суровой зимы? Такие участки могут хорошо выглядеть только в первый год, а потом пойдут потери. Впрочем, все зависит от людей – если это по-настоящему увлеченные люди, они сумеют сохранить свой мирок в первозданной красоте и в целостности.
Да уж, проблем хватает. Будущее у этого бизнеса есть, но, похоже, ему будет непросто укорениться и прорасти на томской земле:
- Рынок в Томске не очень активный, достаточно инертный, вряд ли он будет развиваться быстрыми темпами и в больших объемах. – Так считает дизайнер Елена Шалякина. — В начале кризиса был заметный спад, но в это лето уже получше, заказов стало больше.
По словам сотрудников дизайн-группы «Красиво», большого спроса на заказы по ландшафтному дизайну не наблюдается. Бума нет, но и спада нет, так на одном уровне всё и держится. Спасает фирму то, что ландшафтный дизайн отнюдь не является ее единственным направлением деятельности. По старому доброму принципу, в этой фирме стараются не класть все яйца в одну корзину, занимаются всем подряд — архитектурным проектированием и авторским надзором, фасадами и интерьерами. И так, кстати, поступает большинство фирм, у нас практически нет «ландшафтников» в чистом виде. Нередко ландшафтных дизайнеров нанимают по договору поработать «в сезон», но не содержат эту штатную единицу постоянно.
- До кризиса, два года назад только-только стал намечаться рост заказов, — вспоминает Владимир Туласов, — к нам, например, обращались даже московские фирмы – однажды мы отправили туда две фуры кедров, это около 300 штук. Предупреждали, что половина из них, вполне возможно, не приживется, ведь Москва – это не подходящая для таежного кедра среда обитания. Однако люди заказывали, и их ничто не пугало. Но теперь на рынке ландшафтного дизайна все застопорилось, и выход из этого кризиса будет еще не скоро. Как правило, сейчас востребованы только такие услуги, как консультация или предоставление проекта. Все остальное люди делают сами, и это вряд ли бывает выполнено на высоком профессиональном уровне.
Так что же ждет рынок ландшафтного дизайна в Томске? Вероятно, мы пойдем таким же путем, что и москвичи – только в этом случае бизнес сможет «вырулить» на принципиально иную ступень развития. В Москве и других крупных городах застройщик ведет работы на большой территории, строит коттеджи и сразу же облагораживает двор, и уже в таком виде все это предлагается потребителю. Такие поселки производят совсем другое впечатление, выглядят вполне цивилизованно. У нас же застройка велась хаотично – возьмем тот же Апрель или коттеджи за Академгородком. Да в любом поселке одно и то же — каждый сам себе хозяин, и общего гармоничного впечатления нет. Возможно, новые поселки – такие, как, например, Элеонор – будут оформляться комплексно, и тогда мы увидим, наконец, красивые, ухоженные и хорошо оформленные усадьбы.
Будем знать
Алла Ивонина