Имя им – легион, часть I

Рынок доставки готовых блюд в Томске широк и разнообразен. Компании, занимающиеся приготовлением и доставкой пищи то и дело заваливают почтовые ящики буклетами и пестрят баннерами на популярных порталах. Кто-то из них уже медленно умирает (с упорством доедая нераспроданное), кто-то завоевывает соседние регионы. И все же: кто и как борется за желудки горожан?

Мода – субстанция изменчивая. И до окраин империи «доходит» с запозданием. В столице уже моветон и наелись, а у нас валят толпами и сметают с прилавков. Еще в начале 90-ых в Москве открылась первая пиццерия, в недрах которой удивленно пучили глаза на заморскую пищу еще вполне советские граждане. Выгодно отличаясь от столовых с жизнеутверждающими названиями, пиццерия быстро обрела огромную популярность. Гораздо позже пришла мода на суши. В далеком замкадье кормить народ иностранной экзотикой стали в конце 90-начале нулевых. Окончательно на «колеса» этот бизнес перебрался к середине прошлого десятилетия. И сейчас рынок доставки готовой пищи уверенно стоит на ногах. Кризис, как оказалось, тоже не помеха – средняя сумма чека составляет около 500 рублей. Заглушить таким способом вой голодного желудка может себе позволить даже студент.

Если же брать отдельно сегменты рынка, то можно выделить четыре основных направления: доставка пиццы, доставка готовых обедов (рашн китчен), доставка суши, и доставка «всего и сразу» (мультикухня). Впрочем, четко ориентирующихся на определенную кухню компаний почти не осталось. Каждый игрок рынка стремится предложить наиболее разнообразное интернациональное меню. Причина банальна: потребитель вечно жаждет новенького.

Пицца, сэр

Первыми компаниями, которые «посадили» пиццу на колеса, стали соответственно томские пиццерии - «Пицце-рио», и «Мистер Пицца». В «Пиццерио», сообщают, что эта «опция» приносит хороший доход всей сети компаний.

«Мы наладили доставку в 2004 году, почти сразу как открыли «Пиццерио». Ассортимент нашей доставки – это всё, что продается в кафе, - говорит Лайма Викторовна Коваленко, управляющая сетью компаний «Пиццерио», «Перчини», «People’s», - Доставка дело прибыльное, обороты, правда, говорить не буду. Скажу лишь, что доход имеет сезонный характер. И доставка очень сильно реагирует на погоду. Как только погода ухудшается, люди остаются дома, и, соответственно, заказывают пищу домой или в офис».

Доставку пиццы наладили и «мультикухонные» компании, в меню которых присутствуют 5-6 видов изобретений итальянских кулинаров. Причем цены на их пиццы ниже, чем у «Пиццерио» и «Мистер-Пиццы». В «Пиццерио» говорят, что серьезной конкуренции пока не заметили. В столицах данным бизнесом занимаются крупные сетевые игроки «Сбарро», «Папа Джонс» и компании, занимающиеся исключительно приготовлением и доставкой («Транспицца», «Сити-Пицца»).

В Новосибирске в этом бизнесе уверенно себя чувствует «New York pizza». До Томска крупные сетевики пока не добрались, а те, что есть, видимо, вполне удовлетворяют аппетиты горожан.

Фугу, Вася!

Не все йогурты одинаково полезны. Возможно, что этим слоганом руководствуются томичи заказывая вместо пиццы партию роллов. Ведь суши давно приобрели репутацию здоровой и некалорийной пищи. В Томске этот продукт имеет стойкий электорат клиентов. Доставкой занимаются все заведения, потчующие гостей японской снедью (кафе «Якудза Суши», «Бамбук»). Исключительно на доставке специализируются «Мир суши», «СушиАрт» «Доставка из Токио. Японская кухня» etc. Подробнее остановимся на монополисте рынка – компании «Мир Суши».

Компания, основанная в 2004 году, уже давно переросла размеры нашего города. С момента создания у предприятия появились свои «плацдармы» в Красноярске, Тюмене, Казане, Иркутске. Последняя из «планет» «Мира Суши» полгода назад открылась в Краснодаре. А в Томске висят билборды с рекламой, масштабно обновился сайт, появились новые сервисы, в меню появилась мексиканская кухня. В общем, только на IPO еще не вышли. По словам Игоря Ястребова, директора по продажам компании «Мир Суши», их компания занимает 80% рынка доставки и приготовления суши.

«Томск – это место, где основана наша компания. За 6 лет здесь мы наработали широкую аудиторию. Отсюда мы начали экспансию в другие области страны. Согласитесь, это достаточно редкое явление, когда бизнес из глубинки развивается в регионы. Все привыкли к тому, что развитие начинается из столицы в провинцию. Наша стратегия развития приносит плоды: на данный момент у нас успешно функционируют 5 филиалов в разных городах России. В них различается лишь структура клиентов. В Томске это молодежь, примерный возраст 18-35 лет, - продолжает Игорь Ястребов, - Что может тормозить такое развитие и снизить уровень продаж? Уж точно не кризис. Я считаю, что наш бизнес находится не в том сегменте рынка, на который бы сильно влияли обвалы экономики. Продукция компании «Мир Суши» у наших клиентов ассоциируется с элементом праздника. То есть не просто поесть, а именно что порадовать себя и своих близких. Раз в месяц себе это могут позволить очень многие».

Пицца, лазанья и прочие итальянские навороты не особо интересуют компанию «Мир Суши». У них свой вектор развития. Вполне, кстати, благородный.

«Пиццами не будем заниматься. Один из принципов нашей компании – здоровое питание, а пицца явно не самая здоровая пища. Пицца нас не заинтересует, даже если это станет очень выгодно. Алкоголем торговать тоже выгодно, однако мы же не торгуем, - продолжает директор по продажам. Сырье «Мир Суши» закупает в Москве. Свежезамороженные морепродукты закупаются в Норвегии, и через северную столицу доставляется в Томск. Перед доставкой к клиенту блюдо проходит три уровня контроля качества. Для дополнительной проверки сервиса компания использует «тайных покупателей» - проверяет курьеров и операторов. Говоря о конкурентах компании, Игорь Ястребов не боится называть имен: «Путь компании «Сакура» (sakura.tom.ru) - это просто путь в тупик. Это мое мнение. Люди пробуют реализоваться, отъесть долю рынка. На самом деле это не так просто как им кажется. Ведь это целая цепочка сложнейших организационных действий. Я могу сказать, что у них (у «Сакуры» - прим. ред.), даже наши фотографии используются. «Самурай» уже давно существует и такое ощущение, что ведет постоянную борьбу за выживание. В свое время, он очень сильно проиграл в качестве, потерял доверие клиентов и вернуть после этого какие то сильные позиции на рынке практически невозможно. Поэтому контроль качества, как входящего сырья, так и самих блюд у нас очень четко отслеживается».

По мнению директора по продажам «Мир Суши», главная проблема компаний-новичков – это стремление детально скопировать бизнес-модель крупных игроков, не пытаясь найти свое «лицо», свою нишу в бизнесе. В его словах большая доля истины. Для того, чтобы убедится в озвученном тезисе достаточно посмотреть на сайты ресторанов доставки. Ведь именно они зачастую являются фасадом компании. Большинство веб-ресурсов декорированы заезженными сценами из японской жизни: самураи, гейши, сакура в цвету и неизменная Фудзи. Ничего оригинального и способного зацепить клиента за жабры. Сравните сами: «Самурай» (http://samurai.tom.ru/), "СушиАрт"( http://sushiart.tomsk.ru/), «Сакура» (http://sakura.tom.ru/) и «Мир Суши» (http://www.mirsushi.com/).

Как «Сакура» будет выбираться из наезженной колеи в напророченный тупик, поведал управляющий этой компании Алексей Степанов: «Нам многие говорят, что мы делаем плагиат. Я не вижу в этом ничего плохого. «Мир Суши», в свое время, также начинали свое дело по образу и подобию других крупных компаний. У нас уже есть свои идеи, планируется свой путь развития, так что все будет в порядке. И на данный момент у нас уже достаточно большое количество постоянных клиентов. Порядка 15 процентов от всех клиентов впервые заказавших у нас продукцию. Это около 4 тысяч человек».

По словам Алексея Степанова, осенью на данном рынке появится еще несколько ресторанов доставки суши. Сколько их погибнет, к этому времени, просчитать невозможно. В Москве, к примеру, каждый день умирает одна подобная компания и одна регистрируется. Томску пока до такой статистики расти и расти.

Евгений РОЖКОВ

 

Ссылка на источник: https://delo-tomsk.ru/for-business/articles/271/