ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Такси в Томске, часть 1

Наш портал для малого и среднего бизнеса пишет о рынке такси постоянно. Отчего вдруг такое внимание к этой теме? Не только потому, что все мы постоянно сталкиваемся с этой сферой услуг. Дело в том, что деятельность такси во всем мире признана самым сложным для регулирования видом предпринимательства. И с этим трудно не согласиться! Рынок такси в России, соответственно, и в Томске, каждый год живет по-новому, и такое понятие как «стабилизация» ему в принципе не знакомо. Что ж, в таком случае закономерный вопрос: что будет происходить на рынке такси в 2013 году?

Владимир Романов

Обстоятельно ответить на подобный вопрос вряд ли возможно, а вот тенденции обозначить – это реально. Но сделать это может только тот, кто находится в гуще событий, кто постоянно сталкивается с повседневными проблемами томского рынка такси. Наш собеседник –директор НП «Объединение томских такси» Владимир РомановИ вот какие вопросы мы рассмотрим в первой части нашей статьи:

- Технологическая революция последних лет

- Соотношения спроса и предложения

- Участники томского рынка такси


- Какие средства потребуются предпринимателю, который решил создать в 2013 году современную службу такси? Насколько затратным стал этот бизнес? Он вообще рентабельный или так, на грани?
- Сложный вопрос. Тут дело, наверное, не столько в количестве денег, сколько в компетенции предпринимателя. За последние 10 лет крупные инвесторы несколько раз бесславно входили на томский рынок такси. То есть, даже 20–30 миллионов рублей могут оказаться выброшенными на ветер.
Что касается рентабельности. При грамотной организации производственного процесса такси может приносить хорошую прибыль. Но многие работают себе в убыток. Другими словами, нет гарантий. И это потому, что в отрасли очень велико значение человеческого фактора.

- Чем должна быть оснащена современная служба такси?

- Раньше основными рабочими инструментами диспетчера являлись ручка и тетрадка, в которой записывались поступающие заказы, время и номера бортов, которые их исполняют. Как правило, каждый диспетчер работал с одной входящей телефонной линией и с одной радийной частотой.

Но несколько лет назад началось массовое внедрение программно-аппаратных систем автоматизации работы диспетчерских служб.

Сначала стали появляться мини-АТС, позволяющие адресовать входящий звонок с любой телефонной линии любому свободному диспетчеру. Затем АТС превратились в сложные колл-центры, а заказы стали фиксироваться с помощью специальных программ.

Чуть позже начался процесс так называемой телефонизации, то есть замены раций на программы, установленные в мобильных устройствах, прежде всего – в смартфонах и навигаторах. Это позволило преодолеть серьезное ограничение, налагаемое радиосвязью. Дело в том, что на одной радийной частоте одновременно нормально работать могут не более 70 водителей, дальше они просто начинают мешать друг другу.

То есть, если служба заказа одновременно обслуживает 200 автомобилей, то они работают на 3 разных линиях, у каждой из которых – своя радиочастота. Это неудобно тем, что свободная машина может оказаться рядом с тем местом, куда надо ехать на заказ, но она на другой линии, поэтому данный заказ не получит. В остальном же это безусловный технологический прорыв. 

- Сколько сейчас в Томске служб такси?
- Я попробую дать характеристику основным участникам рынка такси в Томске. Кроме них работают еще 2 десятка компаний. Причем, за последний год прекратили деятельность еще примерно 30 служб такси. Итак, вот ключевые участники рынка: 

  • ВИП – самое дорогое такси в Томске. Создано при «Тойота-Центре» для того, чтобы повысить его продажи. Соответственно, все автомобили – «Тойоты» с левым рулем. Автомобили предоставляются водителям под выкуп. Машин немного.
  • Легенда – такси среднего размера, машины в основном «ВАЗы».
  • Лидер – вторая по значимости после «Максима» иногородняя компания. Центр – в Уфе, диспетчерская – в Омске. Значительное количество водителей работает нелегально. Предлагает водителям машины под выкуп.
  • Максим – крупнейшая фирма по количеству машин на линии. Штаб-квартира и диспетчерская – в Кургане. Обслуживает 45 городов России. Собственного парка машин нет, работает только с частными водителями, преимущественно нелегальными.
  • Мираж/Профи – одно из крупнейших такси в Томске. Из особенностей – систематически практикует совмещенные поездки. Предлагает водителям автомобили под выкуп.
  • Ника/Премьер/Дельта/Полосатое – одно из крупнейших такси в Томске. Машинки разные – и отечественные и импортные. Есть фиксированные и покилометровые тарифы.
  • Ну, погоди! – среднее по размеру такси, машины «ВАЗы», много гастарбайтеров.
  • Олимп – средний по размеру таксопарк, состоящий из «Рено Логанов». Работают по фиксированному тарифу. Поскольку все автомобили находятся в собственности фирмы, все водители работают по найму. Многие таксисты в Томске используют «Олимп» как временный вариант, если своя машина попала в аварию – на время ремонта.
  • Пилот – средний по размеру таксопарк. Преимущественно ВАЗы. Практикуют ценовой демпинг.
  • Русское – одно из крупнейших такси в Томске. Несмотря на название, преобладают иномарки, но есть и отечественные автомобили. Совмещенные поездки запрещены. Тариф – по километражу.
  • Сибирское – крупное такси в ценовой категории выше среднего по рынку, но ниже ВИП-такси. Иномарки. Тариф – по километражу.
  • Удача – среднее по размеру такси, машины – «ВАЗы».

 

- Как территориально выстраивается работа типичного таксопарка? На весь город, включая Северск?
- На территории всего города успешно работают только более или менее крупные компании – Лидер, Максим, Премьер/Ника/Дельта/Полосатое, Профи/Мираж, Русское, Сибирское.

Некоторые средние и малые компании имеют выраженную территориальную специализацию: Авангард– Октябрьский район, Банзай – Зональный, Кировское – Кировский район, Новое/Мустанг – Кировский и Советский районы, Пятерочка и Юбилей – Каштак,Светлячок – Светлый, Степановское – Степановка, Экспресс – между Томском и Северском.

- Достаточно ли такого количества такси для Томска? Как вообще на этом рынке регулируются факторы спроса и предложения? Как это отражается на цене за поездку?
- Вопреки представлению о том, что рынок автоматически выравнивает соотношение спроса и предложения, на рынке такси чередуются периоды дисбалансов спроса и предложения, каждый из которых длится по несколько лет.

Так, примерно с 2008–2009 года в Томске установился рынок водителя, когда спрос существенно превышал предложение. Соответственно заказов было гораздо больше, чем водителей, способных их выполнить. Клиентам приходилось долго ждать подачу машины, водители субъективно оценивали тарифы как заниженные, и потому работали неохотно. Однако диспетчерские службы боялись повышать цену проезда – из-за высокой конкуренции на томском рынке и из опасений потерять клиентов.

Играть тарифами было сложно еще и потому, что в городе исторически сложился фиксированный тариф, то есть одинаковая для всех такси цена поездки на средние расстояния и чуть повышенная – в отдаленные районы города. Поэтому снижение тарифа было чревато потерей водителей, а повышение – потерей пассажиров.

Проблема фиксированного тарифа заключается еще и в том, что водители старались брать «коротыши», а длинных поездок стремились избегать.

Иной способ ценообразования («по счетчику») был только в 2 компаниях, работающих в ценовом сегменте «выше среднего» — «ВИП-такси» и «Сибирском».

В 2010–2012 годах механизм ценообразования изменился. Технологическая революция в такси привела к тому, что стало возможным рассчитывать стоимость поездки в зависимости от расстояния без таксометра – при помощи диспетчерских программ.

Тариф, ориентированный на длину поездки, воспринимается руководителями компаний такси и самими водителями как более справедливый, поскольку при этом почти исчезает понятие невыгодного заказа.

В массовом сегменте рынка такую модель ценообразования первыми стали применять варяги – такси «Максим», еще несколько лет назад, с начала работы на томском рынке. В начале 2012 года на эту модель ценообразования перешло одно из крупнейших в Томске «Русское такси», в середине 2012 года по этой же модели начало работать еще одно иногороднее такси — «Лидер». К концу 2012 года многие томские компании такси также экспериментировали с покилометровыми тарифами либо находились в процессе перехода к ним.

- Этот процесс уже близок к завершению? Готовиться ли нам к росту цен на такси?
- В настоящее время в Томске уже свыше половины поездок осуществляется по тарифам, зависящим от длины поездки. В числе прочего это привело к росту средней стоимости поездки.

Нельзя сказать, что томичи (как пассажиры такси) сильно отличаются от жителей других российских городов с примерно таким же населением. Но томичи остро реагируют на изменение цены проезда.

Поэтому сейчас многие постоянные пассажиры такси определяются с тем, на каком такси они будут ездить в дальнейшем. То есть в ближайшие месяцы доли рынка, скорее всего, серьезно перераспределятся. Другими словами, именно сейчас мы наблюдаем переход от рынка водителя к рынку пассажира.

- То есть, теперь мы, клиенты, на коне… Что посоветуете при выборе нового такси?
- Найти такси, которое демпингует для того, чтобы привлечь клиентов. Например, в конце 2012 – начале 2013 в демпинге было замечено такси «Пилот».

В случае длинной поездки можно воспользоваться такси с фиксированным тарифом. При этом время и вероятность подачи вам никто не гарантирует.

В случае поездки сразу в 2–3 места можно воспользоваться, наоборот, такси с покилометровым тарифом. Это обойдется дешевле, чем стоимость соответствующего числа поездок по фиксированному тарифу.

 

Продолжение следует

Подготовила Алла Ивонина



29 Марта 2013

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 5323 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей