Томский рынок событийных развлечений

Виктор РудневПочти каждый стремится сделать свой праздник - будь то презентация, юбилей или свадьба - ярким, запоминающимся, и для этих целей обычно приглашают профессионалов: тамаду, музыкантов, фото- и видеооператоров. В Томске услуги ведущего обойдутся от 3 тысяч рублей, комплекс услуг (ведущий, фото, видео, диджей) - от 8 до 60 тысяч, в зависимости от известности фирмы-организатора и количества дополнительных услуг (например, разработка уникального сценария).

О развлекательных агентствах Томска, об особенностях рынка и профессии рассказывает Владимир РУДНЕВ, директор «Банка развлечений».

- Владимир, опишите томский рынок праздничных услуг.
- В нашем городе около полусотни агентств, специализирующихся на проведении праздников, или - как сейчас модно говорить - событий. Для небольшого города это немало, и конкуренция достаточно высока. Томский уровень средний, есть высоко профессиональные агентства, их представителей приглашают даже в соседние сибирские города для проведения каких-то праздников и презентаций; и параллельно с этим - масса фирмочек, куда на работу берут неопытных студентов. В общем, разброс достаточно большой, и иногда за желание сэкономить приходится платить испорченным настроением. С другой стороны, широко известное имя тоже не всегда гарант удавшегося праздника.

- Вы в этой сфере уже много лет, расскажите - как все начиналось? Как развивался рынок праздничных услуг в Томске?
- Студенты сами проводили праздники и постепенно они обрастали клиентурой. Просили - «проведи у нас за бутылку вина». Со временем натуральный обмен изжил себя, за проведение праздников стали платить деньги - так все и развивалось. Я начинал в агитбригаде, с которой ездили по всей области с концертами. Потом мы были в "Горсаду" ведущими, дирекция приглядывалась к нам, а затем просила на праздники подработать. Сейчас выбор ведущих велик, "эвент-компаний" стало много, ведь можно самому организоваться - пойти и открыть ООО, это несложно. Большинство директоров агентств - сами ведущие, которые работали, набрали заказов, а под эти заказы и новых людей; кто-то пришел из ди-джеев, музыкантов, шоуменов, кто-то - из вожатых. Кстати, многие ведущие - бывшие вожатые в детских лагерях, такая работа неплохо учит общению с людьми и умению активизировать народ, создать праздник, хотя дети и взрослые всё воспринимают по-разному.

С начала 90-х у нас идет становление, частное, имеется ввиду. Двадцать лет назад организацией занимались Томская филармония и администрация Горсада, были профессиональные артисты и режиссер. Тексты невозможно было найти, мы знакомились с артистами, брали у них интермедии, сочиняли сами. А сейчас есть интернет - бери не хочу, и это отрицательно сказывается на качестве! Нужно придумывать игры самим, писать сценарии самим, а то получается, что у всех одинаково, шутки одинаковые, делают одно и то же, просто кто-то более опытно - так и кочуют со свадьбы на свадьбу однообразные развлечения. Есть, конечно, традиции определенные - типа кражи невесты или продажи торта, - но как это все преподнести? В общем, свои идеи нужно создавать, чтобы выделяться из массы.

- Однако и ширпотреб находит клиента?
- Конечно!

- Как это можно объяснить?
- Тем, что клиенты не требовательные, они сами не знают, что хотят. Ведущего выбирают в последнюю очередь, но ведь это важно! Спрашиваешь: «Что вы хотите?» - «Чтобы было весело!». А что такое весело? Для каждого - по-разному, кому-то выпить и танцевать, кому-то попеть народные песни, кому-то драку устроить.

- Как видите будущее вашего бизнеса?
- Быть может, станет больше агентств или частных ведущих, но выживут те, кто будет расти. Люди поймут, что нужно обмениваться опытом. Учиться мы можем только постоянно работая, нужно понимать, как и что делать: тренировать дикцию, учиться движению, репетировать, работать с хореографом, думать, как одеться, как создать образ и держаться его. Дед мороз - не тот, кто костюм надел, а тот у кого есть актерское мастерство. И тот, кто такие нехитрые вещи раньше поймет - тот и будет на волне. Известность - это не повод расслабляться, это только начало пути, и дальше - развиваться и развиваться, чтобы не потерять старых клиентов и найти новых.

