Александр Шубин: «Камины – это моя судьба»

Существует как минимум два пути формирования бизнеса. Первый – это когда есть денежные средства и надо их вложить в выгодное направление. Второй путь – идти от своего умения, таланта, желания. Александр Шубин вот уже 18 лет своей жизни делает камины. Работа кропотливая, творческая, штучная. В каком-то смысле и рискованная – это ведь не товар массового спроса, с которым никогда не прогоришь. И все же шубинские камины не прогорают, не чадят и не коптят – держатся на плаву. Сделанные на совесть, вот уже много лет они исправно греют дома томичей. Это тот самый пример, когда высокое качество может сделать бизнес устойчивым, защищенным и востребованным в любые времена. Не низкая цена, не быстрый оборот, а именно КАЧЕСТВО и личная ответственность мастера. Наш собеседник – директор компании «Камины&Камни» («Каминный стиль») Александр Шубин.

- Камины – это достаточно сложное направление — не очень популярное, дорогостоящее, его сложно продвигать. Почему вы выбрали именно его?

- Да просто люблю делать своими руками что-то интересное, неординарное. Организуя свой бизнес, я пошел именно от своего умения и желания. Но перед этим были годы на стройках. Очень долго я работал каменщиком, был бригадиром, но уже тогда шел только на какие-то интересные варианты, где нужно было проявить фантазию, показать все свое мастерство. Мы брали самые сложные объекты, за которые никто не брался. И всегда выдавали хороший результат, потому что сами работали с душой, нам было интересно. Конечно, сложный объект предполагает и повышенный доход, так что все члены бригады в итоге были довольны.

- Чем именно отличались эти объекты?

- Это были коттеджи с оригинальной архитектурой, с необычными окнами и проемами в виде арок. Кроме того, тогда модно было делать надписи на стенах при помощи кирпича разных цветов, так что много было и таких вариантов.

Вообще, из кирпича много чего можно сделать – вот, например, мы делали рисунки-панно «Бегущий олень», «Серп и молот», «Собака, которая смотрит на закат солнца»… Работа кропотливая, делается она не один месяц, но с большим интересом, и остается, что называется, «на века».

- Вы были каменщиком, а стали камИнщиком, если можно так сказать… Как это произошло?

- Наступили времена, когда бригада перестала меня понимать. Я уже достиг своего потолка в прежнем ремесле, начал потихоньку класть камины – очень заинтересовало меня это дело. Мне хотелось идти дальше, развиваться, да ведь и не усидишь же на двух стульях, нужно выбирать какое-то одно направление.

Но коллектив по большому счету все устраивало – работа всегда есть, заработок неплохой, так чего суетиться? Мне хотелось учиться новому, совершенствоваться, хотелось зарабатывать больше денег. Хотелось быть «белым воротничком» — не в плане «непыльной работы», а именно с точки зрения высокого профессионализма.

Вот за границей, например, в Англии, мастер ценится очень высоко. Если этот человек — отличный специалист, он получает гораздо больше, чем владелец 2–3 магазинчиков. У нас же мастеров не ценят, хотя сейчас, вроде бы, отношение к ним начинает меняться. Сейчас уже мастер может зарабатывать больше, чем владелец магазина. Но это, скорее, по другой причине: раньше предприниматель имел один киоск в людном месте, и деньги лились рекой. Теперь же, если у тебя нет торговой сети, магазинчик твой вряд ли сможет тебя обеспечить. Так что, получается, творческим мастеровым быть выгоднее.

Расставание с бригадой было тяжелым, я остался один. Но, честно сказать, строительство каминов, оно и не предполагает участие целой бригады, это труд одного-двух человек. Конечно, когда я ушел, было резкое падение доходности. У меня не было ни инструмента, ни материала. Я перешел на более высокий уровень, который потребовал совсем других затрат.

Это теперь у меня есть целое производство, которое полностью обеспечивает меня всем необходимым. Камень изготавливается и обрабатывается в собственном цехе. И оборудования, всевозможных инструментов там, конечно, на миллионы.

А раньше я заказывал материалы в Новосибирске, сам постоянно ездил туда и возил клиентов. Покупатель выбирал камень, оплачивал, а через две недели я опять ехал в Новосибирск и все это забирал – вот такой долгий утомительный процесс…

А сейчас мы, думаю, единственные в нашем регионе, у кого полный цикл производства, и все делается в одном месте. Это магазин, где покупатели могут посмотреть товар, получить консультацию, купить готовый камин или сделать заказ. Это цех, которому уже 9 лет и в котором сначала работало всего лишь 2 человека, а сейчас уже 12 специалистов. И третья составляющая – это я, то есть, мастер, который собственно и делает камины. Все эти три направления тесно взаимодействуют.

Помимо авторских каминов, компания «Камстиль» развивает и другие направления, что вполне объяснимо – нужно предлагать населению широкий спектр услуг. Собственный цех способен изготавливать из камня все, что угодно – и шикарные лестницы, и столешницы, и памятники, и уникальные панно из редких материалов. Камины в самом салоне-магазине всевозможные – и электрические, и на биотопливе. Востребованы и уличные варианты – барбекю, которые представляют собою целый комплекс, сложную печную конструкцию. И все же главное – это эксклюзивные камины, каждый из которых – настоящее произведение искусства.

- Александр, почему вы сам кладете камины, зачем это вам, вы же теперь руководитель…

- А другие варианты я просто и не рассматриваю. У иных руководителей все разваливается именно потому, что они только задания дают, а в непосредственной работе не участвуют. В нашем деле такое, я считаю, невозможно, потому что это очень тонкий творческий процесс.

Вот как это обычно происходит. У меня есть надежный человек, с которым я работаю 11 лет. Он все тщательно готовит, а я — как хирург: прихожу на ответственную операцию и делаю все самое сложное. Затем подготавливается очередной этап. И снова я прихожу на «операцию». И это повторяется раз за разом, пока мы делаем камин.

Я, как руководитель, постоянно бываю в магазине и в цехе, потому что живу своим делом и потому, что камин – это такая вещь особенная… В нем много-много нюансов, которые нельзя проигнорировать – иначе он просто не будет топиться, как надо. При строительстве камина мало иметь чертеж, нужно буквально проживать его рождение — постоянно представлять его себе в полном объеме, зрительно, со всеми мелочами — чтобы понять, как именно будет работать данный конкретный камин. Нужно четко давать указания, следить за работой постоянно. Например, штукатур может в день оштукатурить всего лишь один квадратный метр камина, вот до чего тонкая работа. И пока он делает свое дело, я уже вижу, что нашему камину требуется завтра и послезавтра. На разных этапах трудятся разные специалисты, я же свожу все воедино, и самый главный и подробный чертеж, картинка – она у меня в голове.

- За счет каких средств вы развиваете бизнес? В самом начале, вероятно, брали большие кредиты? Быстро ли рассчитались?

- Без кредитов, конечно, было не обойтись. Да я и сегодня в кредитах, по-другому никак. Катастрофическая нехватка денег, она всегда есть, потому что мне эти деньги никто так просто не дает.

- Как вы находите клиентов? Основную роль играют рекомендации или все же реклама?

- От рекламы толку практически нет — проверено. Можно, разве что, иногда напомнить о себе в журналах или на рекламных щитах. Но чтобы кто-то «с щита пришел»… Что-то я такого не припомню. В основном работает «сарафанное радио», клиенты обращаются по рекомендациям тех, у кого мы делали камины. Я считаю, что лучшая реклама – это качество и желание довести дело до победного конца.

- Сколько каминов в год обычно заказывают?

- Количество заказов не бывает постоянным, стабильным. Кризисы, опять же, играют свою роль. Если у моих клиентов есть доход, значит, и у меня будут заказы. Если же какие-то финансовые проблемы в стране – и я буду сидеть без работы. У меня есть книга, в которую я все тщательно записываю — каждого клиента и его камин со всеми подробностями. Так вот, иногда записей за год бывает совсем мало, а иногда – сразу на несколько страниц.

Ежегодный анализ российского рынка по строительству каминов показал, что спрос на них ежегодно увеличивается на 5–7%. Даже в годы недавнего кризиса камины продолжали заказывать. Возможно, свою роль сыграла расчетливость и практичность россиян. Дело в том, что, камины теперь нередко устанавливают не только в качестве престижного украшения гостиной. Камины стали куда функциональнее, их используют для полноценного обогрева дома. И это вполне логично, ведь грамотно построенный камин действительно прекрасно справляется с этой функцией. В итоге доля каминов, которые хозяева намерены использовать как основной или резервный источник тепла, возросла в последние годы на 60%.

- Сколько в среднем стоят камины?

- От 30 тысяч, если это что-то совсем простенькое и стандартное без дымохода. Авторская работа стоит от 400 тысяч рублей. Самый дорогой мой камин стоил полтора миллиона, он сделан из очень дорогих, редких и красивых материалов.

- Многие специалисты, оказывающие услуги населению, сталкиваются с тем, что клиент всегда пытается на чем-нибудь сэкономить, но получить в итоге «конфетку». Что вы в такой ситуации говорите клиентам? Что у них камин гореть не будет))?

- Раньше я старался убеждать, разъяснять, приводить примеры. Но теперь, если я вижу, что клиент упорно сбивает цену, и из-за этого я вынужден буду плохо выполнить свою работу, я просто отказываюсь от заказа. Главное, чем я особенно дорожу, это качество.

А вообще с людьми я не торгуюсь, есть другие способы выработать приемлемою стоимость. Я просто предлагаю взять материал подешевле – в соответствие с той суммой, которой они располагают. Разброс цен по материалам очень большой, на любой вкус и цвет, всегда можно найти подходящий вариант. Но по цене работы я не подвигаюсь.

- Как в Томске обстоят дела с установкой каминов, много ли фирм такого профиля?

- Я лично знаю еще только двух человек, которые очень профессионально работают, вот они мне по-настоящему интересны. Но у них нет никаких организаций, нет рекламных щитов, о них не пишут в журналах. Однако эти мастера востребованы, трудятся постоянно, очень творчески и вдумчиво, и они дорожат своей работой, никогда не сделают ее как попало.

Что касается некоторых томских магазинов подобного же профиля, то их главным недостатком я считаю отсутствие ответственности. Сделали камин, деньги получили – и все, забыли. К ним лет через пять придет клиент, и они даже не вспомнят, что они ему там делали. Да и люди в этой фирме будут уже другие, потому что работники часто меняются. Что касается цены – да, она может быть дешевле, чем у меня. Но ведь дело не только в цене…

Я, например, сейчас делаю свой 243 камин. И каждый — с авторским клеймом, так что я несу за свою работу персональную ответственность. И в каждый камин я вкладываю душу – поверьте, это не просто красивые слова.

- Вы вообще не следите за тем, как идут дела у конкурентов? Вам вообще это не интересно?

- Нет, я не хожу никуда и не слежу за их ценами. У нас авторская работа, а в большинстве фирм этого профиля – изделия массового спроса. Это разные вещи. У меня есть своя собственная цена, которая меня устраивает на данный момент. И я ни на кого не ровняюсь. Упал спрос на мои услуги – могу снизить цену. Поднялся спрос – повышу ее. Ронять цену мне смысла нет, потому что я все равно не смогу сделать больше 12 хороших каминов в год. Ну, и зачем хватать лишние заказы, зачем я буду делать свою работу как попало?

Более того, я единственный в городе работаю при стопроцентной предоплате, так что часть клиентов сразу отсеивается. Зато остаются те, которых привлекает один очень важный фактор – я даю пожизненную гарантию на камин. А не год гарантии, который у нас дают на все подряд. Это означает, что в любое время, хоть через 10 лет клиент может обратиться ко мне, и я поеду и разберусь, что там такое случилось с его камином. И устраню этот недостаток.

- Можно ли делать камины в офисе, практикуется ли это?

- Да, конечно. Можно сделать хоть где. Например, я делал камин на 3 этаже девятиэтажки. А можно хоть на крыше небоскреба. Так что офис – это вовсе не проблема.

Главное – было бы желание. Я всегда говорю, что если у человека есть желание, он сделает всё – найдет деньги, найдет возможности. Желание – вот что главное. Желание есть – всё будет!

- Вы довольны своим бизнесом, вам не наскучило делать камины? Может, вы снова хотите сменить специализацию?

- Камины мне никогда не надоедают, это, можно сказать, моя судьба. Что касается и бизнеса, и жизни – у меня все пре-кра-сно!

- И это самое правильно отношение к жизни. Удачи вам!

Алла Ивонина

 

Ссылка на источник: https://delo-tomsk.ru/for-business/articles/349/