Первая радиостанция Томска «Сибирь» открылась в 1992 году. Вообще, чтобы начать самостоятельное радиовещание, необходимы следующие действия. Предоставить материалы для проведения экспертизы в Главный радиочастотный центр. Получить положительный отзыв. Заявить об участии в конкурсе на наземное эфирное телерадиовещание в Министерстве связей и массовых коммуникаций. Дождаться решения Федеральной комиссии. В Роскомнадзор подать заявление на лицензию услуг связи. Приобрести её. Туда же обратиться с вопросом на присвоение частот.
Однако вещать на совершенно неизвестной частоте, мягко говоря, смелое решение. Опасное плавание! Завоевать аудиторию тяжело. Большинство томских «радистов» опробовали более простой и распространенный способ. Заключили договоры со столичными радиостанциями и стартовали на подготовленном раскрученном имидже. Придали ему окраску «местного», добавив к известному бренду слово «Томск». И начали зарабатывать в ретрансляции: продавать населению местную радиорекламу. Все радио в Томске (кроме «Маяк FM» и «Радио Томск») - частные организации.
Официальные исследования томской аудитории в городе не проводятся. Единственный авторитетный источник данных на сегодняшний момент – данные ТНС «Гэллап» «Radio Index» 2007 года. Тогда по заказу «Европеской медиагрупы» (Москва) изучали слушателей «Европы+». В этот опрос попал и город Томск.
Мы собрали информацию по томским радиостанициям. Аудитория, диапазон вещания, цены на рекламу. Обращались официально, не как заказчики услуг. Некоторые радиостанции («Love radio», «DFM», «Эхо Москвы», «Дача») посчитали информацию прайсов коммерческой тайной. Данных своих не предоставили.
Александр Мячин, адвокат:
- С правовой точки зрения: в соответствии с положениями части четвертой статьи 29 Конституции РФ, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Информация о ценах является общедоступной информацией, и не попадает под действие закона "О коммерческой тайне". Любой гражданин имеет право эти цены узнавать, распространять и комментировать. При этом, безусловно, комментарии не должны наносить ущерб деловой репутации фирмы. Но если они основаны на действительных фактах (условно: у фирмы «А» дешевле, у фирмы «Б» дороже - при прочих равных условиях), умалением деловой репутации такая констатация факта не является. Если информация о ценах открыта по своему определению, никакой ответственности по доведению ее до неопределенного круга лиц быть не может.
В обзоре представлена стоимость времени проката роликов в рекламных блоках. У каждой радиостанции есть своя система скидок, зависящая от периодичности проката ролика. Стоимость услуг "Спонсорство" в обзоре не рассматривалось.
Радиостанция |
ФИО топ-менеджера |
Среднесуточная аудитория станции (выходные) |
Формат станции |
Зона вещания (радиус охвата) |
Кол-во сотрудников |
Адрес, телефон |
Русское радио Томск, FM 101.2 |
директор Сергей Лапенков, коммерческий директор Александр Атаманов |
67000 |
National Hit Radio |
Томск, Северск и Томский район. (60 км. Радиус от Томска) |
40 * |
Елизаровых, 53/2, 49-88-00 |
Шансон Томск, УКВ 70.19 |
директор - Сергей Лапенков, коммерческий директор – Александр Атаманов |
23000 |
Chanson |
Томск, Северск и Томский район. (60 км. Радиус от Томска) |
40 * |
Елизаровых, 53/2, 49-88-00 |
Ретро FM, УКВ 70.91 |
директор - Сергей Лапенков, коммерческий директор – Александр Атаманов |
50000 ** |
Hit Adult Contemporary |
Томск, Северск и Томский район. (60 км. Радиус от Томска) |
40 * |
Елизаровых, 53/2, 49-88-00 |
Европа Плюс Томск, FM 103.4 |
директор - Сергей Лапенков, коммерческий директор – Александр Атаманов |
37000 |
European Hit Radio |
Томск, Северск и Томский район. (60 км. Радиус от Томска) |
40 * |
Елизаровых, 53/2, 49-88-00 |
Сибирь, FM 104.6 |
директор Маркевич Татьяна Евгеньевна |
данные не предоставленны |
45 + область |
60 км + область |
данные не предоставленны |
Мариинский пер., 8, 65-93-93 |
Милицейская волна, FM 106.1 |
данные не предоставленны |
данные не предоставленны |
данные не предоставленны |
данные не предоставленны |
данные не предоставленны |
Больничная, 11а, 65-75-01 |
Авторадио, FM 105.4 |
Казаков Роман, директор |
данные не предоставленны |
Музыкально-информационный |
Томск, Северск и Томский район. (60 км. Радиус от Томска) |
данные не предоставленны |
Больничная, 11а, 65-12-52 |
Маяк Томск, FM 106.6 |
Елена Ульянова, директор |
35 000 |
«News-n-talk» |
Томск, Северск и Томский район. (60 км. Радиус от Томска) |
15 |
Пушкина, 19, 65-92-75 |
* по последним измерениям TNS Gallup (в 2006-2007 гг.) среднесуточная аудитория Ретро FM – 27000. Однако с этого момента радиостанция была выведена на вещание в FM-диапазоне, что должно было увеличить аудиторию на 80-100%.
** - все сотрудники входят в холдинг MediaFM.
Радиостанция |
Мин. стоимость 15 сек. в стандартном рекламном блоке (в т. ч. НДС), руб. |
Макс. стоимость 15 сек. в стандартном рекламном блоке (в т. ч. НДС), руб. |
Средняя стоимость 15 сек. в стандартном рекламном блоке на август 2009 г. (в т. ч. НДС), руб. |
Русское радио Томск, FM 101.2 |
120 |
375 |
180 |
Шансон Томск, УКВ 70.19 |
48 | 180 | 60 |
Сибирь, FM 104.6 |
150 | 420 | 252 |
Ретро FM, УКВ 70.91 |
96 | 300 | 160 |
Милицейская волна, FM 106.1 |
96 | 300 | 160 |
Европа Плюс Томск, FM 103.4 |
120 | 375 | 190 |
Авторадио, FM 105.4 |
210 |
345 |
292,5 |
Маяк Томск, FM 106.6 |
90 | 450 | 120 |
Радиостанция |
Мин. стоимость 30 сек. в стандартном рекламном блоке (в т. ч. НДС), руб. |
Макс. стоимость 30 сек. в стандартном рекламном блоке (в т. ч. НДС), руб. |
Средняя стоимость 30 сек. в стандартном рекламном блоке на август 2009 г. (в т. ч. НДС), руб. |
Самая продаваемая местная передача в период с января по июнь 2009 г. |
Русское радио Томск, FM 101.2 |
240 | 750 | 360 |
Прогноз погоды |
Шансон Томск, УКВ 70.19 |
96 |
360 |
120 |
Часовой джингл |
Сибирь, FM 104.6 |
300 | 840 | 504 |
Прогноз погоды |
Ретро FM, УКВ 70.91 |
192 |
600 |
320 |
Прогноз погоды |
Европа Плюс Томск, FM 103.4 |
240 |
750 |
380 |
Прогноз погоды |
Авторадио, FM 105.4 |
420 |
630 |
585 |
данные не предоставленны |
Маяк Томск, FM 106.6 |
180 |
450 |
240 |
Спонсор часа |
По словам одного из экспертов, пожелавшего остаться неизвестным, скидки на томских радиостанциях достигают до 50% от первоначальной цены, рядом радиостанций активно используется демпинг и завышение данных по аудитории.
Анна ЛЯН
Исследования TNS Media Research Russia