ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Как пережить кризис?

Если не можешь изменить ситуацию - измени свое отношение к ней.
Станислав Ежи Лец

Кризис! Все в панике...

Реакция на кризис зависит от индивидуальности, от личности самого человека. От того, насколько он может поддаться настроению толпы и запаниковать так же, как все. Но в любом случае каждый из нас во время кризиса несет психологические, энергетические, физические (например, проблемы со здоровьем), а большинство еще и материальные потери. Наша задача - сократить эти потери до минимума.

 

Самый большой страх в кризисное время - страх нестабильности.

Потеря работы, угроза увольнения - это страх остаться без средств. Переход на новую работу - страх неизвестности. Как говорится, не одно - так другое.

Так как же бороться с этим страхом? Нужно конкретизировать его. Задумайтесь - а что самое страшное может произойти с вами во время кризиса, чего конкретно вы боитесь? Например, вы можете потерять работу. Идем дальше - что самое страшное в этом? Вы останетесь без денег. Думаем: есть ли у нас еще какие-либо источники доходов? Предположим, нет. Можете ли вы найти новую работу, чтобы вновь приносить деньги в семью? Это каждый может, пусть даже эта работа будет не такой уж престижной. Где брать деньги на время поисков работы? Вероятно, можно взять в долг нужную сумму у родных и знакомых. Можно, в конце концов, обратиться в томский Центр занятости, где вам будут выплачивать пособие. Ну что тут страшного, недостижимого, невыполнимого?

Да, все это непросто, но это - помните! - лишь временные трудности. Ищите, боритесь, не сдавайтесь. Впадать в депрессию и ничего не предпринимать - самое бестолковое и бесполезное, что можно сделать в такой ситуации.

 

Оставляй проблемы на работе, не тащи в семью!

Многие, пусть даже и бессознательно, рассуждают так: мне плохо, так пусть и другим будет не лучше. И приходят с работы домой в ужасном настроении.

Но не будьте эгоистом, наши близкие ни в чем не виноваты. Они так же, как и вы, переживают, что вы можете лишиться работы или вам не выплатят всю зарплату.


Четко разделите для себя понятия «работа» и «дом». Дом - это место для отдыха, расслабления, восстановления энергии. Все просто: на работе мы устаем, дома мы отдыхаем. Чем качественнее и лучше будет наш отдых, тем успешнее пойдет работа.

Итак, воспринимаем семью как поддержку. Учимся отключаться от негатива, связанного с работой. Закрывая дверь кабинета, оставляем там все текущие рабочие проблемы. Подойдут любые кодовые фразы: «Отключаюсь!», «Всё, я иду домой!», «Я подумаю об этом завтра» и так далее. По дороге из офиса постепенно настраивайтесь на «домашнюю волну»: думайте не о работе, которую вы оставили, а о доме, в который вы идете.

 

Может, сломать телевизор?

Итак, вы настроились на приятный домашний отдых, поужинали, включили телевизор, а там - сплошные ужасы про кризис: автомобильные концерны рушатся, везде забастовки и демонстрации протеста, прогнозы неутешительные...

Стоит заметить, что люди реагируют на информацию по-разному. Яркий пример - реклама. Одни сразу бегут покупать продукт, который рекламируется, другие вообще игнорируют рекламные ролики, третьи сначала подумают, надо ли им это, а уж потом, возможно, сделают покупку. То есть это вопрос внушаемости.

То же телевидение - оно одно на всех, но каждый видит в телевизоре только то, что ему нужно. Какой-либо сюжет может испортить вам настроение, вновь напомнить о проблемах. Зачем вам это? Так вот - отключите от себя ненужную информацию. Подумайте - какое вам дело до того, что кто-то там за границей потерял свои миллионы? Вас вообще это хоть как-нибудь касается? Задавайте себе этот вопрос всякий раз, когда видите сюжеты на тему кризиса. И отныне вы уже совершенно нейтрально будете воспринимать информацию, которая, как выяснилось, не имеет к вам никакого отношения.

 

У каждого свой кризис

А ведь кому-то еще хуже, чем вам! Вспоминайте об этом всякий раз, когда решите немедленно впасть в депрессию.

Подумайте о том, какое влияние кризис оказал на ВАШУ жизнь. Так ли уж много изменений произошло? Может, на вас просто повлияли всеобщие настроения? Конечно, если вы были мультимиллионером и лишились своего состояния - тогда другое дело... Тогда ваши переживания понятны.

Да, в вашем кошельке стало меньше денег, но... их когда-то было там очень много? Подумайте, на что уходят ваши деньги. Запишите все траты за месяц. Наверняка обнаружатся позиции, от которых вполне можно временно отказаться.

Суть в том, что у каждого свой кризис и, возможно, он не так уж сильно изменил сейчас вашу жизнь. Рассуждайте, анализируйте! Вероятно, вы поймете, что ваша паника вовсе не соответствует реальному положению дел. И еще - прекратите общаться с теми, кто постоянно паникует и «бьется в истерике». Они плохо на вас влияют.

 

Как избежать конфликтов в коллективе?

В вашем офисе неспокойно: говорят, грядут сокращения, а еще вроде бы зарплату урежут и вообще не понятно, когда ее выдадут... Все в напряжении, и тут уже не до работы. Как максимально снизить влияние кризиса на психологическую атмосферу в коллективе?

В первую очередь это задача руководителя фирмы. Типичная манера поведения многих - напускать туман, отмалчиваться, ограничиваться намеками... А многие и вовсе заявляют со всей категоричностью - мол, денег нет и не будет, не ждите. Это для того, чтобы сотрудники не донимали своими вопросами и просьбами.

Постоянная неопределенность способна довести людей до нервного срыва. Намного эффективнее все-таки держать коллектив в курсе дел: сообщить, например, что зарплата будет только через неделю, не раньше - пусть люди подготовятся, займут деньги или просто будут тратить их еще экономнее. Это лучше, чем томительное ожидание. И это лучше для работодателя, потому что люди вовсе не склонны работать с полной отдачей на того, кто постоянно водит их за нос. А еще лучше выдавать деньги пусть понемногу, но хотя бы раз в неделю. Гарантированное наличие в кошельке даже нескольких купюр хорошо снимает всеобщее напряжение.

Одним словом, уважаемые руководители, вносите максимальную ясность во все вопросы. Обозначьте реальные перспективы вашего бизнеса. Объясните коллективу, что существующие трудности - это временное явление. Не утрируйте проблемы, даже если вам кажется, что после этого сотрудники с покорностью воспримут снижение зарплаты. Все это даст обратный эффект: все с перепугу кинутся искать вакансии, сотрудникам будет не до работы. И уж будьте уверены: теперь не треть рабочего времени, а куда больше будет уходить на бесконечные разговоры о том, что «пора делать ноги», обсуждение вашей «туманной политики», обмены мнениями и предположения. Чем больше неопределенности - тем меньше человек работает.

 

Забудьте о старой работе

Если вас все-таки уволили, не стоит на следующий же день бежать на поиски новой работы. В этой ситуации как раз хорошо бы отнестись с пониманием и любовью... к самому себе. Вы очень устали, вы абсолютно вымотаны, у вас стресс. Вам просто необходимо сначала прийти в себя. Вам нужно поставить крест на старой работе - то есть перестать постоянно о ней думать, вспоминать до мелочей обстоятельства увольнения, обижаться на начальника. Все это в прошлом, и толку от этих душераздирающих воспоминаний никакого. Кучу энергии на это потратите, а она сейчас вам так нужна.

Итак, сначала нужно хорошенько отдохнуть - расслабиться, выспаться. От состояния нашего тела напрямую зависит бодрость духа, способность мыслить и принимать правильные решения. Восстанавливать силы нужно хотя бы несколько дней, а лучше неделю. Причем имеется в виду активный отдых, наиболее эффективный для вас, а не банальные посиделки с бутылкой спиртного.
Итак, вас уволили...

 

...А жизнь-то продолжается!

Во всяком кризисе, как это ни странно, есть много положительного. И это надо увидеть. Вы потеряли работу, но так ли уж дорога она вам была? Вам вообще нравилось то, чем вы занимались? Может, вы давно уже топтались на месте, никакого творчества, никакого развития? Может, не теряя свой прежний профессиональный опыт, освоить новую специализацию? А может, вообще начать подготовку к созданию небольшого, но СВОЕГО бизнеса? Ведь не вечно же тому кризису быть...

Допустим, вы не владеете основами бухгалтерии и юриспруденции. Именно это многих пугает. Но не беда, найдете помощника, чтобы не отвлекаться на эти трудные для вас вопросы. К тому же сейчас множество бухгалтерских фирм, которые могут вести ваши дела.

Все равно страшно? Бояться - это нормальная защитная реакция организма. Но, как мы уже говорили, определенность убивает страх. Нужно очень подробно расписать все свои шаги по созданию бизнеса, не упуская мелочей: не только получение лицензии, кредита, аренда помещения, но и вопросы охраны, уборки, установка телефона - да мало ли, что нужно учесть!

Четкий план - половина успеха. Есть такое выражение: «слона будем резать по кусочкам». Это значит, что каждый день нужно четко выполнять те пункты, которые были запланированы на сегодня. А это совсем не страшно, это понятно и доступно. Пройдет месяц-другой, и вы с удивлением обнаружите, что значительно продвинулись вперед - к тому, о чем мечтали.

Кстати, о мечте. Мечтать совершенно необходимо. Но это не розовые мечты, а четкое осознание, ради чего вы открываете свое дело. Это представление о вашей будущей жизни не на полгода и не на год вперед. На долгое время, на десятилетия, в подробностях - как будет жить ваша семья, как вы будете отдыхать, каким будет ваш дом.

Сочетание четкого, подробнейшего плана действия с осознанной целью, с пониманием, как именно изменится ваша жизнь, обязательно даст хорошие результаты. Конечно, это касается не только тех, кто решил начать свое дело. Это касается каждого, кто увидел в кризисе не только проблемы, но и подходящий момент для пересмотра и изменения собственной жизни.


Беседовала Алла ИВОНИНА



19 Февраля 2009

Комментарии: 1

Юлия   26 февраля 2009   ответить
Очень полезный материал! Спасибо, Наталья и Алла!

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 2384 Рейтинг: 0 авторизоваться

Последние комментарии

26 февраля 2009 Очень полезный материал! Спасибо, Наталья и Алла!

Рубрики статей