н/д - нет данных
Михаил Южаков, заместитель директора ГК «Жёлтые страницы» (справочники «Жёлтые страницы» и «Право на отдых»):
- В 2009 году наблюдается существенный спад заказов рекламы на 30-40 %. Думаю, что рынок стабилизировался, ниже спрос не опустится. До конца года ситуация сохранится, вряд ли продажи увеличатся. Повышение возможно в следующем году, весной. По продажам рекламы в издании «Право на отдых» за 2008 год оплачены на все счета. Многие суммы висят. Некоторые предприятия в связи с кризисом закрылись. Судьба счетов неизвестна. Ведется работа юристов.
Светлана Чупрына, главный редактор издания «От и До»:
- Дела сейчас с продажей рекламы хуже по сравнению с прошлыми годами. Надеемся, что к осени наладится. Увеличатся тираж каталога и количество полос.
Людмила Евсеенко, директор по рекламе журнала «Выбирай»:
- В 2008 году мы были на старте. Всегда необходимо полгода-год, чтобы заслужить доверие клиентов и читателей. В 2009-ом мы попали в условия кризиса. Но всё нормально! Предлагали недорогую рекламу, интересные решения для среднего и крупного бизнеса Томска. Лето – всегда тяжелый период для подобного рода изданий, все разъезжаются на отдых. Кто-то пропускает выход печатного продукта, другие совмещают в один номер два (например, «Дорогое удовольствие» вышло сразу за июнь и июль). На счёт продаж рекламных услуг ставка у большинства на сентябрь. Когда те же студенты вернутся в город. А сейчас пока затишье.
Олег Фескович, директор издательства «Полдень» (справочник «Деловой Томск»):
- Не только справочники, но книги вообще из продукта всеобщего (когда читала вся страна) постепенно переходят в элитный продукт – для избранных. Подрастающее поколение «большого пальца» любой текст длиннее смс-ки не воспринимает (за исключением «избранных»). С появлением калькулятора атрофировался счёт, очередь за следующими функциями мозга… До 2009 года наш тираж рос (по мере приобретения известности). Теперь будет постепенное снижение с фиксацией на неком уровне. Он будет задаваться количеством людей ценящих качественные справочные издания. Сегментация каналов информации - это всеобщий тренд. Я думаю, в Томске мы закрепимся на уровне восьми-десяти тысяч экземпляров. Надо учесть, что наше издание ПЛАТНОЕ. Рекламные спецы (например, М. Дымшиц) считают, что если сравнивать эффективность бесплатной раздатки и платного издания, то тираж платного издания нужно умножать на десять. С учётом данной поправки наш тираж не так уж и мал!
Подготовила Анна Лян