ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Деловой этикет как осознанная необходимость

Как известно, в медицине, педагогике и рекламе разбираются все. Но когда возникает проблема, все идут к специалисту. То же самое можно сказать о деловом этикете. Это сфера, где каждый может чувствовать себя асом, но впасть в панику, выбирая букет цветов для начальника. Неоднозначных вопросов в деловом этикете достаточно и разобраться в них без помощи эксперта почти невозможно.

О некоторых спорных моментах, связанных с практикой современного делового этикета, мы беседовали с Мэри Зольевной Этштейн, консультантом по деловой этике, преподавателем кафедры теории и истории культуры ТГУ.

Об этикетных нормах

Этикетные нормы формализуют, и, возможно, усложняют общение, но они предупреждают ситуации, в которых «простота хуже воровства».

В русской культуре принято ценить душевные качества. Как говорится, главное, чтобы человек хороший был. Но «хороший» - понятие относительное, субъективное. Культурные нормы регулируют отношения, предлагая модель поведения, одобряемую в обществе. Соблюдение норм делает взаимодействие людей более простым, понятным и предсказуемым.

Деловой этикет отличается от светского и вносит некоторые поправки. К примеру, статусные различия по полу и возрасту уступают общественному положению и должности. Так отношение к женщине, принятое в светском этикете, в служебной обстановке уже не действует. Однако вполне допустимо, если очень молодой директор фирмы первым поздоровается со своим старшим по возрасту заместителем-женщиной. И мужчины, проявляющие обычную вежливость по отношению к женщинам-коллегам, безусловно, не нарушают этикета и субординации.

О национальных традициях

Роль этикета в успехе предпринимательства в разных культурах разная. Например, японское общество очень традиционное. Современная деловая культура Японии построена на принципах вежливости и тактичности. 90% делового успеха в Японии определяет соблюдение всех этикетных норм и хорошие манеры. В Америке главная ценность - материальный успех, поэтому здесь допустимо «пренебрегать условностями». В русской деловой культуре также есть свои традиции. Например, традиция устных сделок, идущая от «честного» купеческого слова. Считалось, что честные люди должны верить друг другу. А бумаги подписывают с теми, в чьей честности сомневаются. С «купеческих» пор в русской деловой культуре сохраняется предубеждение перед письменным оформлением сделки.

О неудобствах

Этикетные нормы - не догма, они всегда согласуются с принципами целесообразности. К примеру, на ужине, во время которого планируется подписание важных документов, подают цыпленка. Все мы с детства знаем, что птицу едят руками. Обладая таким знанием успешная бизнес-вумен пытается есть его, не пользуясь столовыми приборами. Это неудобно (мешают длинные ногти), непрактично (пачкаются руки), и в целом нецелесообразно (зачем есть руками, если куриное филе можно прекрасно есть ножом и вилкой). От нормы этикета можно отступить. К тому же, когда подают дичь, которую иначе, чем руками, есть просто невозможно, то при сервировке подают чашу с водой и льняные салфетки.

Многие правила не соблюдаются потому, что возможности их соблюдать просто нет. Или создана ситуация, провоцирующая их нарушения. Если в зале для совещаний поставить вращающиеся стулья, то во время обсуждения все присутствующие будут двигаться. Если в офисе нет кондиционера, сложно требовать от сотрудников, чтобы они в летнюю жару приходили на работу в рубашке с длинными рукавами.

О нужности

Попытки внедрения делового этикета в практику наших организаций часто воспринимаются как прихоть начальника и встречают сопротивление коллектива. К сожалению, отторжение, желание обесценить роль и смысл этикетных правил в значительной степени связано с отсутствием внутренней культуры.

«Этика» и «этикет» - похожие слова, и этикет все-таки больше, чем набор не всегда понятных правил поведения и общения. Этикет - это проявление моральных и этических норм общества. Очень сложно говорить об этикете в социуме, утратившем ценностные ориентиры. В этом случае этикет воспринимается как нечто формальное, как упаковка, в которой ничего нет. Возможно, именно поэтому для многих наших сограждан этикет - это что-то малопонятное и ненужное.

О самообразовании

Этикету нельзя научиться по одной книжке. Книг по этой теме сейчас издается достаточно, в Интернете всегда можно найти информацию. Но это кажущееся изобилие. Книг много, а хороших - мало. В основном, издаются переводы, но ведь универсальных норм поведения нет, деловая культура каждой страны имеет свои особенности. Поэтому, следуя только книжным советам, легко попасть в нелепую ситуацию.

В томских университетах ведутся занятия по деловому этикету, так что сегодняшним студентам проще будет во взрослой деловой жизни. Тем, кто вуз уже закончил, сложнее. Были попытки организовать в Томске курсы, где бы обучали деловому этикету, но массового спроса нет. Видимо, томичи пока не готовы платить за то, что, по их мнению, и так знают. Лишь совершая ошибки, люди понимают, что знают не все, и обращаются к консультантам.

О деловом гардеробе

Сложно сказать, что хуже - совсем не знать, как следует подбирать гардероб, или знать, но немного. В первом случае человек надевает полосатые брюки, полосатый пиджак, полосатую рубашку и полосатый же галстук. Просто они ему под руку попались. Во втором случае успешный бизнесмен, собираясь в ресторан, думает, как одеться и надевает черный костюм, белую рубашку и черный галстук. Он планирует провести веселый вечер в компании друзей, но в таком туалете следует идти только на траурную церемонию.

О дресс-коде

Дресс-код «кодирует» информацию об организации. Как правило, чем солиднее и консервативнее организация, тем серьезнее в ней относятся к соблюдению дресс-кода. Причина простая - дресс-код позволяет правильно расставить приоритеты. Единый дресс-код дает понять и сотрудникам, и клиентам организации, что здесь в первую очередь ценятся профессиональные качества, а не умение следовать модным тенденциям. В некоторых компаниях оговаривается даже стоимость костюма топ-менеджеров, менеджеров среднего звена, рядовых сотрудников. Такая, в прямом смысле «овеществленная», «табель о рангах» помогает соблюдению субординации и повышает эффективность работы организации. Есть и обратный вариант дресс-кода. Представители «креативных» профессий, которым требуется демонстрировать индивидуальность, смелость мысли, новаторские решения, достаточно редко надевают строгий деловой костюм. Для руководителя креативного отдела развлекательной компании рядовым повседневным офис-костюмом может быть странного фасона платье поверх джинсов и шерстяные бусы.

О комплиментах

Деловая культура предполагает комплиментаж со стороны руководства сотрудникам. Комплименты создают хорошую атмосферу и являются одним их видов морального стимулирования. Комплимент не терпит шаблонности, не должен быть лестью. В комплименте недопустимы конфликтогенные фразы. Например, на комплимент «Как ты сегодня хорошо выглядишь» девушка может и обидеться, ведь подтекст фразы предполагает, что все остальные дни она выглядела неважно. Делая комплимент, обращайте внимание не на внешность, а на качества человека, его способности, таланты.

Комплименты можно и нужно говорить начальнику. У него высокая степень ответственности, и он, пожалуй, больше, чем другие сотрудники нуждается в поддержке. Приятные слова в адрес руководителя должны быть сказаны в абсолютно адекватной обстановке, с соблюдением дистанции и не преследовать никакой вторичной выгоды. Вот примеры комплиментов, которые можно сказать своему руководителю:
«Вы великолепный начальник, потому что умеете не только руководить людьми, но и сопереживать им. Я всегда замечаю, что Вам небезразличны люди, с которыми вы работаете», «Ваш высокий профессионализм чувствуется даже тогда, когда Вы бываете строгим, и это вызывает уважение к Вам».

О принципах

Этикетные нормы основаны на четырех основных принципах: гуманизма, целесообразности, эстетичности и национальных традиций. Сомневаясь, как вести себя в той или иной ситуации, ведите себя так, чтобы ваши слова и действия были практичными, красивыми и доброжелательными. Тогда шансов попасть в неловкую ситуацию будет значительно меньше.


Ольга ЯВОРСКАЯ



19 Мая 2008

Комментарии: 2

Артем   26 мая 2008   ответить
Большое спасибо за статью, было очень инетересно прочитать статью.
Было бы очень хорошо, если бы подобного рода статьи появлялись постоянно, был бы рад и появлению отдельной рубрики по данной тематике.
Редакция портала   27 мая 2008   ответить
Артем написал:
Большое спасибо за статью, было очень инетересно прочитать статью.
Было бы очень хорошо, если бы подобного рода статьи появлялись постоянно, был бы рад и появлению отдельной рубрики по данной тематике.
Артем, спасибо за комментарий. Постараемся писать побольше на эту и подобные темы.

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 4665 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей