ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Галина Алехина: «Учиться, учиться, и еще раз учиться», как бы банально это не звучало, по-прежнему актуально. И особенно в бизнесе»

Галина  Анатольевна Алехина, директор Международного центра программ MBA (Master of Business Administration) ТПУ, в котором уже 9-ый год получают высшую степень в бизнесе предприниматели, рассуждает о преподавателях, мировом опыте и бессмертных словах вождя пролетариата.

- Галина Анатольевна, Международный центр программ MBA ТПУ уже довольно давно работает на томском рынке бизнес-образования. Как вы оцениваете популярность предлагаемой центром услуги в нашем городе?

Всем известно, что город Томск умный и образованный, с высоким процентом людей с высшим образованием. В этом наша уникальная особенность среди всех городов России. Поэтому сказать, что бизнес-образование популярно или не популярно – это ничего не сказать. У нас вообще все образованы изначально и статус наших предпринимателей выше, чем средний общероссийский. Ситуация сейчас такая, что людей уже не интересует теория бизнеса: всем нужно не знать, а уметь.

Предприниматели ежедневно колоссально загружены текучкой, связанной со своей деятельностью и для них бизнес-образование зачастую является «одноразовым». К примеру, приехала какая то «звезда», проходит какой-то известный бизнес-тренинг. На такие мероприятия охотно идут. Понимания же о необходимости систематичного образования через всю жизнь, необходимости клуба по интересам, какого-то портала, который постоянно извещал бы людей о том, где в данный момент что-то происходит, какого-то алгоритма «как нужно обучаться и к чему прийти» - всего этого у наших предпринимателей пока нет. Поэтому слово популярность здесь не применимо.

- А вы считаете, что необходимо вмешательство государства в развитие малого и среднего бизнеса посредством организации бизнес-обучения?

Однозначно. В чем особенность малого и среднего бизнеса? Он чрезвычайно уязвим, так как дело либо молодое, либо новое или занимает узкий сегмент на рынке. Он может быть поглощен крупным бизнесом или внешними игроками. Государство в условиях рыночной экономики должно быть кровно в нем заинтересовано – это среда для постоянного воспроизводства рынка. На западе, например, все предприниматели вовлечены в бизнес-образование государством. Причем государство делает все это в достаточно популистском ключе. Обучают всех, часто, везде, и в большом количестве. Стоит только захотеть!

У нас же государство декларирует интерес к проблемам малого бизнеса, но в реализации политических решений власть делает ставку на крупных игроков. Такие формы малого и среднего бизнеса должны быть кровно интересны региональным чиновникам. Это же услуги, мелкое штучное производство, доходы и наконец, налогооблагаемая база! Это очевидно вытекает из существования региональной экономики. И чиновников, между прочим, этому пониманию тоже надо учить. Необходимо отчетливо понимать, что малому бизнесу нужна просто материнская забота. Если говорить метафорично, то мелкого бизнеса очень много, они как мухи. А есть слоны. Они большие и сильные, их издалека видно и все их уважают. Но если умрут мухи, слонам станет тоже несладко. У всех свои минусы и плюсы. Такая вот «пищевая цепочка».

Поэтому мелких предприятий должно быть как можно больше. Статистика сообщает, что в среднем один собственник обеспечивает занятость семи работникам. И та же статистика неумолима - 70% малых предприятий погибают в первый год работы. На следующий год умирает 50% от оставшихся. То есть первые пару лет переживают единицы. Из них в будущем, может быть, вырастет средний или крупный бизнес. Поэтому нужна очень кропотливая работа.

Какова роль образования? Образование, безусловно, имеет прикладное значение, поэтому здесь необходимы в большей мере краткосрочные курсы, чтобы помочь, поддержать, либо дать новую информацию или алгоритм. Рассказывать основы экономической теории – это вчерашний день. Этот этап развития мы уже прошли.

- В таком случае кто ваши ученики?

Это владельцы бизнеса или менеджеры, которых отправляют повышать квалификацию и дополнять имеющиеся знания? Владельцы крупного бизнеса уже давно учатся. Причем не только у нас. Они обучались на разных курсах, по различным программам в Москве и за рубежом. Таких «студентов» у нас уже меньше. Чаще сегодня обращаются менеджеры, региональные менеджеры. Из всех обучающихся в нашем центре их доля составляет 30-40%. Это сотрудники крупных торговых сетей, филиалов крупных компаний, не имеющие базового экономического образования.

- Чем же руководствуются предприниматели и их сотрудники, когда отдают предпочтение бизнес-образованию в Томске?

Это нормальная позиция предприятия, которое считает свои ресурсы. Многие компании просто не могут себе позволить постоянно отрывать человека в Москву. Необходимо туда добираться, жить там определенный период времени, а всем известно, какие цены в столице на жилье. Помимо этого приходится на две недели отрываться от собственного бизнеса. И в итоге получается дорогое удовольствие на два года, которое не каждый может себе позволить.

Томский вариант гораздо более щадящий. Здесь вы всегда дома, всегда на связи. Обучение проходит в вечернее время, хотя многим слушателям достаточно тяжело воспринимать лекции после рабочего дня. Но все же это очень серьезная экономия, тем более, во время кризиса.

- Если уж заговорили о кризисе, хотелось бы узнать даются ли у вас знания, как вести дела предпринимателю в условиях серьезных экономических неурядиц?

Есть очень много вопросов, которые касаются работы предприятия в период экономического кризиса. Многие семинары, занятия и тренинги начинаются со слов «оптимизация», «реструктуризация», «бюджетирование». Они все несут в себе смысл подстраивания под ситуацию, постоянного мониторинга рынка, анализа и принятия управленческого решения. Поэтому такие курсы всегда актуальны, и они у нас, конечно, есть. Но помимо предложения необходима мотивация к обучению у самого предпринимателя. К сожалению, это желание зачастую не сформировано. Я знаю большое количество предпринимателей, которые занимаются бизнесом не один десяток лет, имеют за плечами колоссальный опыт. Опыт, полученный во время устанавливающихся рыночных отношения и периодических кризисов в течение последних 20 лет. Но мировой опыт – это 500 лет развития бизнеса в условиях кризисов и взлетов. Классическая экономика (по Адаму Смиту) на западе уже движется к социальным программам, к соединению с обществом. Российский бизнес находится на уровне подростка отрицающего опыт родителей. И, наверное, это естественный процесс развития. К тому же мелкий и средний бизнес завален огромным количеством ежедневной работы. Государство, конкуренты и рыночная ситуация постоянно подкидывают что-то новенькое. Зачастую просто нет времени и возможностей для прогрессивного развития. Некогда просто остановиться и спросить себя: «Что я хочу и зачем я это делаю?».

- Те, кто все же «спрашивает» и приходит к вам, кто они? Есть ли какой-то потрет у вашего ученика? Из каких отраслей экономики приходят люди?

У нас слушатели, а не ученики! Это люди, которые занимаются либо управлением, либо проектами и все они рано или поздно сталкиваются с проблемами, которые пытаются решить у нас. Опыт менеджерской деятельности от года до пяти лет. Возраст – 28 – 34 лет. Есть, конечно, и моложе, есть и старше.

Отрасли разные: нефтегазовая, строительство, здравоохранение, торговля… Клиентами центра в различные годы были: Газпром Трансгаз Томск, ГУЗ ОКБ, Сибирская Аграрная группа, Полюс, Аэропорт, строительная компания «Лидер-прогресс», Томская домостроительная компания, Холдинг АУРУМ, Контект-Софт, ООО «СибПроект», ООО «Элград», Томскнефтехим, СХК, Поликлиника №6, Управляющая компания ФИБР, Рекламный Дайджест, СИАМ, Футбольный клуб «ТОМЬ» и другие предприятия Томска и городов Сибирского региона.

- Галина Анатольевна, мы уже говорили, что в Томске большое количество людей с высшим образованием. Но при этом во всех сферах бизнеса постоянно присутствует кадровая проблема. Как вы решаете эту задачу?

Проблема, которая существует всегда – это уже не проблема, это особенность. Ее знают все, кто занят образованием или обучением. Пример - ученый, которому не интересно преподавание – не любит общаться. Ему интересна исследовательская деятельность. Другой, наоборот, занимается вопросами студентов и обучения, но не доходят руки до исследований в области собственного предмета.

Точно так же и в бизнес-обучении. Есть чрезвычайно успешные предприниматели, которых хотелось бы видеть преподавателями в нашем центре. Но преподавать - это не просто что-то рассказать. Здесь нужно систематично изложить свой материал, постараться, чтоб его поняли, проверить знания, еще и заниматься рутиной – все это очень кропотливый труд.

Заинтересованы в такой деятельности, могут быть, те, у кого в бизнесе трудный период или они отошли дел. Или это люди, сочетающие в себе богатый опыт и дар преподавания. Последние – это чаще всего люди заслуженные и в возрасте. Поэтому здесь всегда существует сложный выбор: кого предпочесть? И это нормальная ситуация, в которой мы находимся всегда.

- Кто же конкретно преподает в вашем центре?

Мы живем в городе Томска, поэтому не надо обольщаться, что мы привозим огромное количество преподавателей из Москвы. В таком случае стоимость программы возросла бы в разы. Поэтому наши преподаватели это либо те, кто сам учился по программам MBA, либо те, кто имеет свой собственный бизнес и преподает.

- Ваши цены: кардинально ли отличаются от московских?

Стоимость нашего обучения зависит от количества человек обучающихся в группе и от наших издержек. Издержки в Москве значительно выше, но там поток учеников больше: более активная предпринимательская среда, из регионов едут учиться. Цена в столице раза в полтора выше, чем в Томске, так как наполняемость групп значительно больше. Кто-то идет учиться бизнесу, чтобы послушать, как обстоят дела у других, кто-то чтобы завязать нужные знакомства или найти клиента. У нас не всегда это срабатывает. У нас группы малочисленные и к нам люди идут решать свою проблему.

- А в Томске существует конкуренция в бизнес-образовании?

Конкуренция существует. Причем очень сильно повторяет ситуацию в Москве. Курсы и предметы, преподаваемые в бизнес-обучение похожи, а в Томске большое количество вузов и преподавателей, которые могут все это изложить достаточно хорошо. Драйверы конкуренции в Томске: небольшой платежеспособный спрос со стороны клиентов.

- Галина Анатольевна, когда в таком случае стоит ожидать повышения спроса? Появится ли поколение предпринимателей, которые будут больше задумываться о повышении своих предпринимательских компетенций?

Бизнес это жизнь – все постоянно меняется. Нельзя научиться чему-то на всю жизнь!? Слова Ленина: «Учиться, учиться, и еще раз учиться», как бы банально они не звучали, по-прежнему актуальны. И особенно для бизнеса. Учиться у себя, у конкурентов, у преподавателя – это вечное движение вперед и только таким образом можно быть всегда на плаву. Я думаю, что скоро это понимание придет. Вопрос «иметь или уметь» на закате социализма решался в пользу «иметь». Теперь растет новое поколение – постсоветское. Они не знают что такое дефицит, блат и поэтому не пытаются выделяться с помощью материальных символов. «Уметь» интересует молодых гораздо больше. Важными становятся не вещи, которыми обладает человек, а навыки, выделяющие его из толпы.

Поэтому бизнес-образование в Томске имеет безграничные перспективы!

Евгений РОЖКОВ



20 Сентября 2010

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 6525 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей