ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Томские «звезды»

Михаил КофманО перспективах развития гостиничного бизнеса в Томске нам рассказывает генеральный директор ОАО «Гостиница «Томск», член правления Российской гостиничной ассоциации, директор Томского филиала РГА Михаил Кофман.

 

- Михаил Владимирович, томичи постарше помнят те времена, когда в городе были лишь «Томск», «Северная» да «Сибирь». Что с тех пор построили?
- Да что там советские годы, даже несколько лет назад ситуация была почти такой же. Мы с грустью констатировали тот факт, что гостиницы у нас в Томске не ахти: негде, по сути, принимать иностранного гостя. Прошло три года. В Томске построили отель «четыре звезды» - это «Магистрат». Появился «Бон апарт», претендующий на ту же категорию, правда, там нужно еще кое-что доделать. Вероятно, на ту же категорию будет претендовать отель «Тоян» - он интересный, ни на что не похожий.

Появились сразу две новые гостиницы категории «три звезды» - «Спорт-отель» и «Союз». Прошли сертификацию наши прежние гостиницы - «Сибирь», «Октябрьская». У нас в отеле «Томск» в октябре был открыт «отель в отеле» - мы реконструировали седьмой этаж, выполнив все требования категории «четыре звезды».

Итак, теперь уже мы можем сказать, что Томск буквально за несколько лет превратился в город, где есть множество современных, достойных отелей.

- При всем многообразии новых отелей чего все же не хватает в Томске?
- В последние годы город испытывал нехватку номеров повышенной комфортности. Сейчас этот пробел, по большому счету, восполнен. Но есть и другие потребности. Например, не хватает апарт-отелей, которые приспособлены для длительного проживания. Есть такие номера, но гостиниц нет. У нас теперь работает технико-внедренческая зона, строятся дороги, бизнес-центры. Если при этом в городе появятся небольшие отели, где будут по-домашнему уютные номера, в которых люди смогут жить две-три недели и дольше, то это будет большой плюс. В этих номерах есть кухни, что очень уместно, так как столько времени питаться в ресторанах и кафе - это накладно.

У нас не хватает мотелей, думаю, они были бы востребованы. Дело в том, что в любой огромной стране всегда будут актуальны мотели. Их великое множество в Америке, а вот во Франции, к примеру, их очень мало - страна небольшая, за день проедешь «насквозь».

В 15 км от Томска построен первый мотель, и он уже начал работать. Скажу, что там неплохой номерной фонд.

- Кажется, Вы тоже собрались заняться этим свободным направлением?
- Да, есть такие планы. Но свой мотель я буду строить только рядом с Томском, на левом берегу возле моста. Мне кажется это единственно разумным решением, ведь оттуда можно за 10-15 минут доехать до центра города. Это хороший вариант для тех, кто любит жить на природе, в тишине и на свежем воздухе, но у кого в городе ежедневно есть дела.

- В Томске до сих пор нет пятизвездочных отелей. Они не нужны?
- На Батенькова хотят построить отель «пять звезд». Правда, немного странно, что площадка под него получена уже давно и даже, кажется, фундамент залит. Но вот уже год все это простаивает. Как правило, пятизвездные гостиницы строят быстро - всего год-полтора, так как за это дело берутся те, у кого очень много денег. Так что в этом случае ситуация для меня несколько непонятна.

- Думается, что тот, кто решил построить пятизвездочный отель в Томске, все же сильно рискует. Город у нас не транзитный, приезжих не так уж много. Кто там жить-то будет?
- Да, риск есть. Дело в том, что строить «пять звезд» с очень малым количеством номеров невыгодно. А огромная шикарная гостиница в Томске не нужна, это ведь не Новосибирск - там, к примеру, сейчас «Хилтон» достраивают. Но все же есть такое вот «белое пятно» в гостиничном бизнесе Томска, и его все равно скоро заполнят. Будут гости, которые захотят жить только в «пяти звездах». Нужно просто все хорошо просчитать.

- Итак, свободны следующие ниши: апарт-отели, «пять звезд», мотели. Они нужны уже сейчас. А что же будет востребовано в ближайшие годы?
- Томская область должна стать привлекательным объектом в плане въездного туризма. Ну а поскольку мы - Сибирь, то и заманивать туриста должны прежде всего таежными красотами, охотой, рыбалкой. Так вот, думаю, что небольшие гостиницы-заимки будут в ближайшие годы очень востребованы.

- Информация для бизнесменов, которые хотели бы заняться гостиничным делом. Как Вы оцениваете уровень сложности этого бизнеса?
- Это тяжелый бизнес. На этапе становления нужно вложить большие средства. И вы не можете точно спрогнозировать, когда получите их обратно, вы можете только предполагать. Куда быстрее окупаются супермаркет, даже ресторан - ну полтора года, может, больше. А отель окупается около семи-десяти лет.

- То есть этим бизнесом могут заниматься только богатые и терпеливые люди...
- Если строится отель «пять звезд», то обязательно богатые, а если одна-две звезды - то не очень. Но терпение им всем пригодится.

- Лучше начинать с большого отеля - ведь он быстрее окупается, - или все же с мини-отеля?
- Все зависит от того, какие у вас есть средства. Но лучше начинать если и не с мини-отеля, то все же с небольшой гостиницы. В первую очередь потому, что она быстрее строится и вскоре уже начинает работать. Вы же, в свою очередь, имеете возможность попрактиковаться, узнать все тонкости нового дела.

А пока у вас нет опыта, конечно, вам не стоит рисковать. Строительство большого отеля - большой риск.

- К вопросу о мини-отеле: в последние десять лет в Томске шло буйное коттеджное строительство. Многие понастроили домов «впрок», а теперь не знают, что с ними делать. Может, имеет смысл открыть в таком вот пустующем загородном «дворце» мини-отель?
- Думаю, что это не самая разумная идея, потому что все не так просто, как кажется. Мне даже пришлось, волею случая, просчитать экономическую обоснованность подобного проекта - знакомые обратились. Затраты на коммунальные услуги и на обслуживание коттеджа будут достаточно велики. А надо еще найти клиентов, имея при этом какое-то представительство в городе, продумать алгоритм встречи, привезти за город... Если кто-то думает, что достаточно купить кровати, расставить по комнатам - и вот вам гостиница, то он здорово ошибается. Этого достаточно только для варианта «лав-отель» - предоставление квартиры на «часы-сутки». И то не факт, что эта ниша свободна.

Одним словом, думаю, что задействовать загородный коттедж в виде мини-отеля - это трудоемко и затратно. Спрос будет небольшой. Хотя, безусловно, каждый проект нужно рассматривать отдельно - условия у всех разные.

- Как в начале пути не наломать дров? Какие самые распространенные ошибки совершают начинающие бизнесмены?
- Во-первых, очень важно хорошо представлять себе, в каких направлениях будет развиваться Томск, какие глобальные проекты будут осуществляться в нем в ближайшие пять-десять лет. Может, рядом с Томском будут проходить оживленные автотрассы, может, в нашем городе резко возрастет число командировочных, которые привыкли жить в достойных условиях... Кто бы десять лет назад мог подумать, что у нас будет технико-внедренческая зона? А вот есть. И такие вещи нужно знать заранее.

Предположим, вы изучили перспективные планы развития города. Теперь самое главное (и всегда самое главное!) - правильно выбрать место. Это то, что обеспечивает гостинице жизнь, приток гостей. А если вы неправильно выберете место, ваш бизнес будет вялотекущим, и в итоге придется отель закрыть.

Также нужно иметь план на несколько лет вперед, сразу же ориентироваться на прохождение сертификации, так как «звезды» - это требование времени. А это значит, что имеет смысл с самого начала тщательно изучить все пункты, которые вам необходимо соблюсти при получении «звезд». Например, нужна автостоянка на столько-то машин или именно два лифта, а не один... Нужно поездить, посмотреть, как все сделано у других, накопить этот опыт. Нужно выполнить все еще на стадии проекта, потому что переделывать все потом - это очень дорого.

- Начинать сейчас новый бизнес неразумно, можно пока заняться всего лишь его планированием - кризис! Насколько сильно он повлияет на положение дел в гостиничном бизнесе Томска?
- Скажу, что в 1998 году было намного хуже, ведь тогда все рушилось, это был внутренний кризис страны. А нынешний - это все-таки внешний кризис. Он, безусловно, скажется на нашей работе, но не столь кардинально.

Как все проходило в 1998 году: те гости, которые, как правило, размещались в люксе, стали жить в двухместных номерах экономкласса. А те, кто в двухместных размещался, вообще перестали ездить. Гостиница «Томск», к примеру, четыре месяца стояла полупустая. Это были действительно очень трудные времена.
Сейчас в отелях Томска также наблюдается тенденция к снижению заполняемости номеров. Но не такая катастрофическая, как это было во время дефолта 1998 года. Сейчас номера заполняются на 7-10 % меньше, чем до кризиса. В принципе, пока терпимо. Мы, отельеры, общаемся друг с другом, поэтому знаем, что картина у всех примерно одинаковая.

- И долго все это продлится?
- Точный прогноз я дать не могу. Скажу только, что владельцы гостиниц уже стали принимать кое-какие меры. Например, мы проанализировали ситуацию и поняли, что у нас несколько увеличено количество ставок горничных. Это было связано с важными мероприятиями, которые проходили в Томске, например с Инновационным форумом. Теперь впереди длительное затишье, и нет смысла сохранять все эти ставки. Некоторые отели перешли на оплату сокращенного рабочего дня персонала. И это логично, так как количество гостей снизилось.

- Но ведь это совсем небольшая экономия...
- Да, небольшая, но хоть какая-то. А на чем еще экономить? В ближайшее время вырастет в цене тепло и электричество, расходы будут еще больше, чем в начале кризиса.

- Может, несколько снизить цену за номера?
- Так она у нас потому большая, что в нее столько всяческих расходов нужно включить! Мы и так ведем достаточно гибкую политику по части стоимости номеров. У нас есть скидки на выходные дни. Например, в будни в отеле «Томск» номер «четыре звезды» для двоих гостей стоит 6 400 рублей, а в выходные - 6 200. Это потому, что у нас много командировочных. Делали скидки и на новогодние праздники.

- Может, кому-то придет в голову, напротив, повысить стоимость проживания?
- А некуда повышать. Она у нас в городе и так высокая. Приезжая в другие страны, проживая в подобных номерах, мы видим, что цена на них такая же, как в Томске. Подобный процесс наблюдается во многих областных центрах. В Москве и Питере цены просто непомерно высоки, потому что есть спрос. Регионы так или иначе ориентируются на столицу. К сожалению, у нас не так много гостей, как в Москве. А было бы много - цены стали бы ниже.

- Насколько остро в Томске стоит вопрос конкуренции между представителями гостиничного бизнеса?
- У нас в Томске сложилась в своем роде уникальная ситуация. Большая часть отельеров вообще не конкурирует между собой, так как мы с 2006 года объединены в филиал Российской гостиничной ассоциации. В него вошли представители 10 крупнейших томских гостиниц.

Стратегически, я думаю, мы поступили правильно. Это очень полезно для всех нас - объединить свои усилия. Это позволяет отельерам эффективно и без ошибок работать в период какого-либо важного мероприятия на уровне области, региона или России. Мы собираемся предварительно, решаем, к кому какой гость поедет. У нас есть негласный закон - мы никогда друг друга не критикуем, не переманиваем клиентов или персонал. Мы сообща проводим обучающие семинары, конференции и даже конкурсы.

Еще один крайне важный момент - мы, будучи сообществом профессионалов, а не какими-то разрозненными одиночками, можем конструктивно работать с нашей властью. В большей степени областной, нежели городской, надо сказать. Сотрудничаем с Областным департаментом потребительского рынка. Власть может поддержать представителя гостиничного бизнеса и при выборе места, и в плане кредитов. Таким образом, знаю, было поддержано строительство отелей «Тоян» и «Спорт-отель». Поэтому, можно сказать, томский гостиничный бизнес находится в какой-то степени в выигрышных условиях.

Конечно, сейчас кризис, многие проекты заморожены. Но ведь наступят и лучшие времена - развитие гостиничного бизнеса в Томске будет продолжаться.

Алла ИВОНИНА

Обзор гостиниц в Томске
К нам едет деловой партнер



22 Января 2009

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 3386 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей