Закон о такси: хотели, как лучше?

Более двух месяцев на территории Томской области действует закон о такси. Практически с первых же дней, начиная с 15 мая, и представители бизнеса такси, и простые жители почувствовали на себе его, э-э…. не всегда положительное влияние. Странно, не правда ли? Хотели ведь, как лучше, а получилось, как обычно. Перевозчики дружно жаловались на то, что едва ли не треть «личного состава» тут же собрала вещички и ушла в теневой бизнес, то бишь, на бордюры. Что касается граждан, они получили все с точностью до наоборот: теперь такси нужно было ждать не меньше, чем полчаса, и хорошо еще, если твой заказ примут.

Не удивительно, что практически сразу были организованы заседания рабочей группы по реализации областного закона «О требованиях к перевозкам пассажиров легковыми такси на территории Томской области». Началась работа над поправками, которые были согласованы через месяц,  в начале июля. Пакет поправок будет обсуждаться на заседании областной думы 29 июля.

Итак, что же было решено изменить? Самый животрепещущий вопрос – финансовый. Как только дело доходит до денег, законотворцы порой голову теряют. Судите сами: в первой редакции закона максимальный штраф для юридических лиц составлял за первое нарушение – 300 тысяч рублей, за повторное – 500 тысяч. Нет, это понятно – надо нарушителей наказывать. Но суммы-то, суммы каковы! Таксисты, они ж просто людей возят, а не нефть и газ из недр качают. После выплаты таких штрафов владельцу этого бизнеса можно смело сворачивать деятельность – ему все равно уже никогда не подняться. Ну, или с помощью взяток как-то договариваться. Иногда кажется, что кое-какие пункты в законах специально делают заведомо невыполнимыми, чтобы вопросы эти можно было решить только одним лишь известным путем…

Суммы штрафов, будем надеяться, вскоре существенно изменятся и приблизятся к реальности (и к федеральному законодательству): вместо 300 тысяч рублей – 50 тысяч за первое нарушение, вместо 500 тысяч за повторное – сумма в 5 раз меньше. Это для юрлиц. И предпринимательский штраф за рецидив тоже уменьшился в 5 раз – с 50 до 10 тысяч рублей. Представители бизнеса такси «выбили» и такую немаловажную «льготу», как предупреждение за какое-либо первое незначительное нарушение.

Другой важнейший вопрос – а нелегальный бизнес что, так и будет работать вне закона? Ситуация эта выглядит по меньшей мере нелогично: как будто перевозчики сами, по собственному желанию надели на себя ярмо со всеми этими штрафами и придирками гаишников. А нелегалы работают, как хотят – никаких тебе медицинских проверок, техосмотра раз в полгода.  Попробуй, докажи, что вот этот парень на машине везет именно клиента, а не свою тётю из Мариуполя. По оценке экспертов, бордюрщики не доплачивают в бюджет более 20 миллионов рублей налогов в год. И вообще, их еще больше, чем легальных водителей: в Томской области в такси работают около 8-10 тысяч человек, а частников 12-13 тысяч. Возникает вопрос: а зачем тогда вообще принимали этот закон, если он не меняет ситуацию на всем большом рынке такси?

Много говорили о детских креслах. Действительно, почему их в такси раньше не было? На них что, ПДД не распространяются? Теперь диспетчер будет уточнять, не поедут ли с вами малыши, и присылать вам такси с креслом. Предполагается, что в каждом таксопарке будет несколько таких машин. Но, чувствую, ждать этот детский эксклюзив придется по часу, не меньше – мало ли, в каком районе города он в это время катается. Хорошо, если на заднем сидении в салоне есть ремни безопасности – можно пристегнуться (хотя не каждый ребенок захочет). Поправка на этот счет была такой: теперь пусть и водитель несет ответственность за то, что нет у него в салоне креслица. Может он, супостат, прячет его в багажнике, и не хочет устанавливать?

Минимальный стаж водителя такси решено было снизить с трех лет до двух. Эксперты из страховых компаний говорят, что именно такой период – до двух лет – есть самый опасный в аварийном плане. Мол, потом люди как-то выправляются. Что тут сказать, кто-то и после двух лет везет, как ангел небесный, потому что внимательный и осторожный, а кому-то и после десяти лет Бог ума не дал… Поверим в данном случае экспертам. Да, была еще такая поправка: если у товарища был перерыв в водительском стаже больше, чем год, то он должен пройти стажировку. Правда, пока непонятно где, потому что в Томске на данный момент нет ни одного официально и правильно зарегистрированного таксиста-наставника.

По просьбе перевозчиков убрали один из пунктов, который касался технического состояния автомобиля. Раньше гаишники могли придраться к «следам ржавчины» или «вмятине на кузове» легкового такси, ведь по новому закону иметь подобные изъяны не положено. Прямо так вот отдельно и сказано. Ох, и радости было у иных сотрудников ГИБДД! Это ж надо, прям как будто специально для них этот пункт так подробно расписали! Водители такси жалуются, что отныне размеры взяток, которые берут недобросовестные гаишники, возросли во много раз. Попробуй, докажи представителю ГИБДД, что эта вот царапина на кузове уж точно не похожа на вмятину. Он будет спорить, и как всегда, окажется прав. Теперь это упоминание убирают, потому что в законе, вообще-то, уже есть пункт о техническом состоянии автомобиля – незачем повторяться.

Еще один спорный вопрос касается стоянок для легковых такси. Что ж, дело хорошее – удобно таксистам, комфортно горожанам. Но дело в том, что перевозчикам придется их арендовать. Интересно, по каким тарифам? Сколько денег уйдет на их первоначальное обустройство? А на последующее обслуживание? Стоит учесть и тот факт, что каждому перевозчику нужно иметь не менее 5 таких стоянок (хотя и этого мало). Это ж какие деньги! Думаю, представители городской власти, почуяв запах денег, не поскупятся на расценки – ситуация будет такой же, как и со штрафами, а попросту неподъемной. В итоге все это отразится на плате за услугу такси, то есть, пострадают горожане. Кроме того, все перевозчики будут пытаться арендовать стоянки в центре, ведь содержать окраины невыгодно. Чего в итоге добьемся? В конце концов, кому нужны эти стоянки, не только ведь представителям такси, но и городу! Боюсь, пролетим мы с этим вопросом…

Впрочем, предоставим слово тем, кто имеет непосредственное отношение к бизнесу такси и выработке нового закона:

Евгений Иванов, директор «Русского такси»

Ростислав Пыльцов, директор «Сибирского такси»

Алексей Спиридонов, соучредитель такси «Авангард»

Иван Бубеннов, заместитель руководителя Управления автодорожного надзора по Томской области.

Нужен ли Томской области закон о такси?

Евгений Иванов: Закон нужен, но только хороший закон. Вот мы сейчас внесли поправки, предложения свои – посмотрим, как дела дальше пойдут. Что-то будет не так – будем опять собираться и менять некоторые пункты.

Ростислав Пыльцов: После отмены лицензирования, последние 5 лет владельцы такси, что там говорить, расслабились, поэтому принятие закона считаю уместным и своевременным – во всем нужен порядок. Дело в том, что все эти положения – о технических нормах, о состоянии водителя и так далее – они же все есть в федеральных законах. Но там они в разрозненном виде. В нашем же законе все собрано воедино, систематизировано.

Возможно, у кого-то возникнет ощущение, что представители бизнеса такси действуют чуть ли ни себе во вред, надевают «ярмо на шею». Я не согласен с такой позицией. Я считаю, что наше решение – способствовать принятию адекватного закона о такси – это, в том числе, и вопрос этики. Вот, к примеру, если вас не останавливает на каждом перекрестке гаишник, это же не значит, что вы все время будете ездить на красный свет. Вы понимаете, что рано или поздно это приведет к нежелательным последствиям. И вы соблюдаете правила, пусть даже вас в данный момент никто не контролирует. Так же и с законом о такси. Нам всем в итоге нужно приходить к цивилизованным формам обслуживания.  Высокое качество услуги – это, в конечном итоге, залог стабильности бизнеса. 

В целом считаю, что рабочая группа потрудилась весьма эффективно. У нас, представителей разных структур, не было каких-либо принципиальных разногласий по поводу внесения поправок. Все предложения рассматривались и принимались после должной корректировки и обсуждения.

Алексей Спиридонов: Нам нужен хорошо проработанный, адекватный закон, который пошел бы на пользу гражданам, региону и бизнесу. Пока такого мы его не имеем. Вот сейчас поступил ряд предложений, поправок. Однако мы не можем сказать, какие из них примет областная дума, возможно, и в поправки будут внесены какие-то изменения и уточнения. Посмотрим, как будет работать закон после этого, пока рано делать окончательные выводы.

Иван Бубеннов: То, что начало положено, это уже хорошо. Но говорить о том, что с момента принятия поправок в закон все тут же чудесным образом наладится, думаю, нельзя. Нам еще предстоит очень много работы.

 Возьмем для наглядности вопрос о стоимости перевозок. Вот, к примеру, в Германии в салоне стоит электронный счетчик. Сколько проехали – столько пассажир и заплатил. А не так, как у нас – один за дорогу от Южной до ОКБ берет 150 рублей, другой 200 рублей. Почему такая разница? Такси – это же такой же общественный транспорт, как и маршрутки, автобусы и трамвай. Здесь также должны быть фиксированные, одинаковые для всех нормы – стоимость 1 км. пути. И все фирмы города должны работать по этой одинаковой цене.

Еще также такой момент, как самоуправство. У нас кто-то из водителей может не взять пассажира просто потому, что он ему чем-то не понравился, не угодил, стал торговаться. Что за вольности? Нужно убирать этот субъективный фактор из работы такси. И сам водитель должен соответствовать хотя бы элементарным культурным нормам – он должен быть здоров, трезв, побрит и вежлив.

Одним словом, нам до цивилизованного рынка такси еще очень далеко. Но будем собираться, обсуждать, вносить поправки, будем работать.

Что делать с нелегальным рынком такси? Может ли закон, в итоге, повлиять на его состояние?

Евгений Иванов: Нет, этот закон не имеет отношения к нелегалам, он распространяется только на водителей официальных таксопарков. Мы, конечно, пытались ввести ответственность водителей, в том числе и частникам, перевозящих клиентов, предлагали такую формулировку как «водитель легкового автомобиля». Но это определение не прошло юридической проверки, и теперь оно звучит так – «водитель легкового такси». То есть, это легальный водитель. Если же поймают частника с нарушением, он будет отпираться и утверждать, что он не является водителем такси, и действие закона, штрафы на него не распространяются.  Даже если у него «шашечки» на крыше, он может сказать, что ему так нравится ездить. За это не наказывают. То есть, надо еще доказать, что это именно «водитель легкового такси».

Закон на нелегалов не действует, но примерно с этого же времени появились другие меры борьбы с этим незаконным бизнесом – совместные рейды с представителями ГИБДД, транспортной инспекции и налоговой службы. Они проходят 3-4 раза в неделю, и мы, руководители такси, также постоянно принимаем в них участие. То есть, и в отношении нелегалов есть подвижки, и со временем, думаю, будет одинаково жесткий контроль за всеми участниками рынка. 

Ростислав Пыльцов: Я не думаю, что этот закон даже после поправок как-то всерьез затронет представителей нелегального бизнеса такси. Да, сейчас вводится такая поправка – ответственность водителя, а не только предпринимателя или юридического лица, что вполне логично. Другое дело, что это именно «водитель легкового такси». А что такое есть «легковое такси»? Что это за автомобиль? Если на машине шашечки сверху, так это еще не такси, на самом деле. Вот есть четкое определение, что такое автомобили специального назначения – описаны и особые знаки отличия, и мигалки. И понятно, что автомобилям, обладающим этими признаками, нельзя создавать препятствия на проезжей части. В то же время даже на федеральном уровне нет четкого определения такси. Даже если мы в регионе определимся с этим понятием, и начнем штрафовать на этом основании нелегалов, все это можно будет опровергнуть в судебном порядке – ведь на федеральном уровне ничего подобного не существует.

На самом деле, у меня вовсе нет желания жестоко разделаться с представителями нелегального бизнеса такси – людям просто нужно зарабатывать деньги. Мне бы хотелось, чтобы все мы работали по одним законам, вот и всё.

Алексей Спиридонов: Чего не хотелось бы, это того, чтобы весь этот контроль, штрафы, требования имели бы отношение только к легальному бизнесу. Очевидно, что это может привести к оттоку людей из таксопарков и увеличению числа нелегалов. Хотелось бы, чтобы мероприятия по контролю за теневым бизнесом такси проходили бы намного чаще и с еще большим результатом. Ведь все дело в том, что армия нелегалов огромна, и несколькими пойманными водителями рост этого теневого бизнеса не остановишь. Надеюсь, что контроль за нелегальным бизнесом будет еще более жестким.

Иван Бубеннов: Конечно, он будет оказывать определенное влияние. Сам закон практически не распространяется на нелегальный рынок.  Но мы сейчас стараемся постоянно  контролировать теневой рынок, потому что он в последнее время стал расширяться. У нас есть свои методы борьбы с нелегальными таксистами.

Как скоро в городе появятся стоянки для такси?

Евгений Иванов: Да пока еще ни одной не удалось организовать – масса проблем. А уж про целую сеть стоянок пока и речи не идет. Вы же помните, раньше они были в городе, но теперь все это утеряно, надо восстанавливать. Вот представьте, вдруг в городе не стало бы ни одной остановки маршруток! Как это возможно, ведь это общественный транспорт! Так ведь и такси – тот же общественный транспорт, и ему тоже надо предоставить адекватные условия для работы. По большому счету, на каждый район города надо не менее 15 стоянок такси.

Но даже не представляю, где будут сделаны эти стоянки – все же земли заняты, улицы и без того узкие! Однако все дело в том, что это не должно быть нашей головной болью, это дело властей. Обязать, к примеру, владельцев крупных торговых центров выделить площадку под такси – это только городская власть может, а вовсе не перевозчики. Мы, конечно, не сможем организовывать сеть стоянок на свои деньги, иначе разоримся. Мы можем их содержать в надлежащем санитарном состоянии (как это делается на стоянках маршрутников), выполнять все требования, но вот платить какую-то большую арендную плату… Она должна быть небольшой, символической.

Алексей Спиридонов: Думаю, это процесс не быстрый. Однако если в городе появятся стоянки в большом количестве, бизнес такси будет осваивать еще одно направление – работа со стоянок. Здесь много отличий от работы с диспетчером. Можно вести эти направления параллельно, через полгода-год, думаю, уже будут примеры. Плюс в том, что для многих горожан это будет удобно – не заказывать такси, не ждать, а выйти на стоянку и быстро уехать.

Иван Бубеннов: На самом деле сейчас идет работа по созданию уже не семи, как заявлялось раньше, а 23 стоянок такси в городе. На Томске-I, возле крупных торговых комплексов. Обсуждается вопрос их обустройства, эксплуатации, арендной платы. И здесь нужно все хорошо продумать, чтобы в итоге владельцам такси было выгодно пользоваться этими стоянками. Если во главу угла встанет вопрос получения денег с частного бизнеса, а не удобного обслуживания горожан, эта инициатива может и заглохнуть.

Ростислав Пыльцов: Конечно же, это хорошее, нужное решение - оборудовать в городе специальные места для стоянок такси. В то же время необходимо тщательно изучить рабочий проект, и мы как раз займемся этим летом и осенью, до очередного заседания рабочей группы. На самом деле, это очень сложный вопрос. К примеру, принято решение устраивать стоянки возле крупных торговых центров. Это логично. Но как это решить в реальности? Ведь, чаще всего, это частные владения. Да и лишних метров там нет, в иных местах машины покупателей едва вмещаются.

На самом деле подобные вопросы нужно было бы решать еще на стадии проектирования - вписывать стоянки в городское пространство. Это в идеале. Сейчас же придется тщательно работать над местом для каждой отдельной стоянки, и это порой  будет связано с большими сложностями.

Поднимался вопрос о том, что владельцы такси должны арендовать эти стоянки. Это, безусловно, ведет за собой немалые расходы. И здесь мы хотели бы прийти к следующему соглашению. В городе есть так называемые стратегические места, где таксистам выгодно стоять, и вот за эти места мы готовы платить. В то же время будут стоянки, которые нужны городу для более полного охвата услугой такси, но не бизнесу, и здесь должны быть совершенно другие условия аренды. Вот над этими вопросами нам и предстоит поработать.

Алла Ивонина

 

 

Ссылка на источник: https://delo-tomsk.ru/for-business/articles/275/