ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Финансовый кризис в Томске: был, есть или будет?

Куда ни зайдешь, какую газету ни откроешь, с кем ни встретишься, тема для обсуждения одна - кризис. Знакомые предприниматели в панике: банкиры лютуют и денег не дают, больше предлагают свои нести к ним. Но если отвлечься от паники и гадания на кофейной гуще, что останется?

 

Несколько фактов и слухов

Что же мы, как потребители, можем наблюдать сейчас на томском рынке? Прежде чем перейти к фактам, стоит уточнить: с одной стороны есть информация в СМИ, а с другой - реальность, в которой мы действуем, и самостоятельно без выводов со стороны СМИ можем наблюдать и делать выводы. 

  • Июль: Дж. Сорос сообщил мировой общественности, что во "фьючерсы" он вкладывать более не будет, а вот в золото - охотно.
  • Август: строительные компании стали фиксировать цены за квадратный метр; так, в издании "Супермаркет 33" появился рекламный модуль от застройщика "Лидер-Прогресс", сообщающий о том, что при приобретении квартиры покупателю дарится путевка в теплые края.  
  • Август - сентябрь: цены на квартиры стали медленно но верно стагнировать, количество агентств недвижимости и «свободных риэлторов» стало уменьшаться. 
  • Август - октябрь: подорожали продукты питания. 
  • Сентябрь - октябрь: банки активно рекламируют вклады. 
  • Сентябрь: процент по ипотечным кредитам с 15 % годовых вырос до 20 %, и это не предел. Объем ипотечных кредитов сократился в 10 раз по сравнению с 2006 г.  
  • 14 октября: Томская область во главе с Губернатором создала рабочую группу для преодоления последствий кризиса. Помогать обещают крупному бизнесу: строительным компаниям, торговым сетям и промышленным предприятиям.

 Слухи

  • Ставки по ипотечным кредитам к новому году достигнут 30 %, что компенсирует падение цены до 30-40 %
  • Цены на земельные участки будут расти.
  • СУ-13 на грани банкротства.
  • Падает объем покупки рекламных мест в традиционных СМИ.

Как мы видим, проблемы возникли у компаний, работающих (и растущих) за счет привлечения кредитов. Например, в строительном секторе Томска работает 30 тыс. томичей, потребности компаний в оборотных средствах - 18 млрд рублей ежегодно.

Но если за крупные предприятия можно не беспокоиться, по крайней мере за те, которые приносят в бюджет деньги в виде налогов (государство поможет), то что будет с малым и средним бизнесом?

 

Малый и средний бизнес

В Томске и области, не будем забывать, на предприятиях малого и среднего бизнеса трудится ~ 130 тыс. томичей. По официальным данным за 2007 г. в Томской области:

 

  • 13 тыс. предприятий малого и среднего бизнеса;
  • Занято на предприятиях 103 тыс. человек;
  • Зарегистрировано 28 тыс. индивидуальных предпринимателей;
  • Оборот за 2007 г. составил более 121 млрд руб. (34,1 % от всего оборота).

• Поступления в бюджет превысили 1 млрд руб.

 

 

Вообще проблемы предприятий (на которых занято от 5-100 человек) в нашем городе просты и сводятся к трем основным: отсутствию площадей за разумные деньги, наличию дорогих работников и отсутствию первоначального капитала.

Денежный аспект не так уж и критичен для предприятий, оказывающих консультационные услуги (риэлторские, бухгалтерские, юридические, консалтинговые): мобильный телефон, офис в 10 кв. метров - и вот заработало новое агентство недвижимости.

Хуже обстоит с производством: сейчас томичи предпочитают продавать  кем-нибудь другим произведенные товары или оказывать следующие услуги:

  • опт и розничная торговля (40,8 %);
  • операции с недвижимым имуществом (17,1 %);
  • обрабатывающие производства (13,5 %);
  • строительство (11,4 %).

При падении покупательского спроса ясно, в каких сферах и что произойдет:
- падение цен на высококонкурентные товары или услуги;
- убыточные предприятия закроются; 
- на рынке труда появятся безработные специалисты;
- высокооплачиваемые специалисты не будут стремиться сменить место работы. 

Получить первоначальный капитал было и до кризиса непросто, но вопрос решали через потребительские кредиты, которые и вкладывали в «дело». Как правило, в розничную торговлю - производство на такие деньги не организуешь.

Зато вполне возможно, что снижение заработных плат и конкуренция на рынке труда даст некоторым томским компаниям значительные преимущества. Также вероятно и снижение арендных ставок (как бы арендодателю и ни хотелось их повысить). 

Кроме того, в 2008 г. малому и среднему бизнесу обещали помочь власти:           

  • 85 млн рублей из областного бюджета на программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008-2010 гг.";
  • 46,5 млн рублей из федерального бюджета;
  • 8-16 млн рублей от городского муниципалитета.

Для того чтобы этой помощью воспользоваться, нужно следить за новостями, публикуемыми на официальных ресурсах. Впрочем, не думаю, что ситуация кардинальным образом изменится по сравнению с предыдущими годами, несмотря на обещания президента разобраться с коррупцией

В заключение хочу привести высказывания знакомого предпринимателя - "опять кризис, и нам опять нечего терять". Что остается? Остается работать, не оглядываясь на кризис, власть и прочие стихийные бедствия. 

 

Евгений БЫСТРИЦКИЙ



24 Октября 2008

Комментарии: 3

Александр   25 октября 2008   ответить
"опять кризис, и нам опять нечего терять". Что остается? Остается работать, не оглядываясь на кризис, власть и прочие стихийные бедствия.
Оптимистический вывод. В условиях Российской действительности предпринимателю расчитывать приходится только на себя - это аксиома проверенная всем ходом истории (наверное начиная с 1917г., а может быть и раньше).
Евгений   25 октября 2008   ответить
Это УМИЛЯЕТ:
"Кроме того, в 2008 г. малому и среднему бизнесу обещали помочь власти:

85 млн. рублей из областного бюджета на программу "Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2008-2010 гг.";
46,5 млн. рублей из федерального бюджета;
8 - 16 млн. рублей от городского муниципалитета. "

Они т.е помощники похоже не пропадут.
DaniilKhanin   27 октября 2008   ответить
Не может не радовать "Падает объем покупки рекламных мест в традиционных СМИ."
Предлагаем консультации по рекламированию в кризисные периоды. Варинаты реальной оценки рекламных кампаний, аудит и разработка эффективных рекланых кампаний. В общем кризис имеет и положительные стороны.

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 3999 Рейтинг: +100.00 авторизоваться
Рубрики статей