ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Томский аэропорт расширяет горизонты

Спустя 45 лет деятельности наш томский аэропорт стоит на пороге новых открытий. Причем, в самом прямом смысле этого слова. Уже через пару месяцев будет закончено строительство «пункта пропуска через государственную границу» — так официально называется объект, который даст старт международным полетам. О том, с какими итогами томский аэропорт подошел к своему юбилею, об открытии долгожданного пункта пропуска через границу в своем эксклюзивном интервью нашему порталу рассказал директор ООО «Аэропорт Томск» Виктор Шендель.

 

- Виктор Райнгольдович, что представляло собой предприятие ООО «Аэропорт Томск» 2–3 года назад, и что мы видим сегодня? Насколько активно оно развивается?
- Такие параметры, как структура предприятия и количественный состав сотрудников, за эти годы не изменились. Однако пассажиропоток при этом заметно вырос. Еще 5 лет назад пассажиропоток составлял 200 тысяч пассажиров в год, а в 2011 году мы перевезли уже 386 тысяч пассажиров. Задача 2012 года – достичь еще более внушительных результатов, перевезти 420–450 тысяч пассажиров.

За это время открыто много новых направлений и новых рейсов. Вот показательный пример: 2–3 года назад у нас летало 2 рейса в Москву, в 2011 году – 3 рейса, а сегодня уже 4 рейса. Мы открыли такое направление, как Санкт-Петербург – 2 раза в неделю. Традиционно действуют и летние направления на черноморское побережье — Сочи, Геленджик, Анапа, популярны среди томичей и региональные направления – Красноярск, Сургут, Нижневартовск, Стрежевой, частота этих рейсов из года в год увеличивается.

В данный момент мы работаем над тем, чтобы открыть вечерний рейс в Москву. Надеемся, это произойдет уже в текущем году. Одним словом, мы продолжаем идти вперед.

- С чем связано столь мощное развитие предприятия – рост пассажиропотока более чем в 2 раза всего лишь за пару лет? Возможно, такова объективная ситуация в стране, способствующая развитию региональных аэропортов?
- Конечно, ситуация эта во многом зависит от экономики. Положение стало более стабильным, и доходы населения увеличиваются. С другой стороны, активизировалось движение бизнеса по стране, и это тоже дало толчок к развитию воздушных перевозок. К тому же, томский аэропорт находится в регионе, где действует особая экономическая зона, завязываются деловые связи, активно развивается бизнес, и это тоже играет весьма существенную роль. Все это вместе дало свои положительные результаты.

Рост пассажиропотока за 3 квартала 2012 года составил 12–13% в сравнении с аналогичным периодом 2011 года, что соответствует общеотраслевым показателям в стране. Если сравнить пассажиропоток аэропортов Западной Сибири, мы увидим, что подвижность населения в Томской области одна из самых высоких.

- Именно поэтому было принято решение открыть в томском аэропорту международный пункт пропуска? Не каждому городу выпадает такая удача…
- Этот фактор, конечно, сыграл свою роль. Однако задача это очень непростая, и работа над ней идет, на самом деле, уже долгие годы. Сначала ведь нужно было получить в правительстве разрешение на установление в аэропорту Томска пункта пропуска. Мы занимались этим 10 лет, с 2000 года. Только в 2010 году нам удалось получить такое распоряжение правительства. Потом какое-то время ушло на проектные работы, экспертизу, и, наконец, в прошлом году совместно с областной администрацией, с нашими акционерами мы начали строительство.

Организация пункта пропуска для международных линий — это расширение существующего аэровокзала с одновременным улучшением условий для пассажиров внутренних рейсов.

- Какова общая сумма всех инвестиций. За счет каких средств ведется реконструкция?
- Около миллиарда рублей, если учесть работы по всем объектам. Привлечены средства администрации Томской области, собственные средства аэропорта, в том числе и кредитные. Оснащение и обустройство пункта пропуска осуществляется за счет федеральных инвестиций.

- Когда было начато строительство?
- В августе прошлого года. Строители гарантируют, что к концу текущего года в соответствие с контрактом строительство будет завершено. Сейчас работы выполнены более чем на 80%, часть помещений мы уже используем – в частности, стерильную зону ожидания и бизнес-зал внутренних авиалиний. Одним словом, начинаем осваивать то, что построено.

Проектом предусмотрено строительство в условиях действующего аэровокзала без перерыва в его эксплуатации. Конечно, эти задачи очень сложны и для нас, и для строителей, и для пассажиров, которые терпят определенные неудобства. Но ничего, осталось совсем немного…

- Итак, строительство завершится в декабре. И когда же ждать первый международный рейс? В ближайшее время, вероятно, ведь все уже готово?
- Законодательство в части правил и норм по открытию пунктов пропуска изменилось – в этом году появились две существенных поправки. Мы завершим строительство и сдадим объект, и только после этого, согласно новым правилам, Росграница имеет право начинать свои работы – проектирование, техническое оснащение, обустройство. А потом будет еще целая процедура по открытию, по приемке пункта пропуска, регистрация в Минюсте…

- И сколько же времени займет эта процедура технического оснащения и юридического оформления пункта пропуска?
- Если говорить о нормативных сроках, которые прописаны в документах Росграницы, они составляют не менее 7 месяцев. С техническими работами – не менее 9 месяцев. Мы провели много совещаний с этим федеральным агентством, работаем с ними в тесном контакте, так что удалось договориться о параллельном осуществлении многих процессов. Итог этой деятельности таков: Росграница гарантирует окончание всех своих работ в первом полугодии 2013 года.

- Какие авиакомпании изъявили желание осуществлять международные регулярные и чартерные рейсы? Ведь наш аэропорт меняет статус, становится, можно сказать, «лакомым кусочком»…
- К Томску и раньше проявлялся большой интерес, и это вполне понятно. Приведу пример — у нас летали в Москву 3 рейса, и всегда они были заполнены до отказа. Недавно в Томск пришла авиакомпания «Аэрофлот» с рейсом на Москву и, начиная с первого дня вылета, загрузка этого рейса дает основание полагать, что потенциал этого направления еще далеко не исчерпан.

Работа по привлечению авиакомпаний началась уже давно. Мы работаем также и с крупнейшими туроператорами, представительства которых присутствуют в Томске, в Новосибирске и в Москве. Определяем перспективные направления – куда жители Томской области могли бы и хотели бы летать.

Эти направления мы выявили, они уже определены. Туристические чартерные рейсы – это Египет, Таиланд, Турция, Испания, Китай. Регулярные рейсы – это Германия, Китай. Обязательно Средняя Азия и Казахстан — очевидно, что такой рейс будет востребован. В прошлые годы среди томских студентов было очень много жителей Казахстана, да их и сейчас немало.

- И все-таки, какой фактор важнее при выборе направлений – коммерческий или стратегический, связанный с развитием Томской области и Особой экономической зоны? Ранее в СМИ говорилось, что первый рейс будет во Франкфурт, который не особенно интересен простому населению… Так какой же рейс будет первым?
- Говорить об этом, наверное, пока еще рано. Мы прорабатываем многие варианты – и в Германию, и в Таиланд… Многое зависит, конечно, от того, когда конкретно он состоится, этот первый рейс, и какие договоренности будут с авиакомпаниями. Сегодня среди авиакомпаний уже конкуренция – кто же полетит за границу первым. Но мне кажется, что это не обязательно рейс в Германию, может, это будет именно чартерный туристический рейс.

- Насколько увеличится штат сотрудников аэропорта?
- Не намного. Количество сотрудников возрастет только потому, что увеличится площадь аэровокзала, и появятся другие здания в этом комплексе, которые сейчас еще строятся. Вероятно, штат увеличится на 20–30 человек. Сейчас у нас работает 460 человек.

За границу – со всеми удобствами

- Как будет оснащен пункт пропуска через границу? Будет ли увеличено количество полос на летном поле? Будут ли для удобства пассажиров построены телетрапы или, как их еще называют, «рукава»?
- Полоса как была одна, так и будет одна, она позволяет принимать все основные типы воздушных судов. Для того чтобы начать международные полеты, ничего не нужно менять. Что касается «рукавов»… Они появятся в аэропорту ТОМСК в ближайшее время. Это распоряжение губернатора. Скоро начнутся работы по строительству двух галерей для телетрапов, проект уже готов. Сами телескопические трапы заказаны, со следующего года, уже с весны, они будут введены в эксплуатацию.

- Ни один международный терминал не обходится без Duty Free и инфраструктурных решений — кафе, рестораны, интернет-доступ. Что из этого будет реализовано к моменту открытия пункта пропуска?
- Все вышеперечисленное будет реализовано. Мы уже провели конкурс по Duty Free, выиграла одна из ведущих мировых компаний. Будет организован пункт в зале ожидания в стерильной зоне международного пункта пропуска, а также подобный магазин в зале ожидания на внутренних линиях – уже после досмотра.

Что касается интернета и кафе, все это будет, и с хорошим уровнем обслуживания.

- Проводился ли конкурс между компаниями? Уже известно, кто нас будет обслуживать?
- У нас есть свой цех бортового питания, который способен организовать на высоком уровне работу любого кафе или бара. Многие крупные организации Томска стали нашими постоянными клиентами в части кейтеринга, с каждым годом растет количество заказов фуршетов и банкетов.

Конечно, много площадей будет сдаваться в аренду для других целей. Будет и пресса, и сувенирные киоски. Мы разработали единый дизайн-проект, чтобы все выглядело гармонично.

- Будут ли построен новый зал повышенного комфорта, возможно, с платными услугами?
- У нас сейчас на внутренних линиях уже работает зал повышенной комфортности, так называемый «бизнес-зал», где после прохождения досмотра пассажир бизнес-класса может ожидать свой рейс со всеми удобствами. Любой пассажир может также купить пригласительный билет в этот зал. Подобный же зал будет открыт и в международной зоне.

Светлое будущее малой авиации

- Томичам повезло, что скоро они смогут летать за границу прямо из родного города. Но как быть тем жителям области, которые не то, что за границу, до областного центра не в состоянии добраться! Планируется ли в Томской области возрождение сети местных аэропортов?
- Да, такие перспективы существуют. До перестройки в каждом райцентре, в каждом крупном поселке Томской области был свой аэропорт, летали маленькие самолеты Ан-2, Л-410, Як-40. Сегодня в связи с тем, что экономика стала более стабильной, все это вновь становится очень востребованным, и активно идут дискуссии на предмет восстановления региональной и межрегиональной малой авиации. Областной администрацией было принято решение о восстановлении и развитии транспортного комплекса Томской области, включая малую авиацию. Уже создана рабочая группа, было решено сделать изыскания и разработать концепцию развития внутрирегиональной авиации при поддержке специализированных авиационных институтов. Конкурс на разработчика уже объявлен, и такая концепция появится в начале следующего года.

Существуют разные пути развития внутри региональной авиации и разные источники финансирования. После утверждения концепции будут разработаны соответствующие программы по решению этих вопросов.

- До этого, однако, все время велись разговоры о том, что подобные перевозки малоперспективны, и они совершенно себя не окупают. И что без постоянных дотаций государства здесь не обойтись…
- То, что касается социального направления и требует дотаций, будет профинансировано. Речь, например, идет о тех населенных пунктах, которые в определенное время года, а то и постоянно не имеют никакой связи с «Большой землей», в таком случае государство берет обязательство вывозить оттуда людей за свой счет. Такой опыт уже применяется на Камчатке, на Чукотке и в Красноярском крае.

Возможна также частичная компенсация в тех случаях, когда транспортная доступность к населенному пункту есть, однако цена авиабилетов слишком высока. И это только один из путей решения вопроса.

Но там, где местный аэропорт может приносить прибыль, будет организовано и коммерческое направление.

Нужно понимать, что помимо восстановления внутри региональных маршрутов перед нами стоит колоссальное количество задач – это и открытие межрегиональных маршрутов, и увеличение частот на имеющихся рейсах, и развитие бизнес-авиации, и начало международных полетов в будущем году. Мы понимаем, в каком направлении идти, и мы будем двигаться дальше.

Беседовала Алла ИВОНИНА



15 Ноября 2012

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 2710 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей