«Красный свет» для томских автошкол

Это понятно, что на дворе кризис, и тут уж «не до жиру». Хотелось бы, конечно, отучиться в автошколе, получить новенькие права, но... Придется отложить заветную «автомобильную мечту»? Так сказать, до наступления полной и окончательной стабильности... Неправильно мыслим, друзья, - в любые времена нужно вкладывать деньги в обучение и приобретение новых навыков. Кому-то это даст возможность дополнительного заработка, кому-то и вовсе поможет найти новую работу.  Остается понять, что у нас в Томске происходит с автошколами. Сколько их останется (говорят, что вообще три-четыре штуки)? Сколько теперь стоит обучение и какие изменения будут в программе? Что отныне ждет нас на экзаменах в ГИБДД? Что ж, давайте разбираться!

В этом нам поможет старший мастер политехнического лицея № 20 по подготовке водителей Сергей ХОХЛОВ:

- Сергей Викторович, сколько лет в лицее № 20 обучают мастерству вождения? И насколько профессионально делают это?
- Мы обучаем водителей более 30 лет, с 1976 года. Мы всегда были центром по подготовке водителей в рамках всей Томской области и до сих пор являемся этим базовым предприятием.

- Что ж, тогда Вы в курсе ситуации с томскими автошколами. Сколько сейчас в Томске курсов, где готовят будущих водителей?
- Действующих автошкол около тридцати.

- Для нашего города это перебор или нормальное количество?
- Конечно, перебор! Только в этом году в областную лицензионную комиссию было подано 28 заявлений от желающих организовать курсы по обучению будущих водителей. В итоге автошкол стало настолько много, что в ГИБДД даже не хватает дней для приема экзаменов.

Но дело даже не в количестве. Суть в том, что за качество подготовки водителей в ряде новоиспеченных автошкол никак нельзя поручиться. Они возникли в последние 2-3 года на волне слухов о том, что скоро время обучения водителей увеличится до полугода.

Частные автошколы подходят к процессу подготовки курсантов с точки зрения бизнесменов, а не обучающих организаций. Это всего лишь бизнес. Нет гарантии, что технология обучения хорошо отработана, что преподаватели действительно компетентны и имеют большой опыт. Советую людям, которые хотели бы пройти обучение, в первую очередь интересоваться историей и репутацией автошколы. Тогда выбор будет сделан правильно.

- Говорят, что количество школ в Томске резко сократится...
- Да, это будет сделано. Вот когда точно - сказать не могу, но, считаю, это правильно. У кого процент сдачи низкий, те автошколы и надо закрывать. Есть и другие критерии, например количество обучающихся. Если, допустим, автошкола готовит всего лишь 50 человек в год, так зачем она вообще нужна? Считаю также, что имеет смысл закрыть те автошколы, у которых нет своих помещений, своих автодромов. Понимаете, ведь здесь учащийся фактически платит не за качество обучения, а, например, за аренду. Зачем ему брать на себя расходы частной фирмы?

- Как Вы относитесь к изменениям, которые с 2009 года будут введены в систему обучения?
- То, что количество часов вождения увеличилось с 32 часов до 50, - правильно. И это, надо сказать, соответствует реальному положению дел. Ведь многие учащиеся, которые чувствуют себя за рулем еще не совсем уверенно, берут дополнительные часы на вождение. У нас, к примеру, средняя «накатка» по автошколе и была всегда 46-48 часов.

- А те пункты, которые убирают из теоретического курса, выходит, были не так уж и нужны?
- В принципе, теорию вполне можно было сократить. Например, в Германии этот курс читают 60 часов, у нас же 108 часов. Устройство и техническое обслуживание автомобиля, может, и не обязательно изучать так тщательно, сейчас сервисов много. Так что сократили - и ладно. Но я против того, что убирают подробное рассмотрение основ безопасности дорожного движения. И это в то время, когда все вроде бы озабочены качеством подготовки водителей. Выходит, не все здесь зависит от автошкол, важна и общая политика.

Вот берем, к примеру, процент сдачи экзаменов. Он может снизиться не потому, что автошкола плохо подготовила водителя. Дело в том, что весь город Томск ездит не по правилам дорожного движения - во всяком случае, немалая часть водителей. И многие учащиеся не сдают экзамен по вождению не потому, что сами двигались не по правилам, - им просто в это время мешали! Это действительно нередко случается.

Да и вообще это в городе сплошь и рядом в любые дни. Я вот так считаю: если водитель отъездил десять лет и пришла пора менять удостоверение, пусть он снова подтвердит знание правил дорожного движения. Пусть он снова сдаст теоретический экзамен, а не просто так - заплатил госпошлину и поменял удостоверение. Ведь даже за последние полгода в ПДД несколько раз были внесены очередные изменения. И я не думаю, что те, кто получил водительское удостоверение тридцать или двадцать лет назад, купили новые правила и тщательно их изучили. Согласно статистике, только одно из шести дорожно-транспортных происшествий совершают водители-новички со стажем до трех лет. А все остальные - на совести «старичков»!

- Многих пугает то, что сейчас обучение в автошколах станет еще дороже. В то время, как у народа с деньгами и так туго...
- Стоимость обучения зависит и от политики каждой отдельно взятой автошколы. Да, где-то она повысилась. Но я не считаю, что это разумный шаг, - в конце концов, в Томске большая конкуренция, люди пойдут туда, где дешевле. У нас, к примеру, стоимость курса и вовсе снизилась - это если учитывать тот факт, что реально курсант «накатывал» не 32 часа, а гораздо больше. Раньше час вождения стоил у нас 225 рублей, сейчас - 200 рублей. А теоретический курс и вовсе подешевел на 1 тысячу рублей. Надо понимать, что людям и так тяжело, зачем же цены задирать? Ну останешься совсем без курсантов и дальше что?
Знаю, что в ряде автошкол Томска стоимость обучения осталась на прежнем уровне, и это правильно.

- Ужесточились ли сейчас правила приема экзаменов в ГАИ?
- Раньше практический экзамен принимался гораздо быстрее: проехал одну-две минуты по городу и все. Сейчас курсант едет как минимум двадцать минут. А в последние месяцы и вовсе от 28 до 42 минут - я сам это отслеживал. Так что сейчас прием стал строже, но, если говорить о безопасности дорожного движения, это и к лучшему.

- Сколько курсантов одновременно могут обучаться в вашей автошколе?
- В последние годы курсантов было очень много. Наш предел - десять групп по 25 человек.

- Да, всего лишь за два года количество желающих получить водительские права увеличилось в полтора раза. В Северских автошколах даже очереди образовались. Что же наблюдается сейчас?
- Наблюдается очень мощный спад. В автошколах огромные недоборы. Даже у нас это заметно, а в небольших частных автошколах в декабре вообще был полный застой - некоторые ни одной группы не набрали.

Сейчас пока многие еще «едут» на прежних наборах, а вот когда все группы закончат обучение, тогда не знаю, как они будут выживать...

- Вероятно, какие-то курсы закроются сами по себе, даже без официального решения. Наплыв курсантов во многом зависел и от того, что многие легко могли взять автомобиль в кредит...
- Да, все казалось очень доступным, и для многих это был стимул к обучению. Люди действительно набрали машин и только потом поняли, сколько же им придется отдавать. На самом деле автокредит - это намного более дорогая услуга, чем обычный потребительский кредит. Его можно взять и купить на эти деньги машину - дешевле выйдет. Автокредит включает в себя много обязательных условий - те же страховки, - так что расходов значительно больше. Это совет тем, кто в будущем все-таки собирается приобрести автомобиль.

Ну а сейчас, понятное дело, автокредиты не востребованы, машины практически никто не покупает. Сейчас у людей главная задача - выжить, продержаться на период кризиса. А он еще и не наступал в полную силу. Думаю, заметное ухудшение ситуации будет в марте. Конечно, это повлияет на каждого и на деятельность автошкол в том числе. Что будет дальше - жизнь покажет.

 

Какова стоимость обучения водителей категории В в автошколах Томска?

Название Адрес, телефон Набор первых групп
в январе 2009 г.
Стоимость обучения,
теория
Стоимость
обучения,
практика
Условия оплаты
(вождение отдельно
по факту)
Дополнительные сведения
Политехнический профессиональный лицей № 20

ул. Карла Ильмера, 4

77-29-97,

59-44-20

15 января 6 000 руб.

10 000 руб.

(200 р. за час)

5 000 руб., затем до 10 февраля 6 000 руб., затем остальное Два инструктора-женщины, свой автодром рядом 
НОУ «Автокурсы»

ул. Лазо,22 (шк.№ 37);
пр.Ленина, 102;
ул. Алтайская, 120/1 (шк.№ 44)

50-35-35

21, 23 января 10 500 руб. 9 250 руб.
(185 р. за час)
1-й месяц - 5 000 руб., 2-й месяц - 5 500 руб. На пр. Ленина, 102 - группа выходного дня
«Автотех»

пл. Соляная,2; 
Фрунзе, 103, 5-й этаж;
пер. Базарный, 12

22-51-80, 65-31-16

5 января 9 000 руб. 10 500 руб.
(210 р. за час)
3 000 руб., затем рассрочка Группа выходного дня - в конце января
«За рулем»

пр. Ленина, 104, 4-й этаж

51-33-10, 21-22-18

15 января 7 000 руб. 10 000 руб.
(200 р. в час) 
3 000 руб., затем внести оставшуюся сумму в течение 30-45 дней Скидка 10 % студентам и жителям Северска
Томский учебно-курсовой комбинат

пр. Кирова

56-33-97

5, 12 января 9 000 руб. 11 000 руб.
(220 р. за час)
3 000 руб., затем рассрочка  -
«Политехник»

ул. А.Иванова, 4 - 312

21-02-50

15 января - вечерняя группа, 17 января - группа выходного дня 7 200 руб. 11 000 руб.
(220 р. за час)
5 000 руб., затем внести оставшуюся сумму в течение 40 дней Автодром арендуется в п. Хромовка
«Клаксон»

пр. Ленина, 1

42-14-31

24-26 января 7 500 руб. 10 500 - 11 500 руб.
(210 р. за час на рос.авто; 230 руб. на иномарке)
3 000 руб., затем рассрочка Есть инструктор-женщина
«Авто-класс»

пр. Кирова, 54/1

43-32-02

14 января 8 000 руб. 10 000 руб. 
(200 р. за час) 
1 000 руб., затем  рассрочка  -
«Автошкола»

ул. Карла Маркса, 39

51-51-66

14 января 6 500 руб. 13 500 руб.
(270 р. за час) 
6 500 руб., затем  рассрочка Автодром в п. Хромовка

Ряд автошкол пока не сформировал условия обучения в январе 2009 года. Стоимость курсов можно уточнить самостоятельно по следующим телефонам: «Росто» - 76-72-81, «Универ-авто» - 30-53-00, «Штурвал» - 47-40-39, «Лесотехшкола» - 40-36-25. 

 

Алла ИВОНИНА 

 

Ссылка на источник: https://delo-tomsk.ru/for-business/articles/148/