Это понятно, что на дворе кризис, и тут уж «не до жиру». Хотелось бы, конечно, отучиться в автошколе, получить новенькие права, но... Придется отложить заветную «автомобильную мечту»? Так сказать, до наступления полной и окончательной стабильности... Неправильно мыслим, друзья, - в любые времена нужно вкладывать деньги в обучение и приобретение новых навыков. Кому-то это даст возможность дополнительного заработка, кому-то и вовсе поможет найти новую работу. Остается понять, что у нас в Томске происходит с автошколами. Сколько их останется (говорят, что вообще три-четыре штуки)? Сколько теперь стоит обучение и какие изменения будут в программе? Что отныне ждет нас на экзаменах в ГИБДД? Что ж, давайте разбираться!
В этом нам поможет старший мастер политехнического лицея № 20 по подготовке водителей Сергей ХОХЛОВ:
- Сергей Викторович, сколько лет в лицее № 20 обучают мастерству вождения? И насколько профессионально делают это?
- Мы обучаем водителей более 30 лет, с 1976 года. Мы всегда были центром по подготовке водителей в рамках всей Томской области и до сих пор являемся этим базовым предприятием.
- Что ж, тогда Вы в курсе ситуации с томскими автошколами. Сколько сейчас в Томске курсов, где готовят будущих водителей?
- Действующих автошкол около тридцати.
- Для нашего города это перебор или нормальное количество?
- Конечно, перебор! Только в этом году в областную лицензионную комиссию было подано 28 заявлений от желающих организовать курсы по обучению будущих водителей. В итоге автошкол стало настолько много, что в ГИБДД даже не хватает дней для приема экзаменов.
Но дело даже не в количестве. Суть в том, что за качество подготовки водителей в ряде новоиспеченных автошкол никак нельзя поручиться. Они возникли в последние 2-3 года на волне слухов о том, что скоро время обучения водителей увеличится до полугода.
Частные автошколы подходят к процессу подготовки курсантов с точки зрения бизнесменов, а не обучающих организаций. Это всего лишь бизнес. Нет гарантии, что технология обучения хорошо отработана, что преподаватели действительно компетентны и имеют большой опыт. Советую людям, которые хотели бы пройти обучение, в первую очередь интересоваться историей и репутацией автошколы. Тогда выбор будет сделан правильно.
- Говорят, что количество школ в Томске резко сократится...
- Да, это будет сделано. Вот когда точно - сказать не могу, но, считаю, это правильно. У кого процент сдачи низкий, те автошколы и надо закрывать. Есть и другие критерии, например количество обучающихся. Если, допустим, автошкола готовит всего лишь 50 человек в год, так зачем она вообще нужна? Считаю также, что имеет смысл закрыть те автошколы, у которых нет своих помещений, своих автодромов. Понимаете, ведь здесь учащийся фактически платит не за качество обучения, а, например, за аренду. Зачем ему брать на себя расходы частной фирмы?
- Как Вы относитесь к изменениям, которые с 2009 года будут введены в систему обучения?
- То, что количество часов вождения увеличилось с 32 часов до 50, - правильно. И это, надо сказать, соответствует реальному положению дел. Ведь многие учащиеся, которые чувствуют себя за рулем еще не совсем уверенно, берут дополнительные часы на вождение. У нас, к примеру, средняя «накатка» по автошколе и была всегда 46-48 часов.
- А те пункты, которые убирают из теоретического курса, выходит, были не так уж и нужны?
- В принципе, теорию вполне можно было сократить. Например, в Германии этот курс читают 60 часов, у нас же 108 часов. Устройство и техническое обслуживание автомобиля, может, и не обязательно изучать так тщательно, сейчас сервисов много. Так что сократили - и ладно. Но я против того, что убирают подробное рассмотрение основ безопасности дорожного движения. И это в то время, когда все вроде бы озабочены качеством подготовки водителей. Выходит, не все здесь зависит от автошкол, важна и общая политика.
Вот берем, к примеру, процент сдачи экзаменов. Он может снизиться не потому, что автошкола плохо подготовила водителя. Дело в том, что весь город Томск ездит не по правилам дорожного движения - во всяком случае, немалая часть водителей. И многие учащиеся не сдают экзамен по вождению не потому, что сами двигались не по правилам, - им просто в это время мешали! Это действительно нередко случается.
Да и вообще это в городе сплошь и рядом в любые дни. Я вот так считаю: если водитель отъездил десять лет и пришла пора менять удостоверение, пусть он снова подтвердит знание правил дорожного движения. Пусть он снова сдаст теоретический экзамен, а не просто так - заплатил госпошлину и поменял удостоверение. Ведь даже за последние полгода в ПДД несколько раз были внесены очередные изменения. И я не думаю, что те, кто получил водительское удостоверение тридцать или двадцать лет назад, купили новые правила и тщательно их изучили. Согласно статистике, только одно из шести дорожно-транспортных происшествий совершают водители-новички со стажем до трех лет. А все остальные - на совести «старичков»!
- Многих пугает то, что сейчас обучение в автошколах станет еще дороже. В то время, как у народа с деньгами и так туго...
- Стоимость обучения зависит и от политики каждой отдельно взятой автошколы. Да, где-то она повысилась. Но я не считаю, что это разумный шаг, - в конце концов, в Томске большая конкуренция, люди пойдут туда, где дешевле. У нас, к примеру, стоимость курса и вовсе снизилась - это если учитывать тот факт, что реально курсант «накатывал» не 32 часа, а гораздо больше. Раньше час вождения стоил у нас 225 рублей, сейчас - 200 рублей. А теоретический курс и вовсе подешевел на 1 тысячу рублей. Надо понимать, что людям и так тяжело, зачем же цены задирать? Ну останешься совсем без курсантов и дальше что?
Знаю, что в ряде автошкол Томска стоимость обучения осталась на прежнем уровне, и это правильно.
- Ужесточились ли сейчас правила приема экзаменов в ГАИ?
- Раньше практический экзамен принимался гораздо быстрее: проехал одну-две минуты по городу и все. Сейчас курсант едет как минимум двадцать минут. А в последние месяцы и вовсе от 28 до 42 минут - я сам это отслеживал. Так что сейчас прием стал строже, но, если говорить о безопасности дорожного движения, это и к лучшему.
- Сколько курсантов одновременно могут обучаться в вашей автошколе?
- В последние годы курсантов было очень много. Наш предел - десять групп по 25 человек.
- Да, всего лишь за два года количество желающих получить водительские права увеличилось в полтора раза. В Северских автошколах даже очереди образовались. Что же наблюдается сейчас?
- Наблюдается очень мощный спад. В автошколах огромные недоборы. Даже у нас это заметно, а в небольших частных автошколах в декабре вообще был полный застой - некоторые ни одной группы не набрали.
Сейчас пока многие еще «едут» на прежних наборах, а вот когда все группы закончат обучение, тогда не знаю, как они будут выживать...
- Вероятно, какие-то курсы закроются сами по себе, даже без официального решения. Наплыв курсантов во многом зависел и от того, что многие легко могли взять автомобиль в кредит...
- Да, все казалось очень доступным, и для многих это был стимул к обучению. Люди действительно набрали машин и только потом поняли, сколько же им придется отдавать. На самом деле автокредит - это намного более дорогая услуга, чем обычный потребительский кредит. Его можно взять и купить на эти деньги машину - дешевле выйдет. Автокредит включает в себя много обязательных условий - те же страховки, - так что расходов значительно больше. Это совет тем, кто в будущем все-таки собирается приобрести автомобиль.
Ну а сейчас, понятное дело, автокредиты не востребованы, машины практически никто не покупает. Сейчас у людей главная задача - выжить, продержаться на период кризиса. А он еще и не наступал в полную силу. Думаю, заметное ухудшение ситуации будет в марте. Конечно, это повлияет на каждого и на деятельность автошкол в том числе. Что будет дальше - жизнь покажет.
Название | Адрес, телефон | Набор первых групп в январе 2009 г. |
Стоимость обучения, теория |
Стоимость обучения, практика |
Условия оплаты (вождение отдельно по факту) |
Дополнительные сведения |
Политехнический профессиональный лицей № 20 |
ул. Карла Ильмера, 4 77-29-97, 59-44-20 |
15 января | 6 000 руб. |
10 000 руб. (200 р. за час) |
5 000 руб., затем до 10 февраля 6 000 руб., затем остальное | Два инструктора-женщины, свой автодром рядом |
НОУ «Автокурсы» |
ул. Лазо,22 (шк.№ 37); 50-35-35 |
21, 23 января | 10 500 руб. | 9 250 руб. (185 р. за час) |
1-й месяц - 5 000 руб., 2-й месяц - 5 500 руб. | На пр. Ленина, 102 - группа выходного дня |
«Автотех» |
пл. Соляная,2; 22-51-80, 65-31-16 |
5 января | 9 000 руб. | 10 500 руб. (210 р. за час) |
3 000 руб., затем рассрочка | Группа выходного дня - в конце января |
«За рулем» |
пр. Ленина, 104, 4-й этаж 51-33-10, 21-22-18 |
15 января | 7 000 руб. | 10 000 руб. (200 р. в час) |
3 000 руб., затем внести оставшуюся сумму в течение 30-45 дней | Скидка 10 % студентам и жителям Северска |
Томский учебно-курсовой комбинат |
пр. Кирова 56-33-97 |
5, 12 января | 9 000 руб. | 11 000 руб. (220 р. за час) |
3 000 руб., затем рассрочка | - |
«Политехник» |
ул. А.Иванова, 4 - 312 21-02-50 |
15 января - вечерняя группа, 17 января - группа выходного дня | 7 200 руб. | 11 000 руб. (220 р. за час) |
5 000 руб., затем внести оставшуюся сумму в течение 40 дней | Автодром арендуется в п. Хромовка |
«Клаксон» |
пр. Ленина, 1 42-14-31 |
24-26 января | 7 500 руб. | 10 500 - 11 500 руб. (210 р. за час на рос.авто; 230 руб. на иномарке) |
3 000 руб., затем рассрочка | Есть инструктор-женщина |
«Авто-класс» |
пр. Кирова, 54/1 43-32-02 |
14 января | 8 000 руб. | 10 000 руб. (200 р. за час) |
1 000 руб., затем рассрочка | - |
«Автошкола» |
ул. Карла Маркса, 39 51-51-66 |
14 января | 6 500 руб. | 13 500 руб. (270 р. за час) |
6 500 руб., затем рассрочка | Автодром в п. Хромовка |
Ряд автошкол пока не сформировал условия обучения в январе 2009 года. Стоимость курсов можно уточнить самостоятельно по следующим телефонам: «Росто» - 76-72-81, «Универ-авто» - 30-53-00, «Штурвал» - 47-40-39, «Лесотехшкола» - 40-36-25.
Алла ИВОНИНА