ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Фотобизнес в Томске: реальность и перспективы?

Александр Почтарев, ТомскВ альбомах наших семей хранятся фотографии, сделанные десятки лет назад в старинных специализированных ателье. С появлением технического прогресса и доступных фотоаппаратов на уровне потребителей традиция посещения фотографа в массовой культуре российского населения сошла на грустное «нет». Почему так происходит и что будет дальше, рассказал Александр Почтарев, практикующий фотограф и преподаватель томской «Академии фотографии».

 

- Развит ли фотобизнес в Томске по сравнению с Москвой, Европой, другими городами Сибири?

- Фотобизнес - понятие широкое. Продажа фотокамер тоже ведь к этому относится, да? Но уже совсем другое, нежели печать фотографий или фотосъемка. И, надо полагать, в Москве и Европе, конечно, дела обстоят лучше. Но последние несколько лет в Томске активно развивается заинтересованность в фотоделе. Связан процесс во многом и с нашей деятельностью. Мы привлекаем людей к фотографии, развиваем интересы, обучаем фотосъемке и применению фотографии в жизни. Но это не сиюминутная ситуация, мол, в одночасье все изменилось! Необходимость фотошколы ощущалась в Томске давно. Андрей Маристов (президент московской «Академии фотографии») прежде чем реализовать идею фотошколы, объездил много школ Европы и Америки, посмотрел, как там поставлено фотографическое образование. В России применили все полезные вещи, которые он нашел зарубежом. «Академия фотографии» - всероссийский проект. Мы открыли филиал в Томске первыми из регионов России. Работаем третий год. Итог: фотообразование становится все более и более популярным в массовом сознании.

- Основные услуги, которые приносят доход?

- В фотобизнесе самыми доходными были и останутся бытовые услуги – съёмки в детских садах, школах, выпускных и свадеб. Доход всегда там, где продукция массовая.

- Каковы вложения, для того чтобы организовать свое дело?

- В маленькую студию, где люди могли бы фотографироваться? Минимальный порог зависит от индивидуальной ситуации, наверное. Если у вас есть в собственности  подходящее помещение, либо щадящая арендная плата за него, и какой-то свой фотоаппарат, то расходы будут минимальные. В этом вопросе сложно дать оценку.  Иногда люди приходят за консультацией: с чего начать, как рассчитать какой-то стартовый минимум... Потом ставят строительные прожекторы, которые как-никак светят... То есть изначально вложить серьёзные финансы не получается, но тем не менее работа идет. В дальнейшем появляется возможность улучшить техническое оснащение и, соответственно, ассортимент, качество продукции. А если говорить о студии оснащённой по последнему слову техники, всегда существовала такая цифра, примерно 100-150 тысяч евро. Получится студия, для решения задач любого профиля съемки (для рекламы, заказов из "глянца", спецэффектов и т.д.). Только для  работы с фото на документы такие затраты никогда не окупятся. Необходим реальный бизнес-план.

- В Томске много мелких фотоателье. Нужно ли специальное образование, чтобы делать фото на паспорт?

- Как-то я изучал вопрос этот, еще лет десять назад, не помню, на что мне нужно было сфотографироваться... Пришел в документальную фотографию самую известную в городе. Меня сфотографировали. Забирая результаты, я себя не очень-то узнал. Начал задавать вопросы… Фотограф со мной спорить не стала, видимо поняла: раз человек оперирует терминами, значит, то он что-то понимает... Пересняла, но ничего не изменилось. И пошел я тогда в «Улыбку», где дело обстояло лучше, получил что меня устраивало. Лично мое мнение - фотография на документы должна человеку нравится. В реалиях, с которыми мы сталкиваемся, получается, что высококлассного фотографа невозможно привлечь на подобного рода съемки. Не позволит бюджет. В какой-то степени связано это с общей культурой. Считаю, что дело в конкуренции на рынке. Пока здесь ее нет вообще: все предлагают одинаково некачественную продукцию. Если кто-то будет работать качественнее, то у него появится больше клиентов. По крайней мере, можно будет сравнивать и выбирать.

- Как простой человек может отличить хорошего фотографа? На что обратить внимание при обращении в салон, к конкретному мастеру?

 - Решается на уровне "нравится-не нравится". Объективно оценить работу фотографа человеку, не связанному с фотографией или каким-то другим визуальным художественным направлением, будет достаточно сложно. Как правило, влияет внешний эффект, который действует на клиента. Для того, чтобы оценить именно качество работы, все равно нужна определенная подготовка, визуальный опыт. Очень часто решающим аргументом в выборе фотостудии (фотографа) становится предыдущий опыт друзей-знакомых, не только в виде полученных фотоснимков , но и впечатлений от посещения фотостудии вообще.

Что же касается визуального опыта, то здесь огромная разница между Томском и Москвой, где проходит большое количество фотографических выставок, ведущих мировых фотографов... 

- Как фотобизнес будет меняться в Томске? Тенденции.

 - Сейчас думаю, что фотоателье будет больше. Сфера услуг - индивидуальный подход к человеку. В каком-то укрупненном супермаркете с огромным полем, миллионом тележек, данную услугу никак не реализовать. Если бы можно было выбрать себе фотокарточку с полки, положить в корзину и на кассу... Все равно здесь работа человека с человеком, невозможно какую-то «фотофабрику» открыть. Существует распространённое заблуждение, связанное с появлением сначала пленочных «мыльниц», далее цифровых аппаратов, мол, есть камера, зачем я буду куда-то ходить... Но камера есть, а хороших фотографий нет. И если на профессиональном рынке фотоуслуг будут формироваться интересные для людей предложения, то фоторынок в Томске будет успешно развиваться.

- То есть городу сейчас недостаточно фотоателье и есть смысл открыть еще?

- До революции здесь было порядка двадцати серьезных фотоателье с очень качественной продукцией. Если сравнить численность населения сейчас и тогда... Я думаю в Томске сегодня может существовать несколько десятков хороших фотографических ателье, не считая фото на документы. При условии, конечно, что продукция таких фотостудий будет качественно отличаться от того, что обыватель может снять сам. Фотографическая техника сегодня очень доступна, обеспечивает достаточно высокое техническое качество в полностью автоматических режимах. Но вот правильно выстроить кадр, наполнить его содержательно, выдержать в определённой эстетике - задача профессионала. В этом смысле по-настоящему качественный продукт на рынке фотоуслуг сегодня не предлагается. И ключевой фактор здесь – специалист-фотограф. Думаю, что с ростом профессионального мастерства предложения фотостудий станут интересней. И для человека более очевидным станет выбор: какие снимки он может сделать сам, на свой фотоаппарат, а в каких случаях  ему следует довериться профессионалу. Если таким образом всё станет на свои места, то услуги фотостудий будут очень востребованными.

 - Чем, по вашему мнению, отличается профессиональный фотограф?

- У каждой фотографии есть свое назначение. И у любого назначения имеется своя фотография. В Европе, например, люди самостоятельно снимают очень много, но там существует традиции и понимание необходимости обращения к профессиональному фотографу. В чем заключается профессионализм фотографа? Не в том, что у него есть более совершенная камера, чем у людей, пришедших к нему на съемку. Он должен в первую очередь понимать, для чего эти люди заказывают у него фотографии. И как эту необходимость реализовать. Почему вот так происходит: сегодня фотографируют все: кто-то больше, кто-то меньше. Накапливается некий "архив" в компьютере или распечатанном виде. Но выбрать хотя бы одну фотокарточку и положить в семейный альбом достаточно проблематично. Смотришь, а взять-то нечего. Профессионал знает, как сфотографировать так, чтобы использовать фотографию в конкретном применении. Есть определенные правила, эстетика, а не только какая-то аппаратура или студийный свет. В этом отношении у нас, к сожалению, еще мало профессионалов.

 

Обзор цен на услуги фотографов в Томске

Название организации, адрес, телефон  Стоимость одного часа съемки в рублях
"Шафер", праздничное агентство, ул. Красноармейская, 120, 22-62-53 1000
"Imago", фотостудия,
пр. Ленина, 30/2, 207,
33-13-01

в студии  - 3000

для свадеб:

полный день 17-19 тысяч

неполный день (с прогулкой) 10-12 тысяч

"Мастер класс", фотостудия,
пр. Фрунзе, 85,
52-18-40

1000

на выезде в среднем 600 рублей (свадьбы снимают только в студии)

"Круиз впечатлений",
ул. Карла Маркса, 48/1, 302, 22-08-73
решается в индивидуальном порядке, в зависимости от даты и времени съемки
"Лица", фотосалон,
пр. Ленина, 86,
51-30-34
800
"Сафари", фотокофейня,
пер. Плеханова, 5а,
22-81-00
2500
"La Foto",
фотостудия, пр. Ленина, 80, 51-73-58

съемка одного образа (тест, съемка,ретушь пяти лучших фото, запись диска) - 1500

два образа - 2500

три образа - 3000

"Объектив",
ул. Учебная, 50,
56- 11-26 
от 120 рублей одна фотография формата "10 на 15"
Полина Зайцева, фотограф, +79095393005

600

свадьба (без банкета) - 5 000

Мария Дегтярева, фотограф, +79234066776

400

свадьба, торжество - 4 000


Беседовала Анна ЛЯН



4 Мая 2009

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 6406 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей