Блеск и нищета томских автосервисов

С каждым годом услуги автосервисов становятся все более востребованными. Их в Томске более полутора сотен, но только половина из них существует официально. Остальные прячутся за гаражными воротами.

Автомобилей вокруг – прорва. Они заполонили все –  наши узенькие улочки, наши масенькие дворики, наши тесные стояночки возле магазинов… Томск вообще заполонить несложно. В целом в нашем городе сегодня стоят на учете аж 127.469 автомобилей. Это на пятьсот-то тысяч граждан, включая бабушек и младенцев!

Соответственно, с каждым годом все более востребованными становятся услуги автосервисов. Их в Томске более полутора сотен, но только половина из них (а то и меньше) существует официально. Остальные прячутся за гаражными воротами.

Так что основная характеристика томского рынка автосервисов – его неоднородность. Огромные монументальные автокомплексы «Тойота» и «Форд» (да и все остальные автобренды у нас представлены), и тут же, за углом – корявые самодельные таблички в гаражных трущобах. Не рынок, а Дикий Запад. Наполовину «дикий» (нелегальный), наполовину «западный» (цивилизованный).

Непонятно, их что, никто не гоняет, «гаражников» этих? Ну, или «домушников» (если кто-то во дворе своего дома работает).  Никому дела нет до Самоделкиных? Ну, иногда создают рабочие комиссии и гоняют. Но как-то не принципиально, раз «серых сервисов» все еще дополна. Кризис же и вовсе добавил в ряды «гаражников» новых Кулибиных. Надо же людям как-то деньги зарабатывать, семью кормить! Да, нет нужного оборудования, нет опыта, но… есть русское «авось» и «чем я хуже других».

Однако все это в итоге отражается на общем техническом состоянии томского автотранспорта. По словам директора пункта техосмотра на Энергетической Бориса Сухушина, состояние это за последние полтора года заметно ухудшилось - количество автомобилей, проходящих техосмотр повторно, увеличилось на 20-25%. Отчасти и потому, что люди стали ремонтировать свои машины там, где подешевле, – то есть, в тех самых гаражах. А там и услуги, мягко говоря, оставляют желать лучшего, и запчасти не оригинальные (в смысле, дубликаты или б/у).

Однако пора предоставить слово профессионалам. На наши вопросы отвечают руководители томских автосервисов - Андрей Ефименко, директор автоцентра «Южный»; Дмитрий Булатов, директор автокомплекса «Ремавто»; Вадим Вяткин, руководитель автосервиса «Водолей».


Общая характеристика компании – когда была создана, какие виды услуг оказывает, для каких марок автомобилей, есть ли магазин автозапчастей.

Автоцентр «Южный». Предприятие, которое впоследствии стало автоцентром «Южный», было организовано в 1995 году. Это был период перестройки, тяжелое кризисное время. Надо было как-то зарабатывать на жизнь. Вот тогда и объединились несколько инженеров – конструкторы, технологи – те, кому была близка и знакома «автомобильная тема». Так хобби стало профессией. Но мы решили сразу строить бизнес очень серьезно. Начинали с небольшого автосервиса на 6-7 мест, с редкой тогда услуги - подбор автоэмали. Это было всего лишь второе подобное оборудование в Томске.

Теперь же автоцентр – это крупное многопрофильное предприятие. В 2005 году был запущен цех технического обслуживания на 12 мест, кузовной цех на 22 места. В автокомплексе есть стол заказов автозапчастей, а также автосалон, представляющий марку «Пежо».

Автокомплекс «Ремавто». Наш автокомплекс был создан в 2002 году. Начинали с малого - со срочного ремонта. Теперь же «Ремавто» - это крупная, динамично развивающаяся компания. Теперь это уже сеть автосервисов со всеми видами услуг, это крупный магазин автозапчастей. Мы также являемся официальными дилерами ряда торговых марок, например, Castrol & BP. Обслуживаем автомобили и импортного, и отечественного производства.Автокомплекс «Водолей». Автокомплекс существует с 2002  года. Начиналось все с автомойки, затем появился цех техобслуживания и магазин автозапчастей. А 3 года назад был введен в строй цех кузовного ремонта. То есть, сейчас мы оказываем полный комплекс услуг по ремонту автомобилей любых марок.

 

Что является на сегодняшний день самой большой проблемой для автосервисов?

 Автоцентр «Южный». Лично для нас самой большой проблемой является высокий земельный налог. Земля у нас находится в собственности, и мы платим за нее большие деньги, как будто мы казино или автозаправка. Были попытки властей пересмотреть этот земельный налог, однако все они сошли «на  нет». С таким налогом не так-то просто развиваться и получать прибыль.

Автокомплекс «Ремавто». Думаю, что самая большая проблема – это отсутствие денег у населения. Если бы у клиентов были средства – автосервисы жили бы замечательно. Причем, здесь даже кризисы не при чем. У народа уже долгие годы, с конца 80-х, постоянно нет денег. В том числе и на то, чтобы отремонтировать и обслужить машину по всем параметрам.

Автокомплекс «Водолей».  Я считаю, что самая большая проблема – это «серые», подпольные автосервисы. В любом гаражном комплексе мы можем увидеть эти объявления: посмотришь – так там только что космические аппараты не ремонтируют! И что мы получаем в итоге? Вот сегодня к нам обратился клиент после «гаражного» ремонта – с него там содрали 30 тысяч рублей, не только не устранив неисправность, а сделав еще хуже. Теперь ему, чтобы отремонтировать автомобиль, нужно заплатить еще 40 тысяч рублей – исправлять-то всегда дороже.

Да, не спорю, в народе есть мастера-«золотые руки», которые действительно разбираются в автомобилях и делают ремонт честно и качественно. Но таких – единицы. В целом же мы имеем целую армию людей, далеких от профессионализма. В 90-х годах было засилье «гаражников», а теперь, мне кажется, их стало еще больше.

Какое влияние на деятельность вашей компании оказал кризис? Насколько уменьшился спрос на услуги? За счет каких мероприятий и ресурсов вы преодолеваете этот тяжелый период?

Автоцентр «Южный». С началом кризиса сразу резко уменьшился поток клиентов – пришлось придумывать какие-то новые ходы для их привлечения, пришлось мобилизоваться, использовать внутренние ресурсы. Так что в кризисе есть и положительные стороны!

Особенно тяжело было пережить 2009 год. Если сравнивать с кризисом 90-х годов, могу сказать, что сейчас однозначно тяжелее. Тогда ведь практически не было конкуренции – работай себе честно, делай ремонт хорошо, вот и будут к тебе обращаться! Тогда не было таких жестких условий существования, таких высоких налогов. Как-то легче было дышать…

Сейчас можно сказать со всей уверенностью – пик нынешнего кризиса пройден. Мы выжили за счет того, что у нас сплоченный коллектив, а также благодаря нашим постоянным клиентам, которые ценят качество и давно имеют с нами дело.

Автокомплекс «Ремавто». Конечно, с началом кризиса, с осени 2008 года поток клиентов резко уменьшился. И эта тенденция сохраняется. Может быть, в самом начале силен был психологический фактор - люди были напуганы кризисом, поэтому стали резко экономить на всем. Но теперь ситуация не лучше. Да, теперь все поняли, что этот сложный период будет длительным и займет не один год. Это забег на длинную дистанцию, и здесь средства опять-таки экономятся, просчитываются, распределяются на долгий срок.

Легче ли нам стало по сравнению с 2009 годом? Да нет, нам, скорее, в 2009 году было легче. Я бы не сказал, что дела резко пошли в гору, клиент «пошёл», проблемы разрешились.

Автокомплекс «Водолей». Думаю, что кризис еще никто не преодолел. Не могу сказать, что количество клиентов резко сократилось, но вот объем ремонта стал заметно меньше. Может, человек до кризиса планировал, к примеру, в скором времени поменять стойки. Но теперь он будет ездить на них, что называется, «до упора». Все экономят, тянут с ремонтом до последнего.

 

В чем вы идете навстречу клиентам, чем пытаетесь привлечь их? Есть ли скидки, рассрочка платежа?

Автоцентр «Южный». У нас есть отработанная система скидок, бонусов. Всегда идем навстречу постоянным и корпоративным клиентам. Да в любом случае, с каждым клиентом будет выработана удобная для него система оплаты.

Автокомплекс «Ремавто». Мы привлекаем клиента тем, что не поднимаем цены. Более того, сейчас у нас цены на услуги автосервиса даже ниже, чем осенью 2008 года.

Кроме того, мы постоянно проводим акции – например, скидки при замене масла. Нечто подобное проводили и на Новый год: для клиентов автосервиса – скидки на масла. Конечно, постоянно придумываем что-то интересное, чтобы привлечь новых клиентов.

Автокомплекс «Водолей». У нас есть скидки для постоянных клиентов, мы ввели в оборот золотые и серебряные карты – там скидка от 5 до 10%. У нас, например, введено такое правило: всем девушкам мы вручаем серебряные карты, так   что они уже на следующем ремонте будут иметь скидки.

