ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Томские автошколы: ставка больше, чем жизнь

Не желаете ли получить водительские права за 120 тысяч рублей? Нет? А придется. Согласно многочисленным нововведениям, автошколы теперь должны быть полностью переоборудованы, что, во-первых, отразится на стоимости обучения, во-вторых, кардинально изменит ситуацию на рынке автошкол.

Представители учебных центров всей страны яростно протестуют против изменений, утверждая, что они совершенно неуместны и качества обучения не повысят. А вот «автообучающий» бизнес разорят подчистую. И с ними трудно не согласиться.

Надо сказать, что с этими нововведениями еще на старте выходит куча накладок. С какого числа их нужно внедрить? О том, что в автошколах теперь будут обучать по-новому, стало ясно еще в конце прошлого года. Шесть месяцев было отведено на подготовку и техническое переоснащение. Соответственно, уже летом 2009 года, судя по прошлогодним требованиям Минобразования, нужно было начать работать по-новому. Не начали, да никто и не заставлял. Правда, 1 июля появился очередной документ, требующий оснастить учебные автомобили видеокамерами, классы – новым оборудованием, да еще и построить новые автодромы. Он, этот документ, всех страшно напугал. Но выполнять эти инструкции немедленно, оказывается, опять-таки не обязательно – они носят ознакомительный и рекомендательный характер. Такое впечатление, что автошколам напомнили – вы, мол, там сильно-то не успокаивайтесь, мы за вами наблюдаем.

Сотрудники автошколы ПУ №33 так прокомментировали эту ситуацию:

- В этом году постоянно выходят какие-то указы, автошколы «хватаются за голову», начинают суетиться, однако проходит месяц, другой – никаких новостей… Никто не приходит, не запрещает вести обучение, не отбирает лицензию… Вот все и решили пока работать по старинке. Но что там дальше – неизвестно.

С 1 ноября 2011 года, судя по требованиям Минобразования, все автошколы страны обязаны работать по новым условиям. С 1 ноября 2009 года рекомендовано уже начать это делать. Некоторые автошколы страны взялись строить автодромы, кто-то даже уже построил – в Кемеровской, Самарской и Челябинской областях.

А что же будет с теми, у кого нет денег на столь масштабное строительство? Вот когда у автошколы закончится лицензия, тут-то ей и устроят допрос с пристрастием – а где у вас автоматизированный автодром, где видеокамеры и оборудование для тестирования? Новую лицензию уже не получишь.

Цифры и факты

В 2009 году, несмотря на кризис, в Томске закрылась всего лишь одна автошкола. В целом в нашем городе сейчас работают 28 автошкол.

• По сравнению с 2008 годом, стоимость теоретического курса в томских автошколах упала на 30-40%.

• Ажиотажный спрос на услуги автошкол наблюдался в конце 2008 года, когда прошел слух о том, что скоро срок обучения будет продлен до 6 месяцев. Самыми провальными были январь, февраль, март, апрель 2009 года.

• Сейчас спрос на услуги автошкол можно назвать стабильным, но достаточно низким. В среднем это показатели 2003 года.

• Появились предпосылки для улучшения качества преподавания в томских автошколах. Теперь лицензионная комиссия жестко отслеживает посещаемость в группах, количество должников, которые годами не могут (или никак не соберутся) сдать экзамены, общий уровень преподавания.

Но самое интересное, что некоторые новшества из числа абсолютно ненужных могут так и не воплотиться в реальность. Это в том случае, если автошколы отстоят свою точку зрения, что они сейчас и делают в российском масштабе.

Министерство юстиции, изучив все обстоятельства, потребовало «отменить нововведения в правила обучения в автошколе в связи с нарушением действующего законодательства». Это было в июле. Министерство образования обязано доложить о выполнении этого требования, но оно молчит. А автошколам-то что делать? Пора закупать оборудование, искать землю под автодромы, брать кредиты… Но вдруг новые правила признают недействительными? Тогда эти траты окажутся напрасными.

К сожалению, можно с уверенностью сказать, что вряд ли протест автошкол даст весомые результаты и справедливость восторжествует. Ну, отменят какую-нибудь мелочёвку, как это обычно бывает… Неужто целое министерство признает, что нагородило в документах всякой ерунды? Да и не в нём дело. Большинство нововведений в нашей стране напрямую связано с интересами какой-либо частной бизнес-структуры. Поставлять новое, дорогостоящее оборудование для автошкол всей России – это огромный заказ, это крайне выгодное дело. Или кто-то возжелал «накрыть» Россию сетью собственных частных учебных центров и таким образом убирает конкурентов? Сколько бы автошколы не протестовали, им не докричаться до тех, кто «у руля». Особенно, когда там заранее заткнули уши и открыли кошельки. Так что, на всякий случай готовиться надо к худшему.

Итак, что же это за нововведения?

1. Учебные автомобили должны быть оборудованы видеокамерами, фиксирующими показания приборов, процесс обучения и сдачи экзамена.

Начнем с финансов – сколько стоит такое переоборудование, и «потянут» ли его автошколы? У нас в Томске, в МРЭО ГИБДД был закуплен такой автомобиль. Это обычная «пятерка», которая будет использоваться для выяснения спорных ситуаций в процессе сдачи экзамена. Так вот, изначально автомобиль стоит 140 тысяч, а со всеми «наворотами» - уже 495 тысяч рублей. Вот и посчитайте, каковы вложения. И все это надо умножить на количество учебных машин в автошколе. Какие-то нереальные суммы получаются.

Другой вопрос – а так ли нужны все эти видеокамеры? Нет, дело, конечно, хорошее: закончился урок вождения, и курсант, при желании, может просмотреть – как ездил, что нарушал, какие ошибки для него характерны… Это все в теории. Но как это выглядит в действительности? Два часа – на вождение, и потом еще час на просмотр - у кого на это хватит времени? Люди заняты – они учатся, работают. Все, что их интересует, пусть им инструктор объяснит, вот с него это действительно нужно требовать. Требуйте!

И, кстати, кто из сотрудников автошкол будет показывать этот «киношедевр» ученику? Некий специальный работник, что ли? Эта услуга, поверьте, не будет так уж востребована. Она вообще, по сути, только на экзаменах и нужна.

Но зато этот просмотр будет заранее обсчитан и включен в стоимость обучения. А как иначе, это ведь бизнес, время – деньги.

2. Каждая автошкола должна обзавестись специальным программным комплексом, задача которого — оценивать различные качества будущих водителей: восприятие пространства и времени, глазомер, психологическую и эмоциональную устойчивость. Кроме того, тестированию подвергнутся и личностные качества будущих водителей: темперамент, склонность к риску, конфликтность.

А здесь вообще ничего не понятно. Зачем автошкола будет заниматься этим совершенно не свойственным ей делом? Ну, представьте себе: тест показал, что учащийся очень возбудим, эмоционально неустойчив, может неправильно повести себя в стрессовой ситуации. И что дальше? Идите отсюда, товарищ, вы нам не подходите? Товарищ возмутится и будет прав. Он скажет – мол, дайте мне документ, где сказано, что учащиеся с такими показателями, как у меня, не допускаются к занятиям? Вы вообще кто тут – психиатры-самоучки?

Для того чтобы выработать подобные требования к будущим водителям, научно-исследовательские институты должны работать не один год. И вообще, это сфера полномочий не автошколы, а медучреждения и психиатра, который выдает медицинскую справку будущему курсанту перед началом обучения.

Да чего там стесняться – давайте мы вообще всех водителей протестируем на устойчивость к стрессу и склонность к риску! Они-то чем хуже? Вот прямо будем останавливать всех, кто на дорогах, и требовать… нет, не подуть в трубочку, а пройти тест на специальном переносном оборудовании. У холериков с повышенной возбудимостью будем немедленно отбирать права.

3. По новым правилам, школы смогут продолжить деятельность только в том случае, если у них будет свой автодром — со светофором, железнодорожным переездом и прочим оборудованием, имитирующим реальные дорожные условия.

Это самое серьезное, прямо-таки убойное по своей силе новшество, которое загубит не одну сотню российских учебных автоцентров. И столь же серьезны сомнения в его необходимости. Дадим слово представителям томских автошкол.

- Кто у нас в Томске сможет построить автодром нового типа? Даже затрудняюсь ответить. – Таково мнение работника автошколы «За рулем» Юлии Овсовой. - Это будет стоить очень, очень дорого. Мелкие и средние автошколы не поднимут такой груз и закроются – вероятно, для того и вводятся эти новшества. А также, думаю, для того, чтобы убрать с дорог города учебные автомобили. Хотя они ездят всегда по правилам, в отличие от многих других водителей.

- Сейчас на автодроме выполняются 5 упражнений, а потом понадобится выполнить 12, причем на каждую категорию – В, С, Д – свои, - продолжают тему сотрудники автошколы ПУ №33. – Где-то надо разместить железнодорожный переезд, светофор, гаражи. На каждую категорию требуется по 1 гектару земли. И где в городе нам взять такой большой участок – в 3 Га? И сколько он будет стоить?

- В Челябинске построен автодром, который отвечает всем новым требованиям. Так вот, он стоит около 120 миллионов рублей. А некоторые представители томских автошкол уверяют, что вообще все 150 миллионов! Откуда у нас такие деньги?! – поддерживают своих коллег работники автошколы «НОУ Томский УКК». - Где брать эти средства – непонятно. Кредиты ни один банк не дает. Наша автошкола взяла землю под автодром, но дальше дело не пошло - мы не может взять кредит для того, чтобы хотя бы заасфальтировать эту площадь и оснастить по требованиям – нет, не будущего! – хотя бы сегодняшнего дня.

- Я считаю, что требование оснастить автодромы по-новому не только неуместное, но и опасное по своей сути. - Утверждает старший мастер по подготовке водителей политехнического лицея №20 Сергей Хохлов. – Для чего существует автодром? Для того чтобы отработать первоначальные навыки водителя – чтобы он научился правильно трогаться, тормозить, маневрировать, чувствовать габариты и владеть автомобилем в целом. На автодроме ученика никто не торопит, не получилось – попробовал еще раз. Но что с ним происходит, когда он выезжает на улицы города? Здесь нужно отрабатывать совершенно другие навыки – те, которым невозможно научится в «тепличных», искусственных условиях автодрома. И здесь у водителя нет права на ошибку, он должен порой принимать решение за доли секунды. На новом автодроме, согласно требованиям, нужно освоить 12 объектов. Чтобы сдать их, учащийся будет проводить на автодроме все свое учебное время, и в город он уже не поедет. В итоге мы получим на выходе водителей, абсолютно не подготовленных к движению на реальных городских дорогах. А еще говорим о снижении количества ДТП…

Напоследок слово московским коллегам. Вот что говорит один из самых последовательных защитников прав учебных автоцентров, исполнительный директор Ассоциации московских автошкол Александр Жуков: "Автошколы, когда увидели новые требования к автодромам, сказали: зачем нам это надо? ГАИ говорит: "Нет, вам это надо. Это поможет нам улучшить экзаменационную работу". Ну, давайте тогда разберемся. Экзаменационная работа - это ваше, и вам государство дало эти полномочия, и - пожалуйста, занимайтесь, находите деньги, стройте автодромы. Мы образовательные структуры, живем за счет денег учеников. Готовы ли они платить огромные суммы, чтобы мы строили всевозможные комплексы, которые нам в образовании не нужны? Вам нужны в экзаменационной работе - пожалуйста, стройте. При чем здесь автошколы и ученики с их деньгами?".

С этими словами трудно не согласиться. Однако сейчас невозможно даже предположить, чем дело кончится. Если сценарий будет развиваться в прежнем направлении – стоимость обучения в автошколе увеличится во много раз. Московская ориентировочная цена – 120 тысяч рублей.

Что касается автошкол, то… вот уж кому не позавидуешь. Это ж надо так жестко рубануть по бизнесу! Кто учиться-то будет в наших автошколах, золотая молодежь Томска в количестве 5 человек? Так они купят себе права, да и всё. Это и проще, и дешевле.

Какова стоимость обучения водителей категории В в автошколах Томска?

Название Адрес, телефон Стоимость обучения,
теория
Стоимость
обучения,
практика
Условия оплаты
(вождение отдельно
по факту)
Дополнительные сведения
Политехнический профессиональный лицей № 20

ул. Карла Ильмера, 4,
77-29-97, 59-44-20

5 000 руб.

10 000 руб.

(200 р. за час)

5.000 р. при заключении договора, затем рассрочка. Есть инструктор-женщина, есть свой автодром рядом.
НОУ «Автокурсы»

ул. Лазо,22 (шк.№ 37);
пр.Ленина, 102;
ул. Алтайская, 120/1 (шк.№ 44),
50-35-35

6 000 руб. 10 000 руб.
(200 р. за час)
Рассрочка, первоначальный взнос - от 3.000 р. Автодром на ул. Высоцкого
«Автотех»

пл. Соляная,2; 
Фрунзе, 103, 5-й этаж;
пер. Базарный, 12

22-51-80, 65-31-16

4 900 руб. 11 000 руб.
(210 р. за час)
Минимум -1.000 р., затем рассрочка. Группа выходного дня; свой автодром.
«За рулем»

пр. Ленина, 104, 404, 4-й этаж,
51-33-10, 21-22-18

4.000 р., из которых вычитается скидка. 11 000 руб.
(220 р. в час) 
За теорию при заключении договора, за вождение – после каждого занятия. Гибкие скидки: по 1% за 1 год – например, 20-летний получит скидку в 20%. Свой автодром возле Зонального.
Томский учебно-курсовой комбинат

пр. Кирова, 5
56-33-97

5 000 руб. 10 500 руб.
(220 р. за час)
3 000 руб., затем рассрочка Арендованный автодром возле Сенной Курьи.
«Политехник»

ул. А.Иванова, 4 - 312,
21-02-50

5 000 руб. 10 500 руб.
(210 р. за час)
3.000 р., затем рассрочка Скидка от 7 до 15% студентам и сотрудникам вузов. Автодром в п.Хромовка.
«Автошкола ПУ №33»

ул. Смирнова, 44/1,
76-00-06

4 500 руб. 10.000 р. (200 р. за час) За теорию расчет сразу, затем за каждое занятие по вождению отдельно. Свой автодром на ул. Вилюйской.
«Авто-класс»

пр. Кирова, 54/1,
43-32-02

4 500 руб. 11 000 руб. 
(220 р. за час) 
1 000 руб., затем  рассрочка Арендованный автодром в конце пр. Фрунзе.
«Автошкола»

ул. Карла Маркса, 39,
51-51-66

4 500 руб. 11 500 руб.
(230 р. за час) 
2 000 руб., затем  рассрочка Автодром в п. Хромовка.
Автокурсы «Лесотехшколы»

ул. Ленина, 229,
40-36-25

5 500 руб. 11 000 руб.
(220 руб. за час)
6 520 руб., затем рассрочка. Свой автодром рядом.
Автошкола ТСХТ

ул. Иркутский тракт, 181,
64-51-80

5 000 руб. 10 000 руб.
(200 руб. за час)
2 500 руб., затем рассрочка. Свой автодром на территории.
Центральные курсы водителей

ул. Советская, 37-а,
53-53-18

ул. Красноармейская, 99-а,
55-44-55

ул. Гагарина, 7,
51-51-53

5 900 руб. 11 000 руб.
(220 руб. за час)
2 950 р., затем рассрочка. Автодром возле п. Зональный.
«Сигнал» пр. Комсомольский, 43/2,
200-545
5 000 руб.

10 500 руб.
(210 руб. за час)

2 500 руб., затем рассрочка. Свой автодром возле п.Хромовка.

 

Алла Ивонина



21 Сентября 2009

Комментарии: 13

собака Мамай   22 сентября 2009   ответить

Можно ссылки на документы-первоисточники? и вот, кстати, альтернативные расчеты с "ленты.ру":


http://auto.lenta.ru/articles/2009/07/01/newschool/


Однако владельцев автошкол эти траты не пугают. Как рассказала "Ленте.Ру" президент Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) Татьяна Шутылева, установка оборудования для аудио- и видеофиксации на учебный автомобиль сейчас обходится в 90 тысяч рублей. При средней стоимости часа обучения вождению от 700 до 1000 рублей (в Москве) эти затраты для автошкол не кажутся обременительными. Другое дело - частные инструкторы на личных автомобилях, которых автошколы привлекали на договорной основе. Кто будет оплачивать переоборудование их машин - пока не ясно. Покупка аппаратно-программного комплекса тестирования и развития психофизиологических качеств для нормально функционирующей автошколы - тоже не проблема. Согласно "требованиям", школе достаточно иметь один такой компьютер, а специальное программное обеспечение для него обойдется в 100 тысяч рублей. Еще 75 тысяч рублей будет стоить дооборудование существующей учебной площадки светофорами и знаками. К тому же, проверка автошкол на соответствие новым требованиям будет проводиться только при продлении старой или получении новой лицензии на образовательную деятельность. Так что окончательный переход к новой системе подготовки водителей завершится лишь к 2014 году, когда закончится действие лицензий, выданных на максимальный пятилетний срок в 2009 году. А это значит, что в течение ближайших пяти лет практически каждая из работающих сейчас на российском рынке восьми тысяч автошкол затратит на переоборудование учебных классов и автоплощадок в среднем 175 тысяч рублей. Если принять, что в каждой автошколе для обучения вождению используется, в среднем, пять машин, то на установку средств видео- и аудиозаписи школам потребуется еще 450 тысяч рублей. Итого, на удовлетворение требований Минобразования к 2014 году будет потрачено приметно пять миллиардов рублей. Ну и кому верить?

JastCause   22 сентября 2009   ответить
Ааааа!!! Надо срочно сдавать на права:D
Пока до заоблачных сумм все не подняли.
автор   22 сентября 2009   ответить
Ответ Мамаю.
Нам верить, конечно же. По поводу автодромов: речь идет не о дооборудовании, а о новом автоматизированном автодроме. Это не просто парочка дополнительных знаков, а совершенно иной подход вплоть до вмонтированных в асфальт датчиков. Томские автошколы, кстати, сомневаются, будут ли эти датчики работать в наши морозы под "сороковник". Самый скромный такой автодромчик стоит около 6 млн. рублей. Так еще и землю под него найти надо - а она как раз сейчас заметно подорожает. Причем, много земли, на старых автодромах все 12 объектов не поместятся.
Далее - если в Москве час стоит 1.000 рублей, может, они и найдут деньги на все эти новшества. У нас час стоит всего-то 200-220 рублей (слава Богу). И как раз хотелось бы, чтобы эта цена не повышалась в связи с разного рода нововведениями, на которые нужны деньги.
Кроме того, в нормальных автошколах не 5 машин, а куда больше. Например, в автошколе училища №20 - 40 учебных машин.
Речь в материале идет также о том, что водителя нужно учить на улицах города, в реальной обстановке, а не заменять эти занятия только автодромом. Вот это вызывает наибольшие опасения.
"Развитие психофизиологических качеств" - это занятие не для автошкол. Зачем навязывать это оборудование не по адресу?
А то, что окончательный переход на новые правила будет только в 2014 году, так от этого нам, простым томичам, не легче. Если кто-то и возьмется строить автодром, то будет делать это, конечно же, заранее, а не 31 декабря 2013 года.
Хотелось бы, уважаемый "собака Мамай", верить в лучший исход. Ну, давайте будем верить, мож, на душе легче станет.
И снова автор   22 сентября 2009   ответить
Уважаемый Мамай, прочитала материал, на который Вы ссылаетесь, полностью.
И он совсем не такой радужно-оптимистичный, как это следует из приведенного Вами отрывка.
Вот цитаты из него же:
"С первого июля автошколам придется дооборудовать и учебные автомобили – чиновники хотят, чтобы на каждой машине были установлены средства аудио- и видеозаписи, а также устройства, которые непрерывно регистрируют показания приборов машины и действия ученика.
Согласно официальной версии, с помощью этих записей ученик вместе с инструктором сможет после занятия изучить и обсудить свои ошибки. Но есть и другое мнение - что таким образом в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД), который тоже участвовал в подготовке новых требований к автошколам, пытаются за счет автошкол решить собственные финансовые проблемы, возникшие после принятия 23 июня новой методики приема экзаменов "на права".
…у самих гаишников денег на видеокамеры нет – бюджет на закупку оборудования для сдачи экзаменов в 2009 году был сокращен в три раза: с 201 до 62 миллионов рублей. Поэтому если автомобили с видеокамерами в обязательном порядке появятся у всех автошкол, то Госавтоинспекция сможет существенно сэкономить на этой статье расходов.
…Владельцы автошкол, естественно, возьмут эти деньги из своего единственного источника финансирования - из карманов учеников, которым останется лишь "формировать навыки саморегуляции психоэмоционального состояния" с помощью новеньких "аппаратно-программных комплексов тестирования и развития психофизиологических качеств".

То есть, обычное дело - кто-то опять решает свои проблемы за счет простых граждан. Вот это и обидно.
Павел   25 сентября 2009   ответить
Почему школу досааф обошли стороной? Она же одна из самых больших и старых в городе
автор   29 сентября 2009   ответить
Автошкола РОСТО (ДОСААФ) - тел.75-30-52; стоимость теории на "В" - 4.900, час вождения - 225 рублей; первоначальный взнос - полтеории; сейчас набирается группа на 12 октября.
Кстати, сама там училась ))). Теорию преподавали очень внятно, а инструктора, как и везде, - на кого нарвёшься. Выбирайте инструктора по отзывам, слишком многое от него зависит - и уверенность в себе, и ваш будущий стиль вождения, и вообще желание учиться.
Леся   19 октября 2009   ответить
Кто что может сказать об автошколе "За рулем"
[Ilya.Osadchiy]   19 октября 2009   ответить
Леся, недавно друг окончил школу "за рулем".
Отзывается хорошо. Относительно дешево. Теория на высоком уровне, но с инструктором, видимо, ему не повезло. Жаловался.
А вообще так везде с инструкторами: повезет - не повезет.
Удачи!
Татьяна Ромашка Цой   28 октября 2009   ответить
В центральных курсах стоимость вождения 220р за 45 мин., и во многих школах так же не за час, а за академический час, соответственно стоимость положенных 50 часов не 11т, а 14 666,67 р.
Стоимость теории 4900р
источник: http://avtoshkola.tomsk.ru/page/root/price

в политехнике цены тоже другие: http://www.auto-polytechnic.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=49&Itemid=56
Стоимость теоретического курса 6 000 рублей.
Для студентов и сотрудников ТПУ и ТУСУР стоимость теоретического курса 5
100 рублей.
Студентам и сотрудникам других ВУЗов г. Томска стоимость теоретического
курса 5 580 рублей.
Киска   10 ноября 2009   ответить
Леся написал:
Кто что может сказать об автошколе "За рулем"
Не рекомендую автошколу "За рулем" ,много народу,кто не может сдать,инструкторов не хватает,экзамен один раз в месяц,к инструкторам не записаться,т к не хватает у них впеменни на всех!Ежемесячно набирают людей,а старенькие еще не сдали,сдают по году""""!!!Автодром дальше Зонального,и приезжать нужно самим на Южную,это место встречи обучаемого с инструктором,а потом еще на машине мин 10ехать на автодром,и все это за счет вашего оплпченного времени....((((Автодром просто ужасный!!!
Галина   9 января 2010   ответить
Павел написал:
Почему школу досааф обошли стороной? Она же одна из самых больших и старых в городе
Теорию преподают хорошо, но инструктора - как повезёт. Мне очень не повезло. Вся работа школы построена на получении большего количества денег с обучаемых; времени у инструкторов нет.
Настенька   7 апреля 2011   ответить
выбирала автошколу, шла к конкретному инструктору, но пока проходила теорию - он уволился,
я подумала, ну и ладно - цены на вождение у автошколы сносные,
это была первая ошибка. у меня сменилось три инструктора, три машины.
но и это не самое страшное,
когда я выходила на внутренний экзамен у меня было 30 часов автодрома + 20 часов города. (инструктор пока я до тошноты накатывала круги автодрома спал на заднем сидение или курил тусуясь с другими инструкторами) - это понятно день длинный сил на всех не хватало..
в итоге когда мы выехали в город я узнала еще одну сторону жизни школ автодрома,
не сдал город на внутреннем, бери еще 10 часов - это пропуск на следующий экзамен, не сдал - еще...
я поняла все эти схемы. нашла другого инструктора, проверенного. с хорошими отзывами. только тогда все тронулось с мертвой точки.
ищите хорошего инструктора!!! это 90% успешного и скорого разрешения эпопеи получения прав.
тату   23 декабря 2011   ответить
В школе ДОСААФ прекрасно преподают теорию, а вот с вождением и особенно со сдачей экзаменов бардак!!!! У инструкторов нет времени, в график вписаться проблема. Внутренний экзамен принимают почти с линейкой. Сантиметр отклонился от линии и всё ты не СДАЛ!!!!

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 8638 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей