ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Из особенностей управления рабочим коллективом. Деловая риторика: как правильно воздействовать словом?

Общение для человека - величина постоянная. Дома - расслабленно, с друзьями - раскрепощенно, на работе - максимально сконцентрированно на деле. Большинство людей боятся публичных выступлений. В силу занимаемой должности они вынуждены переступать через себя и проводить мучительные для них планерки, тет-а-теты и переговоры. Дрожь в руках, повышенное сердцебиение, заикание и заговаривание во время беседы - всего этого можно избежать, если овладеть техникой элементарной деловой риторики. Не важно, кто чаще всего становится участником вашей речевой ситуации - первый заместитель директора или парковщик возле офиса. Умение грамотно воздействовать словами должно срабатывать автоматически при любой ситуации.

Риторика (в переводе с греческого языка «ораторское мастерство») зародилась в четвертом-пятом веках. Неориторика - поиск оптимальных алгоритмов общения - во второй половине 20 века. Практикой публичной речи занимается раздел общей риторики под названием "Оратория". 

Совершенствование коммуникативной культуры включает в себя работу над общением вербальным (подбор слов) и невербальным (жесты, мимика, взгляд). Формирование риторических умений, связанных с подготовкой и произнесением публичных речей в рамках делового общения (переговоров и беседы с подчиненными), желательны для всех. Воспитание речевой этики, умение нести ответственность за сказанное играет положительную роль при формировании имиджа руководителя. Каков лидер, такова и эффективность работы.

 

Лингвистический фактор выступлений

Как бы вам ни хотелось быть хорошим с подчиненными (в дождливое серое утро, после бессонной ночи в клубе или просто из принципа), ради успешной деятельности предприятия у сотрудников надо вызывать больше положительных эмоций, чем отрицательных.

Основные недочеты речей руководителей, начальников:
- перегрузка теорией;
- отсутствие или неубедительность доказательств;
- обилие затронутых вопросов;
- отсутствие вступления и заключения или их временная затянутость;
- монотонная интонация;
- излишняя эмоциональность.

Золотое правило риторики: симпатия аудитории - уже 60 % успешного выступления помимо важного смысла самих речей.

Классические требования к поведению говорящего
1. Обаяние.
2. Артистизм.
3. Уверенность в себе. «Право» на речь.
4. Дружелюбие.
5. Искренность.
6. Объективность.
7. Заинтересованность.

Коммуникативная стратегия - генеральная линия в общении. Возводить стену «я здесь главный, вы - букашки» не стоит. Руководитель должен быть рядом с сотрудниками, однако не на одном уровне с ними.

В настоящее время самыми эффективными принципами в общении с подчиненными (провинившимися или отличившимися) при тет-а-тетах считаются:

- неофициальность речевой ситуации (серьезный разговор произошел не в кабинете «на ковре», а, например, по дороге из офиса);
- незапланированность (спонтанность беседы);
- равноправие говорящего и слушающего;
- уклонение от официально-деловых клише.

 

Целесообразная воздействующая речь готовится и проговаривается заранее

1. Основные правила композиции выступления - логическая последовательность и стройность изложения. Стоит уделить внимание расстановке логического и фразового ударения.

2. Речь должна быть конкретной, зримой. Средства достижения образности:
- яркие примеры;
- подбор интересных слов;
- четкая структура каждой фразы (отсутствие сложных предложений).

4. Если предложения все-таки используются длинные, нужно делить их на риторические периоды. Один период - восходящая интонация, пауза, кульминация, пауза, нисходящая интонация.

5. Фактор края - основную мысль лучше сказать в начале и в конце выступления.
Усиление воздействия - расположить материал так, что заинтересованность слушателей растет. Экономия - достижение цели выступления наиболее рациональным способом с наименьшими затратами времени и речевых средств.

6. Речь должна содержать теоретический и практический материал, старое и новое, позитивную и негативную информацию, рациональный и эмоциональный подходы.

7. Заключение...
- должно быть естественным,
- вытекает из цели и содержания речи,
- оставляет ощущение завершенности,
- подводит итоги сказанного,
- намечает пути развития идей,
- содержит призыв к выполнению задач,
- занимает 5% всего времени на выступление.

8. Концовка - этикетные формулы и пожелания. Не следует заканчивать выступление словами «вот и все...»

Не заучивайте текст механически. Запомнить нужно только основные мысли, структуру и план выступления. Обращайте внимание на дикцию и проговаривание окончаний словоформ. Старайтесь больше открывать рот при произношении слов. Практика показывает, что смешным вы выглядеть не будете, но люди начнут вас слышать гораздо лучше.

 

Экстралингвистические факторы (внешний вид, невербальное поведение, работа с аудиторией)

Внешний вид. О его состоянии у делового человека можно вести отдельную беседу. Однако элементарные тезисы запомнить несложно:

1. Женщины придают значение одежде больше, чем мужчины.
2. Одежда должна быть аккуратной и уместной.
3. Выигрышнее выглядит тот, кто одет скромно, но не серо.
4. Должна быть одна яркая деталь, не отвлекающая, не экстравагантная.

Общее впечатление:
- поза спокойная,
- жесты естественные,
- мимика доброжелательная.

Жесты:
- должны быть непроизвольными, разнообразными, отвечающими своему назначению;
- не должны быть непрерывными, раздражающими.

Уделяйте время упражнениям по освоению жестов. Как держать руки во время выступления? «Домиком»: перед собой на уровне талии ладони сделать вместе и развести, оставив вместе кончики пальцев.

Работа с аудиторией
Контакт - общность психологического состояния оратора и слушающих. Важно установить визуальный контакт. Следует равномерно смотреть во все стороны (направо, по центру, налево). Не нужно глядеть в одну точку. Создайте впечатление, что вы общаетесь с каждым из присутствующих.

Причиной страха аудитории является плохая подготовка. Приемы борьбы с нервозным состоянием:

1. Перед выступлением помогает размеренная ходьба или глубокое дыхание.
2. Дыхательные упражнения (20 глубоких вдохов).
3. В тихом месте положите руки на колени, расслабьте мышцы и закройте глаза. Почувствуйте себя парящей птицей. Или представьте утреннее/вечернее море. Избавьтесь от мыслей. Через три-десять минут вернитесь из медитативного состояния в свое тело, сладко зевните, как после долгого сна, и потянитесь.

Если волнение осталось, а выступать уже пора, старайтесь говорить медленнее, ниже, более плавно и мелодично.

Борьба с недоразумениями во время выступления:

Пересохло во рту - опустите голову и слегка прикусите язык.
Обилие слюны - поместите кончик языка на альвеолы и вдохните.
Лицо натянуто - постарайтесь естественно улыбнуться.
Не ешьте много перед выходом к аудитории, не пейте газировку и молоко.

Неполадки в процессе речи:

Потеряли нить речи - не паникуйте и корректно спросите у аудитории (например, «что следует из того, что я сказал?»).
Оговорились несущественно - продолжайте дальше; существенно - можно извиниться и исправить ошибку.
Запутались - прервите речь и заново сформулируйте мысль.

 

Особенности восприятия у мужской и женской аудитории

Важно для женщин:
- эмоциональная сторона речи;
- проявление человеческих качеств;
- отношение между людьми;
- примеры «семья», «дети», «быт», «переживания», «мужчины»;
- детали;
- актуален сам процесс беседы.

Важно для мужчин:
- доказательства, логика, факты;
- компетентность произносящего речь;
- внимание привлекает информация о женской психологии;
- примеры из истории, политики;
- возможность добиться успеха, повышения эрудиции;
- актуален результат беседы.

Как выступать перед аудиторией, имеющей высокий уровень профессиональной подготовки

Надо Не надо
1. Начать речь с яркого сравнения, неожиданной реплики, которая вызовет положительный отклик.
2. Четко сформулировать проблему, обосновать значимость ее решения.
3. Вскрыть противоречия, трудности, ложные подходы, спекулятивные точки зрения.
4. Доказательность суждений должна быть безупречной с точки зрения логики и достоверности фактов.
5. Выступать по четко продуманному плану.
6. Не читать.
7. Следить за стилем выступления - проблемным или проблемно-критическим.
8. Контролировать жесты.
1. Демонстрировать свое превосходство над аудиторией.
2. Выступать вообще, если нет новых фактов.
3. Допускать тривиальных суждений (избитых фраз).
4. Злоупотреблять цифрами и цитатами.
5. Уклоняться от существа проблемы.
6. Допускать дидактического тона.
7. Нарушать логику изложения.
8. Нарушать регламент выступления.
9. Злоупотреблять жестами.

 

Не жалейте времени и тренируйтесь. Устно произносите свои мысли. По началу это покажется весьма сложным. Подбирайте синонимы, используйте письменную подготовку, составление плана разговора, следуя приведенной выше методике. После трех-четырех треннингов вы почувствуете уверенность при общении на работе. Будете знать, что ответить, и не потеряетесь от неожиданных вопросов.

При постоянном самосовершенствовании и следовании правилам публичных выступлений приемы делового общения будут зафиксированы правым полушарием мозга - на уровне бессознательного включения во время речевого акта. Это гарантирует стабильное, грамотное и уверенное поведение даже в спонтанной ситуации.

Анна ЛЯН



9 Октября 2008

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 2681 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей