Новая жизнь томской наружной рекламы

Навести порядок в индустрии наружной рекламы - такая задача стоит перед городскими чиновниками. Около сотни щитов и пилонов, самовольно установленных на улицах Томска, были демонтированы в нынешнем году. На эту работу властям пришлось выделить порядка четырехсот тысяч рублей. Но затраты скоро окупятся, ведь доходы, поступающие в местный бюджет от наружной рекламы, растут с каждым годом.

О рынке наружной рекламы, его участниках и проблемах рассказала Ирина Морозова - начальник рекламно-разрешительного отдела администрации города Томска.


«Порой реклама нас раздражает, но зато она приносит доход»

- Ирина Викторовна, как давно в нашем городе стал формироваться рынок наружной рекламы?

- Первые рекламные конструкции, щиты и баннеры, появились в Томске в 1998 году, то есть десять лет назад. Тогда при мэрии и был создан рекламно-разрешительный отдел. Перед нами стояла непростая задача - научиться курировать новый сегмент рынка. Помню, что мы изучали опыт других российских городов - Омска и Екатеринбурга. Опираясь на их разработки, мы создали нормативные документы, регулирующие рынок наружной рекламы.

- Какие проблемы появились в то время на рынке наружной рекламы?

- Да никаких проблем не было! Этот рынок делили всего три компании: «Форма», «Зонд-реклама» и «Рекламный дайджест». Ведь территория города еще была пустой, я имею в виду, что тогда рекламных конструкций было гораздо меньше. Но шло время, количество участников рынка росло, и ни одна компания не хотела упустить свободную площадь. Тогда и начались истории с незаконными установками щитов и пилонов.

- И, конечно, власти незамедлительно на это отреагировали?

- Естественно, ведь речь шла о нарушении закона. Все рекламные конструкции, установленные вопреки правилам, подлежат демонтажу. Работы по их ликвидации приходится оплачивать из местного бюджета. Однако полученная в итоге прибыль позволяет это делать. Судите сами: в 1998 году доход от наружной рекламы, поступивший в городскую казну, составил всего 53 тысячи рублей. В этом году он равен уже тридцати миллионам! Порой мы все ненавидим рекламу, в том числе и наружную, но нужно понимать - она приносит ощутимый доход городу.


«Теперь мы отдаем места лучшим»

- С июля 2008 года изменился механизм выдачи разрешений на размещение наружной рекламы. Муниципалитет должен выдавать их на основе конкурса. Как вы относитесь к такому нововведению?

- Положительно, ведь теперь конкурсная комиссия может выбрать самые лучшие компании и отдать им приоритет на рынке. Вспомните, ведь еще пару лет назад позволить себе рекламный щит в центре города могла только крупная всероссийская компания. Теперь это по карману многим местным фирмам - автомобильным магазинам, салонам одежды, кондитерским. В таких условиях рекламисты стали более агрессивными: они вынуждены бороться за каждый свободный кусочек городской территории. Конечно, это влияет на качество наружной рекламы. Некоторые изображения выглядят слишком крикливо, ярко и безвкусно. При этом порой они размещены на жутких рекламных конструкциях. Наша цель - привнести в наружную рекламу максимум эстетики. В этом, безусловно, поможет конкурсный отбор компаний.

- По-моему, такой дебютный конкурс уже проводился в апреле?

- Самый первый мы организовали в 2003 году, потом в 2006. Тогда распределялась рекламная площадь от Лагерного сада до пл. Ново-Соборной. Весной этого года решалось, кто из рекламистов получит приоритет на участке от пл. Ново-Соборной до ул. Дальне-Ключевской. На участие в конкурсе было подано восемь заявок. Однако один из заявителей - ООО «Свет» - по каким-то причинам свой проект в указанный срок не представил. Поэтому соревновались семь проектов.

- Что нужно было сделать претендентам?

- Каждый из них проанализировал, как обстоит ситуация с наружной рекламой на указанной территории. Затем описал, какие новые конструкции он может предложить, предоставил таблицу с их приблизительным количеством. В состав конкурсной комиссии вошли томские дизайнеры, художники, чиновники. Руководили ее работой вице-мэр Томска Алексей Севостьянов и главный архитектор города Владимир Коренев. В итоге выиграла московская фирма News Outdoor, известная в России и за рубежом. Она получит не менее пятидесяти процентов рекламных мест территории. На площади Ново-Соборной уже появилась остановочная площадка, включающая в себя скамейки и рекламные пилоны. Остальные рекламные конструкции уже на пути в Томск. Кстати, в Томске News Outdoor работала и раньше, однако занимала всего около пяти процентов рынка. Теперь эта доля возрастет, и этот итог вполне закономерен: на конкурс компания представила самые технологичные и высококачественные установки.

- А кому достались второе и третье места?

- Второе место и не менее тридцати процентов рекламных площадей получила компания «Формат-Сити» («дочка» «Зонд-рекламы»). Третье место в конкурсе жюри присудило фирме Street-Media («дочка» «Рекламного дайджеста»). Ей достанется не менее десяти процентов площадей. Кстати, разница в результатах конкурса между этими конкурентами оказалась минимальной - всего один голос. Оставшиеся десять процентов рекламных мест поделены между победителями. Перераспределение рекламных площадей на центральном проспекте состоится только через пять лет.


«Конкурентная борьба неизбежна»

- Не секрет, что некоторые рекламисты недовольны распределением рекламных площадей по конкурсу. Их аргумент - такой подход оставит на рынке лишь самые крупные компании, а остальным придется отойти в сторону.

- Процесс конкурентной борьбы неизбежен, но это нормально для цивилизованного рынка. Площади будут отдаваться тем компаниям, которые лучше других работают и понимают ситуацию. Которым не нужно объяснять, что город нуждается в качественных и современных рекламных установках. Иногда мне кажется, что часть рекламистов лишь ради получения прибыли готова завесить город обычными фанерками вместо современных лайтбоксов. Причем слоган на них написать самым непонятным шрифтом. С таким подходом к наружной рекламе пора заканчивать.

- Сейчас тридцать процентов рекламных площадей на центральном проспекте Томска принадлежит дочерней компании «Зонд-рекламы». Ее основатель Евгений Паршуто в настоящее время заместитель мэра. Не повлияло ли его служебное положение на конкурсную комиссию во время распределения рекламных площадей?

- Замечу сразу, что Евгений Валерьянович не входил в конкурсную комиссию, хотя ему, как чиновнику, это не запрещено. Во-вторых, были времена, когда агентству «Зонд-реклама» принадлежало восемьдесят процентов площадей на проспекте Ленина. А в-третьих, «Зонд-рекламой» сейчас управляет не Евгений Валерьянович. Генеральным директором группы компаний «Зонд-реклама», насколько я знаю, является Анатолий Фадеев - один из опытнейших работников холдинга. А подразделением наружной рекламы руководит Анна Паршуто. Но главное, я думаю, что люди, сидевшие в жюри, больше дорожат своими принципами, чем желанием угодить высокопоставленному чиновнику. Можете не сомневаться, подтасовки результатов голосования не было. Евгений Паршуто, создавший эту компанию, и его соратник Андрей Алексеев архитекторы по образованию, «Зонд-реклама» изначально была сильна в сфере архитектурного дизайна. Проект подразделения наружной рекламы холдинга действительно был профессиональной работой.

- И все-таки можно ли сегодня говорить о том, что рынок наружной рекламы в Томске делят несколько компаний-олигополистов?

- Согласно закону, доля наружной рекламной продукции любой компании не должна превышать тридцати пяти процентов. Пока ни одна томская фирма этот барьер не перешагнула. Да и вряд ли такое возможно, ведь за соблюдением закона следит Управление ФАС по Томской области. Больше всего рекламных площадей на городских улицах (28-33 %) принадлежит «Формат-Сити» и Street-Media. Мы хотим сделать рынок наружной рекламы в Томске как можно более прозрачным, поэтому он открыт для новых участников.

P.S. Как только наружную рекламу Томска приведут в порядок, Сибирские Афины сразу начнут рекламировать в других городах и странах. Для этого городская администрация разработала специальную программу, а гордума ее утвердила. Программа продвижения Томска рассчитана на три года и обойдется бюджету в 25 миллионов рублей. Главная цель - выиграть борьбу за иногородних и иностранных студентов, приносящих Томску неплохую прибыль.


КТО ДЕЛИТ РЫНОК НАРУЖНОЙ РЕКЛАМЫ В ТОМСКЕ?


Щитовые рекламные конструкции: 

Рекламораспространитель Количество Процент
ООО «Стрит-Медиа» 219 33,60 %
ООО «Формат-Сити» 157 24,08 %
ИП Удалов С. В./«АРТ-реклама» 67 10,27 %
ИП Быков В. А./«ВОТА» 54 8,28 %
ООО «АПР-Сити»/ТВД («дочка» News Outdoor) 30 4,60 %
ООО «Лама-АВ» 29 4,45 %
ООО «Компания Янсон» 14  2,14 %
ООО «Аллюр» 10 1,50 %
ИП Зарембо К. А. (Радио «Сибирь») 10 1,50 %
ООО «Томское пиво» 10 1,50 %
ООО «РА Свет» 7 1,07 %
ООО «Реклама Союз» 5 0,77 %
ООО «Бит Медиа» 5 0,77 %
ООО «Грейс-М» 5 0,77 % 
ООО «Форма» 3 0,46 %
Разные 27 4,14 %

 
ВСЕГО: 652


Пилоны:

Рекламораспространитель Количество   %
ООО «Бит-Медиа» 121 57,30 % 
ООО «Стрит-Медиа» 51 24,17 % 
ИП Удалов С. В./«АРТ-реклама» 28 13,27 %
ООО «Аутдор-Центр» 11 5,20 %

 

ВСЕГО: 211

Аренда одной установки составляет 12-14 тыс. руб. в месяц. В 2007 году поступления в городской бюджет от заключения договоров на размещения наружной рекламы составили 25,3 миллиона рублей. В 2008 году - уже 30 миллионов. 

Татьяна МАРШАНСКИХ

 

Ссылка на источник: https://delo-tomsk.ru/for-business/articles/100/