- Давайте поговорим о дне сегодняшнем. Мало того, что сейчас не сезон, так еще и кризис. Как себя ощущаете?
- Я думаю начать параллельный бизнес - сложно сейчас заниматься только любимым делом. Выжить можно, если есть имя, наработанная база, транспорт, аппаратура, тогда легко снизить цены, на хлеб точно хватит. А если ничего этого нет - сложно, ведь заказов сейчас немного, а аренду не снижают... Надо больше себя рекламировать, искать способы выживания. Жениться все равно будут, хотя сейчас многие откладывают свадьбы до лучших времен, урезают расходы, сокращают траты на ведущего, музыку, ресторан, организовывая праздник в недорогом кафе или дома. В Америке, кстати, есть «гость на свадьбе», который всех веселит, т. е. это обычный гость, только добровольно взявший на себя функцию тамады. Может, это к лучшему, ведь свадьба - семейный праздник, изначально тамадой был самый уважаемый человек - у армян, например, так до сих пор принято.

- А чем тогда заниматься вам?
- Делать то, что люди сами не смогут сделать, придумывать и претворять в жизнь что-то оригинальное - уникальные сценарии, с восточными танцами, выступлениями скрипача, певца или цирковое шоу... Мы пытаемся расширять круг деятельности, и в нашем арсенале не только проведение свадеб, но и шоу «Большие гонки» (может, кто-то видел аналог по телевизору, для Томска это очень необычно, ново), яхтинг, праздники на природе, охота на медведя, рыбалка, ситуационные розыгрыши и поздравления по всему миру... Летом мы предлагаем торжества или просто прогулки на теплоходе, круглый год - корпоративные праздники. Наконец, наш ответ кризису - невысокие цены, ведь теперь это важно людям как никогда.

Работать надо, ничто само собой не наладится, сейчас мы делаем комплексные услуги, может, со службой знакомств начнем сотрудничать, будем организовывать романтические поездки под мост, фотосессии и много чего еще. В конце концов, настанет лето - сезон праздников и отдыха, будет легче.

- Как выбрать агентство и ведущего?
- На вкус и цвет сложно найти товарища... Кто-то идет на поводу рекламы - «модно и популярно», кто-то ищет «душевного» ведущего, кто-то считает, что ведущие "в возрасте" отстали от жизни, и ищет молодых ребят. Люди все разные, и каждому свое: гламур, подружку, папочку, рубаха-парня и так далее. Но все ли задумываются, что хотят получить в итоге? Что хотят донести ведущие? Мне вот думается, что свадьба - это определенный этап жизни, объединяются две семьи, два окружения, им нужно познакомиться друг с другом, сблизиться, т. е. в таком случае следует делать упор на сближающие конкурсы и игры, стараться максимально раскрыть друг перед другом гостей. Я хочу, чтобы праздник не превращался в культурную пьянку, хотя такой у нас менталитет: без выпивки никуда, а ведь часто человек уже после первой рюмки становится неадекватен, и праздник может быть испорчен. В общем, принято объединяться у нас не духовно, а с помощью алкоголя, но ведь это только временное объединение, пока действует хмель... Но возвращаясь к цели праздника... Я люблю людей, и мне важно, зачем они собрались, и важно, с каким настроением они отсюда уйдут, потому что многие разочаровываются, взрослые более скептично настроены - мол, пришел тут развлекать, свои дурацкие игрушки навязывать. Некоторые развлекаются, а некоторые занимают такую неприязненную позицию.

- И что с такими делать?
- А ничего - они сами выбрали себе такой праздник, но к ним обязательно нужно подойти, попытаться расшевелить. Нет - значит нет. Кто-то выходит после выпивки, оживляется.

- Как сохранять спокойствие, если праздник не получается, люди сидят?
- Просто надо любить людей и свое дело, а то некоторые выучились в «кульке» и говорят, что больше ничего не умеют, а надо работать. Вот и идет человек через силу, постепенно начинает ненавидеть свою работу, беситься от неудач. Бывают разные ситуации, и конфликты в том числе. Я в таких случаях включаю спокойную, приятную музыку - она еще имеет воздействие на людей.

- Занимается ли кто-то подготовкой ведущих?
- Одно время Снегирёв (продюсерский центр «Организатор») вел подобную школу, теперь ее, кажется, нет. Наши агентства обычно никого не учат, в лучшем случае дают сценарий. У меня сейчас мечта: набрать ребят и обучать их с нуля - ведущих, музыкантов. Все спрашивают: «Кто у вас ведущий - артист?» А кто такой артист? - Тот, на которого все смотрят. Ведущий же - это культмассовик, его задача - всех поднять, чтобы люди себя проявили, активно поучаствовали в конкурсах. Конечно, для этого нужен талант, но ведь многому можно и научиться - научиться писать сценарии, научиться общаться с людьми, научиться находить выход в нестандартных ситуациях.

- Есть проблема с кадрами?
- Если говорить о количестве, то даже перебор. Во время больших праздников найти труднее, но это вопрос качества - всегда можно студента нанять, но сможет ли он создать атмосферу праздника? Некоторые ведущие меня поражают своим непрофессионализмом - однако и на таких находится спрос, ведь кто-то по внешности выбирает, кто-то по голосу и так далее. Желающих работать в этой сфере много, но хотят ли люди обучаться? Некоторые считают, что и так все нормально. В Новосибирске я познакомился с коллегой, Александром, он пошел по такому пути: взял профессионалов высочайшего уровня. В его команде артисты театров делают номера, сценки, балерины из балетного театра танцуют, музыканты из филармонии играют, то есть каждый профессионально делает свое дело. У нас же ведущий и швец и жнец: и поет, и пляшет, и развлекает, и переодевается - это не вполне нормально, ведущий - это ведущий, конферансье, он объединяет людей, объявляет номера, а не частушки поет. Невозможно все делать хорошо, но мы же - как клоуны в цирке - за все беремся, и не от хорошей жизни.

- В Томске будет спрос на такие высоко профессиональные вещи?
- Например, Александр позиционирует свое агентство как агентство для состоятельных людей, все на высшем уровне, и в Новосибирске это находит покупателя. В Томске, возможно, спрос тоже будет, но не сильный и не сейчас. Нужна продуманная рекламная компания, чтобы клиент пошел.

- А как приходят клиенты?
- Девяносто процентов через сарафанное радио: провел хорошо у нефтяников или строителей - стал постоянным их ведущим, они порекомендовали еще кому-то и т. д. Чтобы выйти на высокий уровень, года три надо поработать самому, ведь если ты нигде ничего не вел и тебя никто не знает, реклама не сильно-то поможет. Некоторые клиенты приходят посмотреть и сравнить, уже имея под прицелом какого-то ведущего: смотрят наши ролики, узнают цены, методы работы. Многие люди боятся экспериментировать, поэтому узнают у знакомых, кто, где, что вел, какие от этого ведущего остались впечатления, только вот не все понимают, что выбор ведущего слишком индивидуален, и какой-то популярный персонаж может лично у вас вызвать отвращение.

Наконец, остальные «ДубльГис» открывают и обзванивают, тут критерий - цена, второй вопрос - чем отличается ведущий за три и за десять тысяч? Я говорю: «А вы придите и посмотрите», потому что кому-то и за три подойдет. Люди не знают, какой должен быть праздник, все хотят нормального, веселого тамаду, но сделать праздник можно только вместе, если все этого захотят. Лучше посмотреть записи проведенных мероприятий, определиться, решить, какой должен быть пол, возраст и стиль ведущего.

- Существуют ли какие-то совместные мероприятия агентств Томска?
- Мы конкурируем, поэтому к обмену особо не стремимся. Раньше было замечательное мероприятие - на базе «Синий утес» проходил конкурс от отдела культуры: организаторы по жребию проводили блок игр для отдыхающих, мы смотрели, чему-то учились. Сейчас мы друг друга вроде бы знаем, есть точки соприкосновения, но совместных мероприятий нет. У меня была идея сделать ежегодный фестиваль, конкурс программ - и для организаторов, и для артистов - в «Ключах», что было бы хорошо и отдыхающим (каждый вечер новая программа), и нам. Потом понял, что это лечебное учреждение, у них задача другая, не развлекательная. Ну а другие учреждения занимаются своим, всё в частных руках, никто навстречу не идет - идея есть, а места нет. Было бы здорово объединить всех - у нас и так общество разъединено, каждый тянется к своему, заработать денег, а ведь праздник - один из способов сблизить людей, сделать мир немного лучше. И с этими мыслями я работаю: дарить людям счастье общения и единения.

 

Беседовала Яна ХАРИНА

 

Ссылка на источник: https://delo-tomsk.ru/for-business/articles/169/