Чем еще привлечь клиента? Честностью. Мы постоянно ориентируем сотрудников на то, чтобы говорить клиенту все, как есть. Это, кстати, как раз к девушкам имеет отношение – как правило, они не разбираются в автомобилях, так что могут поверить всему, чему угодно.  Ну так вот – у нас строгий принцип: девушек обманывать нельзя!

Пытаемся также вводить новые услуги, тем самым привлекая клиентов. Например, около года назад ввели такую услугу, как подготовка автомобиля к техосмотру и прохождение его по доверенности (у нас же тут техосмотр рядом). Между прочим, это нововведение пользуется успехом – 2-3 клиента в день всегда есть, летом и больше.

 

Как вы решаете проблему квалифицированных кадров?

Автоцентр «Южный». Проблемы кадров у нас нет. В автоцентре работают прекрасные специалисты, и многие – уже больше 10 лет. Они регулярно проходят спецобучение, повышают квалификацию.

Автокомплекс «Ремавто». Проблема хороших кадров существует всегда. Но у нас ее нет – примерно 80% коллектива составляют постоянные профессиональные работники, на них-то все и держится. Остальные приходят и уходят – то есть, это обычная текучка, которая есть в каждой компании.

Автокомплекс «Водолей». Мы кадры готовим для себя сами, и вот каким образом. У нас налажены взаимоотношения с училищами, ребята проходят у нас практику, а лучшим мы потом предлагаем работу. Также проходят практику и студенты-автодорожники из ТГАСУ.

 

Как Вы могли бы охарактеризовать рынок услуг автосервиса в Томске? Чем он отличается, например, от Кемерова или  Новосибирска?

Автоцентр «Южный». В Томске со временем сформируется вполне цивилизованный рынок услуг автосервиса. Несколько лет назад пошел процесс открытия крупных брендовых автоцентров – «Тойота», «Форд» и другие. Пару лет назад Томском заинтересовались московские сетевики. Но сейчас, во время кризиса, этот интерес угас, попытки укорениться на томской земле провалились. Думаю, что они возобновятся через несколько лет, когда у людей появятся средства, а у автосервисов, соответственно, – больше клиентов. То есть, когда рынок полностью придет в норму.

Что касается кемеровчан: для небольшого города характерны и небольшие форматы. А вот Новосибирск резко отличается от нас по уровню цен – они фактически приближены к московским. У нас ремонт машины обходится дешевле раза в полтора.

Автокомплекс «Ремавто». Могу сказать, чем, например, мы отличаемся от Новосибирска. Не только ценами – у нас они, конечно же, ниже. Но у нас также меньше специализированных автосервисов, это когда люди занимаются либо двигателями, либо коробками – ну, чем-то одним. У нас также меньше брендовых автосервисов. Наши автосервисы представляют собой, чаще всего, предприятие широкого профиля, которое занимается всем подряд и обслуживает практически все марки автомобилей.

Также могу отметить, что у нас совсем не много автосервисов, где четко было бы выдержано соотношение «цена-качество». Чаще так – либо все дешево и очень плохо, либо хорошо, но очень дорого.

 

Автокомплекс «Водолей». Мне кажется, в нашей стране  везде примерно одинаковая ситуация: в России полудикий рынок автосервисов. Да, в последние годы он становится все более цивилизованным, появляются крупные автосервисы с прекрасным оборудованием, с хорошим качеством работ и внимательным отношением к клиенту. Это радует, но «серые» автосервисы, тем не менее, по-прежнему существуют.

Сами автолюбители также стали более образованными в плане автосервиса, привыкают к хорошему обслуживанию. Хотя все еще остаются те, кто гонится за дешевизной, рискуя техническим состоянием машины.

 

Какие проблемы могут возникнуть у бизнесмена, который решил сегодня открыть автосервис «с нуля»?

Автоцентр «Южный». Думаю, что если у этого человека есть голова на плечах, и он хорошо изучил рынок, налоги, он не будет открывать сейчас новый автосервис.


Автокомплекс «Ремавто». Я считаю, что новое дело можно начинать в любое время. Главное, что нужно для открытия абсолютно нового автосервиса, – это кадры да деньги.

А с остальным при умелом подходе проблем не должно быть. Сейчас есть возможность разобраться в деятельности автосервисов – информации и конкретных примеров много.

Автокомплекс «Водолей». Если человек твердо решил работать в этом секторе, если он энтузиаст и у него есть деньги, он вполне может начать бизнес «с нуля». В любое время. Он столкнется с теми же проблемами, с которыми сталкиваемся и мы. Конечно, будет нелегко. Но качественные автосервисы с приемлемыми ценами всегда в дефиците, поэтому работы хватит всем.

 

Алла Ивонина

 

Ссылка на источник: https://delo-tomsk.ru/for-business/articles/248/