Аптечный рынок в Томске: настоящее и будущее

Судя по усеянности города аптечными пунктами и лекарственными супермаркетами, болеем мы часто и много. А кому мы за своё здоровье отдаём деньги? Федералам или местным предпринимателям? Каковы особенности томского аптечного бизнеса? Как он развивается?

 

Томские сети

По статистическим данным Томск находится в первой пятёрке городов с количеством аптек на человека, в нашем городе их более 150 (это и крупные сети, и мелкие, плюс одиночные пункты в больницах и торговых центрах), причём федеральные сети в этой доле занимают ничтожно малый процент. Среди федералов (и регионалов) можно выделить сети "О3" - две аптеки, новосибирская «Катрен» - одна аптека «Мелодия здоровья» и сеть «Аптека 36,6». Почему так? Потому что входить на специфичный томский рынок крупным сетям невыгодно: местные дельцы очень крепко стоят на ногах, и создать им конкуренцию слишком сложно. Даже если крупные федералы ранее задумывались об экспансии в Томск, сейчас, во времена кризиса, все заняты оптимизацией расходов, и им точно не до расширений.

Среди томских аптек сложно выделить монополиста: есть лидеры отрасли, есть середнячки, а есть мелкие сети по две-три аптеки, одиночных же точек немного. Лидеры - это «Аптека «Вита» (18 точек, в том числе аптека-маркеты), «Живая аптека» (21 точка, в том числе аптека-маркеты), сеть муниципальных аптек (21 аптека), «Сано» (4 аптеки), «Лека» (8 аптек), «Гримвис-фарм» (9 аптек), а также «Мир лекарств» (5 аптек), «Движение» (5 аптек), «Омела» (4 аптеки), «Фиалка» (3 аптеки) и др.

Отчётливо выделяются четыре крупные сети, причём три из них крупные во всех смыслах (количество аптек, аптечных пунктов), это ООО «Сити-маркет» (сейчас - «Аптека Лека», они проводят ребрендинг с прошлого года), «Аптека Вита» (тоже меняют стиль) и ООО «Живая аптека» (меняет стиль с ноября прошлого года); особняком стоит «Аптека Сано», которая имеет не так много аптек, зато может похвастаться раскрученностью бренда и приверженностью покупателей. «Аптека Сано» сделала себе имя тем, что там всегда были «редкости» - дорогостоящий товар, с которым мало кто работает, потому что это серьёзное вложение денег, причём с риском, но такие препараты востребованы, потому что проблемы со здоровьем заставляют человека покупать самые дорогие спасительные лекарства.

Что касается муниципальной сети, то бытующее мнение (особенно среди старшего поколения) о дешевизне и качестве препаратов в таких аптеках сейчас совершенно беспочвенно, потому что они все пущены на самотёк и должны быть самоокупаемы, а это весьма сложно на насыщенном томском фармрынке. Оборудование там в основном старое, и если надзорные органы (тот же Роспотребнадзор) как могут «шерстят» частные аптеки (а те в свою очередь строго стараются блюсти все нормы и правила по хранению и отпуску препаратов), то на явные нарушения муниципальных аптек они закрывают глаза, лишь бы те хоть как-то функционировали.

 

Лекарственные деньги

Данные об обороте аптек найти очень сложно - информация является коммерческой тайной и тщательно скрывается. Сеть из 15-20 аптек может иметь выручку около 500 тыс. руб. в день, доход одной небольшой, но хорошей аптеки составляет 1,5-2 млн руб. в месяц.

Цены в томских аптеках различаются незначительно, ведь оптовых фармпоставщиков по городу и вообще по России не так много и влиться в этот бизнес архисложно, поэтому колебания стоимости составляют 3-5 %, в отдельных случаях - 10-15 %, однако это больше связано со временем прихода препарата и какими-то особыми причинами. Уровень цен в каждой конкретной аптеке во многом зависит от местоположения, например две аптеки на Томске-1: в «Аптека Вита», расположенной ближе к вокзалу, цены приблизительно на 10 % выше, чем в «Аптеке Лека» на углу Кирова/Елизаровых. В «Живой аптеке» цены средние, в «Аптеке Лека» на 3-5 % ниже, в «Вите» на те же 3-5 % выше, причём цены на лечебную косметику одинаковы - их диктуют региональные дистрибьюторы, и это жёстко прописано в договорах. Некоторые аптеки прибегают к скидочной системе, например, в аптеке «Мой доктор» на Котовского скидки делают студентам, пенсионерам, а также по рецептам (10 %), в крупных сетях при покупке на определённую сумму выдают накопительную карточку («Живая аптека», «Аптека Вита», «Гармония» и др.), сумма скидки зависит от суммы на карточке.

 

Особенности томского рынка

Рынок аптек развивается очень бурно благодаря тому, что, во-первых, государство озаботилось здоровьем населения и поэтому выделяет много денег на программы лекарственного обеспечения и поддержания здоровья граждан. Во-вторых, быть здоровым сейчас модно, люди стремятся улучшить не только своё самочувствие, но и внешний вид, оставляя в аптеках приличные суммы. Однако сейчас рынок близок к стагнации, темпы развития значительно снизились, потому что Томск практически насыщен аптеками, и конкуренция здесь высока. Кстати, одна из особенностей томского рынка - сертификация аптек по системе менеджмента качества ISO 9001. В России только начинают осознавать необходимость такой сертификации, а в Томске уже большинство крупных сетей её получили.

А что происходит в самих аптеках? Мы все помним советские аптеки с высокими стеллажами с бесконечными пузырьками и пачками таблеток. Сейчас аптеки значительно изменились как по качеству обслуживания, так и по ассортименту: на прилавках лежат не только средства для лечения болезней, но и препараты для поддержания здоровья (биодобавки, витамины) и ухода за кожей, волосами. Все аптечные сети (и мелкие аптеки тоже) занялись парафармацевтикой, детским, спортивным питанием, лечебной косметикой и прочими сопутствующими товарами. Сейчас клиент заходит в аптеку не только, чтобы взять леденцы от горла или то, что врач выписал, - он заходит за зубной пастой, кремом для лица, детским питанием, попутно покупая игрушку ребенку, носовые платочки, жевательную резинку на кассе и всё, что попадется на глаза, в чём есть потребность.

Томский рынок вполне насыщен аптеками, поэтому сейчас привлекают клиента не только особым ассортиментом и качеством обслуживания, но и дополнительными услугами - консультацией косметолога, специалиста по спортивному питанию, травматолога-ортопеда и т. д. Кроме того, попутно при аптеках открываются косметологические и ортопедические кабинеты (например, в «Живой аптеке» на Красноармейской). Все крупные аптеки в городе стали обзаводиться оптиками и офтальмологическими кабинетами, что тоже весьма удобно для занятого человека: здесь проконсультируют относительно зрения, подберут и изготовят очки (причём в очень короткие сроки - за час).

 

Перспективы аптечного рынка

Перспективы местного аптечного дела сейчас в основном касаются качества обслуживания, предложения дополнительных услуг и товаров здорового образа жизни, которым все теперь так увлеклись. Покупатели избалованы доступностью и разнообразием товара, и их уже сложно удивить, тем более, что предпочтения по большей части сделаны: потребитель нашёл свою аптеку, стал её постоянным клиентом и забегает в другую только в случае надобности чего-либо именно здесь и именно сейчас.

Расширять рынок уже некуда, свободных площадей практически не осталось, а открывать аптеки друг на друге никому не выгодно (кроме, конечно, покупателя). Федеральные сети если и придут в Томск, развернуться им будет особо негде, поэтому вариантом экспансии может быть покупка целой сети аптек, хозяевам которой надоело разбираться с налоговой и Роспотребнадзором и которые решили выйти на заслуженную пенсию.

 

Взгляд потребителя

Какие аптеки выбирают томичи и почему? Посредством методики личного опроса были опрошены 82 человека разного возраста и пола. Первое место по популярности заняла «Живая аптека» (19 чел., 23,2 %), второе - «Аптека Вита» (16 чел., 19,5 %), третье - «Лека» (8 чел., 9,8 %), далее следуют «Движение» (7 чел., 8,5 %), «Сано» (6 чел., 7,3 %), муниципальные аптеки (3 чел., 3,7 %), «Воскресенская» (2 чел., 2,4 %) и все прочие аптеки, которые набрали по одному голосу («Целебная», «Иркутская», «36,6» и др.).

Какие аптеки предпочитают томичи


Причиной выбора являются многие факторы, самый распространённый из них - близость к дому или работе (ходить далеко мы не любим), 52 чел. и 63,4 %; второй по популярности ответ - широкий ассортимент (12 чел., 14,6 %), затем следуют требования к хорошему обслуживанию (это грамотные и вежливые консультанты, удобные витрины) - 5 чел., 6,1 %; приверженность к определённой известной сети - 3 чел., 3,7 %, и прочие причины выбора аптеки - 2 чел., 2,4 % (среди них низкие цены, покупки по знакомству).

Причины выбора томичами аптек


Яна ТАЙЛАШЕВА

 

Ссылка на источник: https://delo-tomsk.ru/for-business/articles/126/