ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Такси в Томске, часть 2

* Такси в Томске. Часть 1.

В деятельности рынка такси есть множество проблем и вопросов, которые требуют пересмотра и переоценки. Все это, по идее, должно найти отражение в поправках к действующему «Закону о такси», в постановлениях федерального и регионального значения. Об этом пойдет речь во второй части статьи «Такси в Томске». Мы продолжаем разговор с директором НП «Объединение томских такси» Владимиром Романовым.

- В одном из материалов наш портал анализировал предпочтения томичей в вопросе выбора такси. Помимо цены существенную роль играл фактор быстрой подачи машины. Однако у нас в Томске с этим большущие проблемы: в час пик такси не дождешься, хотя по статистике на рынке перевозок Томской области работают около 7 тысяч человек. С чем это связано?

- Действительно, поток заказов в течение суток и по дням недели распределяется крайне неравномерно. На нерегулируемом рынке эти пиковые всплески спроса вполне хорошо «вывозили» так называемые «подработчики» — водители, имеющие основной доход в другом месте и выходящие на линию только иногда (именно тогда, когда много заказов). А вот когда государство задумалось о регулировании отрасли – эти подработчики остались за рамками закона. Дело в том, что регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей или устраиваться по совместительству им невыгодно.

Таким образом, мы получили противоречие, которое пока не понятно, как разрешить. С одной стороны, подработчики нужны для перевозки людей во время пиковых нагрузок. С другой стороны, те правовые статусы, которые государство предлагает для официальных перевозчиков, подработчикам не подходят.

- Означает ли это, что далеко не все законодательные инициативы государства в отношении рынка такси учитывают реальное состоянии дел?

- Недоработок в законе о такси действительно достаточно много. Например, на данный момент в законодательстве не хватает двух очень важных моментов. Во-первых, никак не регулируется статус одного из главных участников рынка – информационно-диспетчерской службы. Во-вторых, отсутствует различение между двумя видами такси – классическим и заказным.

Государство не вполне правильно понимает, как устроена отрасль, поэтому предлагает не совсем адекватные механизмы регулирования рынка. Основой, в частности, служат два ошибочных предположения:

Что преобладающий способ использования такси — останавливать его на улице, а не заказывать по телефону.Что костяком отрасли должны стать крупные таксопарки, а не современные диспетчерские службы.

Частично это непонимание связано с тем, что те чиновники и депутаты, которые стремятся упорядочить рынок такси, в России этот вид услуг не используют, поскольку имеют служебные автомобили. А вот за границей они пользуются в основном уличными такси (кэбами), поскольку те хорошо заметны визуально, распространены именно в туристических и деловых центрах, ориентированы на приезжих.

- Или же эти ошибки связаны с нежеланием разбираться в устройстве и проблемах отрасли – иного объяснения не найдешь…

- Да, сначала вводятся какие-либо запреты, потом они отменяются, так как совершенно не совместимы с реальным положением дел. Например, весной 2011 года государство запретило использовать в такси автомобили, взятые в аренду. Сделано это было с целью стимулировать создание крупных таксопарков, что на деле неосуществимо. Неудивительно, что данное решение всколыхнуло всё профсообщество, которое впервые в истории собралось в Москве на съезд таксистов России. Видя, что решение неправильное, власть через год его отменила.

Тем же законом от 2011 года всех таксистов обязали использовать таксометры. Между тем, реально они нужны только «бомбилам», работающим на улице. Ведь на самом деле примерно 90% поездок в России осуществляется путем заказа такси по телефону, когда можно рассчитать и сообщить клиенту стоимость поездки до исполнения заказа. В современном такси «счетчик» — это атавизм, напоминание о давно минувшем этапе развития данного вида транспорта. В итоге, удалось-таки убедить власть в этом, и обязанность использовать таксометры была убрана из закона.

Еще один весьма сомнительный момент – обязательный желтый цвет для всех такси. Но это актуально только для такси, ориентированного на приезжих в крупных туристических и деловых центрах. Фактически такой вид такси в России актуален для Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и, возможно, еще для нескольких крупных городов типа Сочи.

Однако ничего не попишешь, законом предусмотрена возможность вводить обязательный цвет кузова для такси в любом из регионов России! И местные власти начали в этом упражняться, в том числе и в Томской области. Между тем, перекраска кузова автомобиля в другой цвет стоит в среднем 40 тысяч рублей, что ставит законопослушных таксистов в невыгодные условия конкуренции по сравнению с теми, кто предписания законов исполнять не собирается. А таких в разных регионах от 40% до 95%, и государство пока не придумало эффективных способов борьбы с нелегальными перевозчиками.

В итоге законопроект о внедрении в Томской области желтого цвета был отклонен областной думой 31 января 2013 года.

- В «Законе о такси» много и других пунктов, которые, на первый взгляд, направлены на заботу об удобстве и безопасности клиента. Выполняются ли требования, например, по обязательному набору водителей в штат, по прохождению медосмотра перед поездкой, по повышению водительского стажа таксиста? Или эти предложения также ушли в никуда, не пройдя проверку реальностью?

- Те, кто работает легально, требование к стажу водителей соблюдают, нелегалы – нет. Та же ситуация и с медосмотром. В ключевых компаниях Томска созданы условия для прохождения водителями предрейсовых медосмотров, но реально они проводятся нерегулярно, поскольку контроль над этим процессом недостаточен. В случае ужесточения контроля это требование будет выполняться строго, никаких препятствий для этого не существует.

Не все гладко с техосмотром. Необходимая производственная база для прохождения предрейсового технического осмотра автомобилей существует всего лишь в нескольких томских компаниях.

- Просчеты в законе понятны: в нем не учитывается тот факт, что в России свыше 2/3 всех услуг такси оказывают нелегалы, которым «закон не писан». Главный вопрос — возможно ли в нашей стране легализовать рынок такси?

- Отвечу следующим образом. В Италии – огромное количество нелегальных таксистов. А вот в Великобритании их нет совсем. Поэтому, теоретически, навести порядок в отрасли можно. Для этого необходимо писать законы, отражающие реальное устройство рынка такси, а не фантазии чиновников и депутатов.

- Какие меры, на Ваш взгляд, действительно могли бы быть действенными в этом вопросе?

- В настоящее время Национальный совет такси (НСТ) подготовил концепцию реформирования законодательства, регулирующего нашу отрасль, на основе которой в ближайшие два года будут внесены необходимые изменения в федеральные и региональные законы о такси. Эта концепция опирается на здравое понимание того, как устроен рынок и как его надо регулировать. Не могу сказать, что этот документ идеален во всех отношениях. Там есть неоднозначные моменты, однако качество проекта существенно (на порядок) выше, чем федеральный закон о такси, принятый 2 года назад.

В проекте говорится о том, что необходимо регулировать деятельность всех участников рынка, а не только перевозчиков, что выездные рейды ГИБДД как основная мера контроля неэффективны. Речь идет также об организации сети учебных комбинатов для водителей такси и о том, что эти центры должны придерживаться установленных стандартов. Поднимается вопрос о крупных централизованных заказах автомобилей на автозаводах на льготных условиях, о субсидировании правительством лизинга легкового такси. Одним словом, в этом документе освещается множество вопросов, которые действительно актуальны для огромного рынка такси в России.

Есть также предложение о том, чтобы органы государственной власти субъектов Российской Федерации имели больше прав в принятии законов и региональных программ в отношении рынка такси, так как каждая территория имеет свои особенности.

Основной вывод таков — после двадцати лет самостоятельного, стихийного развития рынка таксомоторных услуг государство и общество созрело для упорядочивания деятельности такси. Каковы будут результаты этих инициатив, нам предстоит оценить в ближайшее время.

Подготовила Алла Ивонина



8 Апреля 2013

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 2756 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей