ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Рынок веб-разработок города Томска

На данном рынке сложилась вполне идиллическая картинка: продолжается постоянный рост, доходов и заказов хватает на всех основных игроков. Обвалы курсов, стагнация экономики, падение продаж, рецессия и прочие термины из словаря паникера не пугают отрасль. Но пресловутый кризис все же меняет ситуацию – томские веб-студии взяли курс на предложение новых услуг и более тесную работу с клиентами. 

Заказчики VS разработчики 

Главным драйвером для российского рынка веб-разработок по-прежнему является рост числа интернет-пользователей. На сегодняшний день количество россиян пользующихся глобальной сетью составляет 43 миллиона человек. И эта цифра увеличивается.  Рынок рекламы также ежегодно прирастает на 5-7%. Создание веб-студии, на первый взгляд, дело более чем прибыльное. Рынок развивается, порог входа низкий, сотрудников требуется минимум, имеются непритязательные клиенты, которые хотят «чтоб красиво и чтоб в углу логотип мигал». Но суровая статистика спешит заявить, что около 80% подобных «дел» умирают в первый год работы. Соответственно остальные 20% приобретают вес и авторитет у заказчиков. Рискуют, как всегда, многие, шампанское пьют единицы

В нашем замечательном городе таких веб-студий более чем достаточно. Рабочей силы у нас хватает: ВУЗы ежегодно выпускают большое количество программистов достаточно низкой квалификации. И многие, освоив несколько программных продуктов, сколотив артель из пары товарищей и примерив на себя какое-нибудь пафосное название («Веб-искусство/бригада/стратегия»), выходят на рынок. В общем, своеобразные «бомбилы» от веб-разработки. Именно вчерашние студенты наполняют Тонет десятками кособоких сайтов с пляшущими шрифтами и иллюстрациями из дешевых клипартов, при этом мало понимая каких целей старается добиться заказчик. Что действительно умеет неоперившаяся молодежь так это заманчиво демпинговать. Внутренности маршруток пестрят объявлениями о создание сайта за 5000 рублей, а некоторые конторы обещают схалтурить и за меньшую сумму.  Но кризис немного спутал им карты – изменились предпочтения клиентов.

Те, кто пару лет экономил на сайте, заказывая «дешево и сердито» сегодня старается экономить бюджеты и предпочитает «средненько и надолго». И уже не просто «красиво»,  а «функционально». Да и сам подход к работе разработчиков у заказчиков сменился. Клиенты теперь считают вложенные средства, не желая пускать что-то на самотек.

«Конечно, требования изменились, Заказчик стал активнее участвовать в процессе создания и постоянно контролировать процесс, - отмечает Клавдия Валерьевна Чалкова, менеджер по проектам Интернет-компании «Симэкс-Т», - Количество заказов снизилось, зато изменились основные клиенты, если раньше это были государственные и муниципальные учреждения, то в кризис повысилась доля заказов от бизнеса».

Действительно, представители бизнеса сейчас являются основными клиентами сайтостроителей. Многие предприниматели пытаются выжать всю пользу из развивающегося рекламного рынка.

Это подтверждает и Дмитрий Щипунов, директор студии «Веб-формат»:

«Наши основные заказчики – это малый и средний бизнес. На них приходится примерно 80 процентов всех заказов».  

Очевидно, что государственные учреждения не стремятся делать сайты за копеечные суммы (кроме случаев суровых «откатов»). Бизнесмены экономят, крошечные веб-студии массово уходят в небытие, а те, кто на гребне волны, получают дополнительные заказы. Но, как оказалось, и от нерадивых новичков в трудном деле сайтостроительства  есть определенная польза.

«Я часто сталкивался со случаями, когда  такие «конторы»  просто «кидали» клиентов: брали деньги за будущую работу и испарялись. Но наличие таких компаний в каком-то смысле удобно. Они делают дешево, и делают не совсем то, что надо клиенту. Благодаря этому клиент часто понимает, что конкретно ему нужно. Возможно, ему многое изначально не понравится, но благодаря этому он получит опыт общения с разработчиками и в будущем  уже предметно объяснит, что ему надо. С такими клиентами очень удобно работать. Они уже понимают, что нужный ему продукт не будет стоить 5000 рублей. Он будет стоить явно дороже, - полагает Дмитрий Щипунов.

Цены VS услуги

Средней цены на определенный сайт («визитка», «интернет-магазин» или «корпоративный сайт») в Томске не существует. Она, как и везде, разнится от заказа. Изначальная стоимость по ходу разработки обычно возрастает на порядок.

«Мы декларируем, что у  нас стоимость создания сайта начинается от 15 тысяч рублей. Но, как показывает практика, за 15000 рублей никто не заказывает. На выходе  сумма всегда получается больше. Заказчик, изначально выбирая базовый комплект (новости, FAQ, галерея), все равно добавляет туда что-то свое. К примеру, модернизация каталогов или более расширенный раздел вопрос-ответ, - рассказывает директор «Веб-Формата» .

Его слова подтверждают конкуренты в «Симэкс-Т».

«Цены разнятся не столько от разработчиков, сколько от платежеспособности заказчиков. Ведь не все понимают, что сайт будет приносить прибыль только в том случае, если в него хорошо вложить, - отмечает Клавдия Чалкова».

Даже при условии, что сайты внезапно перестанут заказывать, у веб-студий всегда остается запасный выход: приносящая существенную часть прибыли поддержка и модернизация уже созданных электронных ресурсов. По словам Клавдии Чалковой, для Интернет-компании «Симэкс-Т» именно эта услуга приносит основную прибыль(саппорт сайта ГТРК, Комитета поддержки предпринимательства и других), а студии «Веб-формат» эта опция приносит около 30 процентов общего оборота.

Разработчики VS новшества

Помимо стандартного пакета услуг по сайтостроительству и поддержки/развитию проекта, томские веб-студии начали развивать новые предложения, способные увеличить посещаемость и эффективность ресурса.  

«В последнее время все популярнее у наших клиентов  становится продвижение и seo-оптимизация. Мы даже в рамках этого запустили новый проект, позволяющий вести баннерную рекламу с минимальными затратами, направленную на целевую аудиторию,- говорит менеджер по проектам Интернет-компании «Симэкс-Т».

Но для того, чтобы эти услуги набрали популярность, выражение «осторожно, внешка!» должно окончательно перестать пугать томских интернет-пользователей. Сейчас над этой проблемой трудятся все томские провайдеры.

«Когда у нас закончатся проблемы с внешкой и количество трафика на Яндексе станет значительным, эта услуги наберут популярность и станут приносить разработчикам деньги. Сейчас они не сильно популярны. Количество трафика томичей на Яндексе хоть и большое ( около 60 тысяч уникальных посетителей ежесуточно), но они не создают достаточно большого количества поисковых запросов, чтобы можно было заниматься SEO-оптимизацией, - констатирует Дмитрий Щипунов.

Между тем, не все верят в чудодейственные свойства новой услуги и перспектив ее развития на томском рынке.

«Мы активно не занимаемся  SEO-оптимизацией. Был период, когда мы пробовали продвигать эту услугу, но мне показалось это неинтересным. Мне кажется, что здесь есть доля шарлатанства. Это своеобразная игра на кофейной гуще, - высказывает скептическое мнение Мульдияров Владимир, директор Интернет агентства "Медиа-Ком", - Услуга работает, но обещать первые места в поисковом рейтинге Яндекса будет не очень честно. Продвинуть, сделать сайт более посещаемым – это ДА, но когда обещают вывести в топ… В это не верится».

Разработчики VS перспективы рынка

Закончить хотелось бы еще одним мнением директора Интернет агентства "Медиа-Ком":

«Томский рынок всегда развивался плавно, медленно, без особых всплесков. Так оно и будет дальше продолжаться. Пока никаких явных тенденций нет, и пока ничего глобального впереди я не вижу. Может быть, когда отключат Тонет, тем коллегам которые обслуживают внутренние проекты надо будет шевелится больше, чтобы удержаться на плаву. Потому что конкурировать придется не с Томском, а уже со всей Россией».

Справка:

Количество веб-студий города Томска: около 50. Более точное число определить невозможно, так как количество мелких сайтостроителей не поддается оценке.

Среднее количество сотрудников студии: 4-5 человек. Пара программистов, верстальщик, дизайнер, менеджер проекта, управляющий.

 

Евгений РОЖКОВ



11 Октября 2010

Комментарии: 8

Макс   13 октября 2010   ответить
> Количество заказов снизилось, зато изменились основные клиенты, если раньше это были государственные и муниципальные учреждения, то в кризис повысилась доля заказов от бизнеса.

Я чего-то не понимаю, это как? Получается что от кризиса пострадали государственные и муниципальные учреждения, а бизнес стал развиваться и попер в интерент?
прохожий   13 октября 2010   ответить
А ты не слышал о дефиците бюджета в Томской области? Отсюда и сокращение госрасходов.
То что бизнес пошёл или давно идёт, это очевидно. Просто в кризис именно интернет (в отличии от других видов рекламы) не стали сокращать.
Я бы отметил другую проблему, что компании хотят купить сайт за копейки, так сказать для галочки. Сделали как попало и забыли про него.
Макс   14 октября 2010   ответить
>Я бы отметил другую проблему, что компании хотят купить сайт за копейки, так сказать для галочки. Сделали как попало и забыли про него.

и в чем здесь проблема? если компании сайт нужен для галочки зачем платить бешеные деньги (если конечно речь идет не о откатах)? it-рынок томска полон таких услуг.
к тому же в статье речь идет как раз об обратном (читать надо внимательней), требования к отдаче от сайта у заказчиков выросло.

я не знаю как насчет дефицита бюджета, но точно знаю что есть дефицит мозгов в Томской области.
paganini   14 октября 2010   ответить
Макс написал:
>Я бы отметил другую проблему, что компании хотят купить сайт за копейки, так сказать для галочки. Сделали как попало и забыли про него. и в чем здесь проблема? если компании сайт нужен для галочки зачем платить бешеные деньги (если конечно речь идет не о откатах)? it-рынок томска полон таких услуг. к тому же в статье речь идет как раз об обратном (читать надо внимательней), требования к отдаче от сайта у заказчиков выросло. я не знаю как насчет дефицита бюджета, но точно знаю что есть дефицит мозгов в Томской области.
Абсолютно согласен! Бюджеты есть, есть заказчики, которые готовы платить много. Просто услуги большинства студий не стоят того, чтобы за них платить много.
Макс   15 октября 2010   ответить
За услуги надо платить не много и не мало, а ровно столько сколько они стоят. И сразу возникает вопрос, а как измерить услугу создания сайта? с каким эталоном сравнивать?.. НЕТУ!

И вот когда появится такой эталон в Томске, когда малый/средний бизнес будет точно знать за что, он собственно платит деньги, тогда этот самый бизнес и пойдет активно в интернет.
paganini   16 октября 2010   ответить
Макс написал:
За услуги надо платить не много и не мало, а ровно столько сколько они стоят. И сразу возникает вопрос, а как измерить услугу создания сайта? с каким эталоном сравнивать?.. НЕТУ! И вот когда появится такой эталон в Томске, когда малый/средний бизнес будет точно знать за что, он собственно платит деньги, тогда этот самый бизнес и пойдет активно в интернет.
"Эталона" услуги по разработке программного обеспечения не может существовать в принципе как бы этого не хотелось. Объясню почему.
Оценка на подобные услуги формируется исходя из множества требований, формирующихся как минимум с 3х сторон: бизнеса, пользователей, разработчиков, которые по своей сути не могут быть эталонными. (Еще конечно есть ряд других требований, как то законодательство, специфика бизнесс-процессов организации и т.д.) Формализовать все составляющие невозможно.
Тем не менее отсутствие эталона не мешает профессиональному аналитику продемонстрировать малому, среднему, крупному бизнесу, за что он собственно платит деньги. Просто делается при помощи иного инструментария.
прохожий   18 октября 2010   ответить
Макс написал:
>Я бы отметил другую проблему, что компании хотят купить сайт за копейки, так сказать для галочки. Сделали как попало и забыли про него. и в чем здесь проблема? если компании сайт нужен для галочки зачем платить бешеные деньги (если конечно речь идет не о откатах)? it-рынок томска полон таких услуг. к тому же в статье речь идет как раз об обратном (читать надо внимательней), требования к отдаче от сайта у заказчиков выросло. я не знаю как насчет дефицита бюджета, но точно знаю что есть дефицит мозгов в Томской области.
Макс 14 октября 2010 ответить
>и в чем здесь проблема? если компании сайт нужен для галочки зачем платить бешеные деньги

Макс, ты идешь на базар за яблоками. Они тебе нужны, дети попросили или жена, а может тебе лично захотелось. Ты увидел первые попавшиеся по дешевой цене, червивые. Ты их берешь? Они же такие же функциональные - они яблоки! Их так назвали! Или ты пойдешь, покупать те, которые можно скушать. В нашем случае для фирмы приносит доход сайт, который не для галочки, а для получения денег. Именно это цель стоит во всех уставах томских компаний!
Макс   20 октября 2010   ответить
to прохожий 18 октября 2010
про яблоки - это бред, если не понимаете о том что пишете, то лучше не писать.

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 5664 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей