ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Зачем нужен сертификат ИСО 9001 для малого и среднего бизнеса?

Сертификация систем менеджмента качества (СМК) на соответствие стандарту ИСО 9001:2000 стала закономерным явлением для крупных предприятий и компаний экспортеров.

К началу 2007 г. во всем мире выдано порядка 900 000 сертификатов соответствия этому стандарту. Россия, как обычно, отстает и находится в ряду таких стран как Болгария, Португалия, Малайзия, Колумбия и др. Все больший интерес к сертификации СМК проявляет малый и средний бизнес. Что движет руководителями этих предприятий заниматься разработкой и внедрением СМК?

 

Зачем нужен сертификат ИСО 9001?

Ведь сертификат ИСО 9001 является добровольным и не дает никаких разрешений. Его главное отличие от лицензий и других аналогичных документов, в большинстве случаев превратившихся в простую формальность, в том, что он не разрешающий, а подтверждающий. Сертификат ИСО 9001 подтверждает, что в организации внедрена и функционирует система менеджмента качества (СМК), которая гарантирует неизменно высокое качество товара или предоставляемых услуг, независимо от изменяющихся внешних или внутренних условий.

Именно поэтому сертификат ИСО 9001, как гарант качества и стабильности, может оказать положительное влияние на формирование общественного мнения о положении предприятия на рынке и, как следствие, увеличить количество заказов и обращений. Сертификат ИСО 9001 также служит гарантом для ваших партнеров по бизнесу, банков, инвестиционных компаний и др.

Конечно, можно не сертифицировать СМК по стандарту ИСО 9001, не увеличивать число заказчиков, так же, как можно не пользоваться электронной почтой, не давать рекламу, печатать печатной машинкой на низкосортной серой бумаге и не пользоваться летом кондиционером. Реальность заставляет предприятия поддерживать и развивать свой имидж, тратиться на рекламу и всеми доступными методами продвигать свою продукцию и услуги на рынок.

Именно поэтому один из самых эффективных методов развития предприятия - это внедрение СМК и ее сертификация на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001. Проходя процедуру сертификации по ИСО 9001, предприятие не тратит деньги, а вкладывает их в самую ближайшую перспективу развития. Организации, вложившие деньги в сертификацию СМК, уже сейчас ощущают отдачу - это и преимущества при получении государственных заказов и тендеров, и возможности размещения заказов от иностранных фирм и, как следствие, материальное благосостояние компании.

Основным экономическим рычагом развития сертификации является мировой рынок, и сейчас наметилась тенденция, когда оценка системы качества на соответствие стандартам серии ИСО 9001 рассматривается как обязательное условие, что особенно актуально, если учесть, что Россия находится на пороге вхождения в ВТО.

Поэтому на вопрос «Можно ли обойтись без сертификата ИСО 9001?», можно ответить, что обойтись можно, как и без много другого, но перейти на новый уровень развития предприятия уже просто невозможно.



17 Июня 2008

Комментарии: 1

Людмила   21 ноября 2008   ответить
Утверждение "Ведь сертификат ИСО 9001 является добровольным" не совсем верно, скорее сертификация СМК на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества. Требования (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) является добровольным делом организации, решившей разработать, внедрить и сертифицировать СМК на соответствие требованиям указанного стандарта, а выдать сертификат или нет - это компетенция уполномоченного органа по сертификации СМК.
И дальнейшее утверждение, что "Сертификат ИСО 9001 подтверждает, что в организации внедрена и функционирует система менеджмента качества (СМК), которая гарантирует неизменно высокое качество товара или предоставляемых услуг, независимо от изменяющихся внешних или внутренних условий", вводит читателей в заблуждение относительно того, что СМК может гарантировать неизменно высокое качество … В стандарте записано «…стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация:
а) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;
б) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы, включая процессы постоянного ее улучшения и обеспечение соответствия требованиям потребителей и обязательным требованиям.
Соответственно и органы по сертификации будут оценивать именно способность организации, внедрившей СМК, выполнять требования потребителей, регламентов и собственные требования. Требования к системе менеджмента качества, установленные в стандарте ИСО 9001:2000, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции, и не исключено, что продукция организации иногда может не соответствовать установленным к ней требованиям, но наличие результативной СМК должно снижать риск появления несоответствий за счет использования организацией механизмов, заложенных в стандарте.
Существуют разные мнения о полезности стандартов ИСО серии 9000, позволю себе привести часть статьи Вадима Лапидуса «Доктор Дж. Джуран критикует стандарты ИСО серии 9000» для того, чтобы читатель имел представление о мнении гуру в области качества доктора Дж. Джурана:
"Концепция, на которой базируются стандарты, обладает рядом досто¬инств. Компаниям нравится сознавать, что они способны работать хорошо. Указанные стандарты устанавливают определенный набор требований, кото¬рым компания должна соответствовать. Многие компании считают для себя не¬допустимым оставаться не сертифицированными, когда их конкуренты обла¬дают соответствующими сертификата¬ми. В этом случае последние приобре¬тают маркетинговые преимущества. Установление оценочных критериев для сертификации можно считать до¬вольно полезной стороной этих стан¬дартов.
С моей точки зрения, соблюдение требований стандартов ИСО 9000 или сертификация на соответствие им не гарантирует компании занятие лиди¬рующих позиций в области качества. Доказательств противного не существует. Мы не располагаем результатами исследований, подтверждающих тот факт, что компания, сертифицирован¬ная на соответствие стандартам ИСО 9000, производит продукцию, превос¬ходящую изделия компании, не обла¬дающей подобным сертификатом. Мне приходилось видеть некоторые резуль¬таты сопоставительных исследований продукции сертифицированных и не¬сертифицированных компаний, причем существенных различий в области ка¬чества авторам этих исследований об¬наружить не удалось.
Но глубоких исследований в данной области пока не проводилось, и в таком случае у нас нет оснований утверждать, что сертификация на соответствие стандартам ИСО 9000 влечет за собой достижение лучших результатов. На са¬мом деле, если обратиться к компани¬ям, добившимся лидирующего положе¬ния в области качества, то можно заме¬тить ряд общих моментов в их деятель¬ности, а именно —
• обучение персонала всех уровней методам управления ка¬чеством,
• высокие темпы внедрения усовершенствований, наблюдаемые из года в год,
• привлечение работников к обеспечению качества,
причем ни один из этих моментов не нашел отражения в стандартах ИСО 9000. Я считаю, что компания, придерживающаяся требо¬ваний этих стандартов, но не двигаю¬щаяся дальше, почти гарантированно не станет лидером в области качества, поскольку она упускает из виду указан¬ные составляющие, имеющие жизнен¬но важное значение.
При оценке способности компании, с которой мы собираемся иметь дело, обеспечивать качество продукции уме¬стна параллель с предварительной оценкой кредитоспособности компа¬ний. В последнем случае применяемый подход является принципиально отлич¬ным. Никто не устанавливает набор критериев, которым должна соответст¬вовать система организации работы внутри компании подобно тому, как этого требует ИСО 9000. Никого не волнует, как компания ведет свою доку¬ментацию. Интерес представляет дру¬гое. Располагает ли компания средст¬вами, чтобы расплачиваться по своим долгам, и имеет ли она привычку воз¬вращать долги. О компании, с которой собираются взаимодействовать, судят по ее делам.
Аналогичным образом следует по¬ступать и в области качества. Нужно обратиться к покупателям продукции компании и выяснить, способна ли она поставлять конкурентоспособные това¬ры.
У меня накопилось немало сомнений относительно стандартов ИСО 9000, и мне кажется, что существует значи¬тельный риск того, что, невзирая на все вложенные в эти стандарты усилия и на всю их пропаганду со стороны органов по стандартизации и обществ по каче¬ству, заработавших большие деньги за участие в этой работе, вся затея потер¬пит большую неудачу. Компании обна¬ружат, что нет никаких оснований тра¬тить деньги на поддержание сертифи¬катов соответствия этим стандартам, которые не обеспечивают им лидерст¬ва в области качества".

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 8904 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей