ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Дикоросы: богатство у нас под ногами

Потенциал основных ягодных культур и кедрового ореха в Томской области составляет десятки и сотни тысяч тонн, однако на данный момент используется лишь 5-7% этого потенциала. Денежный эквивалент этого ресурса сравним по величинам с объемами реализации нефти и газа.  Как идет развитие этого перспективного бизнеса в Томской области?

С одной стороны, дело это – сбор грибов и ягод - из разряда «простых и вечных». Мы не будем вести речь о первобытных собирателях, хотя… Забавно, прошли века и тысячелетия, но основной способ получения товара в этом бизнесе практически не изменился. В советские времена у руля стояла потребкооперация, потом эта система развалилась. Что же мы имеем сейчас?

Работаем с размахом!

Томичи много лет сохраняют лидирующие позиции на сибирском заготовительном фронте, и теперь трудятся не только на своей территории, но и у соседей - на Алтае, в Красноярском крае, в Новосибирской и Кемеровских областях, в Хакасии.

На томском рынке дикоросов работают 25-30 фирм «средней руки». Львиную же долю рынка занимает опытный игрок – «Томская продовольственная компания». Ее директор Андрей Ларионов когда-то первым в селе открыл заготовительный пункт и запустил грибоварню. А потом и компанию создал. С тех пор ТПК уже около 15 лет на рынке, и вообще - это монстр полного цикла, каких поискать. Мощная заготовительная сеть ТПК состоит из стационарных и передвижных пунктов. Однако компания занимается не только заготовкой дикорастущего сырья, но еще и свои ягоды и овощи выращивает, потом перерабатывает все это, фасует в красивые пакеты и отправляет в Италию, Германию, Голландию, Израиль, США и другие страны.  Вот оно, мировое господство сибирских дикоросов, многообразие вполне успешных брендов – «Живица», «Гостинец», «Кудесница», «Джайс». А ведь на этих ягодах-грибах действительно можно развернуться!

Появляются на этом рынке и новые игроки, например, оптовая компания «Ладья-Экспо».  Фирма занимается заготовкой дикоросов всего лишь два года, так что развернуться во всю ширь своих замыслов эти молодые ребята просто еще не успели. Однако в этом сезоне они уже смогли заморозить более десятка тонн грибов, и намариновали не меньше. Судя по всему, планов у них громадье, фирма сразу же зашла на рынок не как «мелкая сошка», а как компания с большим потенциалом. Сейчас «Ладья-Экспо» продолжает обустраивать свои собственные заготпункты в районах, берет в аренду оборудование. Впрочем, ставка делается не только на дикоросы, но и на лес, что весьма дальновидно. Кроме того, ликвидируется такой нежелательный в бизнесе фактор, как сезонность.

В каждом районе есть свои лидеры в «дикорастущем» бизнесе, причем, многие совершенно справедливо делают ставку на полный цикл. Например, асиновская компания «Прайд» занимается не только заготовкой таежного сырья, но и разливает соки, сушит и маринует грибы.

На дикоросах поднялись и выросли также и «чистые переработчики» – томские компании «Сава» (стабильно развивается, запускает новые технологические линии) и «Красота СМ», которая также успешно существует уже 18 лет.

Можно ли сейчас войти в этот бизнес в качестве нового фигуранта? Если деньги есть – не вопрос, так как дешево уже не получится. Миллионов этак 100-150 потребуется. Чтобы иметь хоть какой-то вес на рынке, нужно собирать и перерабатывать не менее 2-3 тысяч  тонн продукции в сезон. А еще ее нужно хранить в надлежащих условиях и постепенно в течение сезона отгружать потребителям – за Урал или в другие страны (рентабельность на пике цен – около 100%).

Томские дикоросы практически не оседают на магазинных полках нашей области – в виде баночек с маринованными грибочками или пакетиков с ядром ореха. По словам коммерческого директора компании «Ладья-Экспо» Андрея Лапая, 95% даров природы в уже упакованном виде прибывает в Томск из Китая. Государственные дотации позволяют китайским бизнесменам держать относительно низкую цену. Томское же сырье очень дорогое.  Если производить из него продукцию на месте, то она, скорее всего, будет товаром для среднего класса и еще более обеспеченных граждан, но ни никак не для самого широкого потребления. Поэтому в области остается лишь 10% от собранного урожая.

Сладка ягода в лес поманит…

В прошлом году был совершенно уникальный ореховый сезон – давненько тайга не была столь щедрой на кедровую шишку.  

По словам директора ООО «Дикоросы» Сергей Литвинова, именно прошлогодний «ореховый бум» во многом изменил ценовую политику, да и в целом условия работы на рынке дикоросов: урожай был только в Томской области, и больше нигде. Ни в Иркутске, ни в Красноярске, ни на Дальнем Востоке ореха не было. Поэтому томский орешек-2009 стал золотым, хотя закупочная цена на орех в нашей области и без того считается одной из самых высоких по России.  И ринулись к нам предприниматели, и всего лишь за один сезон рынок активизировался, получил еще один толчок к развитию.

Надо сказать, что дикоросы и в этом году резко выросли в цене, особенно к концу сезона. Ягода подорожала на 25%, грибы – на 40%, а орехи и вовсе на 50%. Обычно такая ситуация наблюдается в том случае, если в связи с рядом обстоятельств создается дефицит товара. Однако в этом году объемы заготовок по сравнению с сезоном-2009 выросли. В целом на закупку дикоросов у населения фирмы направили ни много, ни мало – аж миллиард рублей! Это по официальным данным. Сами же участники рынка оценивают его еще дороже. 

А нынче промышленного ореха практически нет. Фаворитами 2010 года, по сведениям из департамента потребительского рынка обладминистрации, стали брусника и клюква, уж очень подфартило этой ягоде с погодой. Был также собран неплохой урожай грибов.

Чем дальше в лес – тем больше дикоросов

В этом географическом вопросе и заключаются перспективы развития этого бизнеса. Все, что находится на расстоянии 50-100 км. от населенных пунктов, выбирается подчистую и уже  обустроено заготпунктами. В любом другом бизнесе присутствие цивилизации необходимо и желательно, но только не в этом. Лучше бы держаться от нее подальше - километров этак на 300 в глубь леса. Там, в непролазной тайге таится источник богатств - наливаются терпким соком россыпи рубиновой ягоды, зреет звонкая кедровая шишка, ждут своего часа щедрые грибные поляны. Придите уже кто-нибудь, заберите, заготовьте…

Но сделать это не так-то просто. Во-первых, нужно проложить дороги или хотя бы просеки. Или накупить болотоходов. Во-вторых, нужно оборудовать, по сути, целые вахтовые поселки, чтобы людям было, чем питаться, где переночевать и помыться. Впрочем, трудности обустройства ограничиваются не только бытовыми вопросами. Главное – завезти и установить оборудование для первичной переработки сырья, обустроить временные хранилища.  

И еще – нужны рабочие руки. Крепкие такие руки, много повидавшие, искусанные безжалостной мошкарой и почерневшие от сока грибов и ягод. Посмотришь на такие руки, и поймешь – работенка-то не из легких.  Вероятно, поэтому желающих «побатрачить» в тайге что-то не находится…

«Сами мы не местные…»

Что ж, свято место пусто не бывает.  Скоро в лесах наших будут трудиться гости из солнечных республик, причем, в небывалых количествах.  Томская область готова принять не менее 3.000 иностранных граждан из Средней Азии для работы в лесу вахтовым методом.  Причем, все это уже обсуждено, решено и окончательно одобрено губернатором.

- Мы пытались найти работников из числа местных жителей. - Рассказывает консультант департамента потребительского рынка администрации Томской области Нэлля Цуренкова. - В частности, мы вели переговоры со студенческими стройотрядами.  Ребятам предлагались неплохие условия – и большая зарплата, и процент от собранного объема дикоросов. Но в итоге даже это не привлекло молодежь. Все же проехать проводниками до Анапы или другого южного города для них предпочтительнее, чем находиться долгое время в тайге. В итоге, стало ясно, что собрать нужное количество работников из числа местных жителей просто невозможно. Максимум 100-200 человек как-то еще можно организовать, а ведь нужны тысячи работников, ведь речь идет об очень больших объемах заготовки.

Странно, конечно. Местное население - «таежные люди», «тёртые калачи» - а в тайге жить не желают…  То есть, богатство, которое под ногами лежит, их не привлекает? По словам начальника департамента потребительского рынка обладминистрации Александра Таловского, поколение, которые привыкло терпеть лишения и работать в тайге, уже состарилось, у молодых же совершенно другие претензии к жизни и требования к комфорту.

Да, действительно, местное население вовсе не жаждет «кормить комаров» в глухой тайге. Жителям лесных поселков гораздо проще заехать в лес всего лишь на несколько дней (а то и вовсе без ночевки), собрать грибы или ягоды, сдать их в местный заготпункт и отдыхать в комфортных домашних условиях. Например, за день маленькая семейная бригада может собрать 7-8 мешков кедровой шишки, получить затем из этого сырья примерно столько же ведер ореха, и сдать каждое ведро по тысяче рублей. Однако, выгодно!

Наши желают работать только на себя – им нужно за сезон детей обуть-одеть, да хозяйство подлатать, да на голодную зиму что-то отложить. Поэтому люди спешат взять много и быстро, и продать дорого. Поэтому наших в бригаду не загонишь. Ну а пришельцы из бывших братских республик, выходит, совершенно не против «слиться с природой» на весь сезон. С чужеродной, заметим, природой – ни степей тут родимых, ни песка, ни солнца жаркого. Тем не менее, они готовы, причем, за гораздо меньшие деньги. Гастарбайтеры согласны работать за 10 тысяч в месяц, при этом безвылазно жить в лесу в палатке и питаться, «чем Бог пошлет». Да еще и без спиртного! А вот наш местный безработный лучше сам заготовит орех, да побольше, да будет потом продавать его стаканами: 40 стаканов по 40-50 рубликов – в целом ведро уходит за 1.600-2.000 рублей. 

Впрочем, поезд-то ушел уже. Пока судили-рядили, работников искали, сезон практически закончился. Если и идет речь о тысячах иностранных рабочих рук, так это все разговор о будущем сезоне-2011.

Всё идет по плану?

Принято считать, что довольно-таки интенсивное  развитие данного вида бизнеса, которое мы наблюдаем в последнее десятилетие, – это все результат действия областной программы «Сибирские дикоросы». Она тщательно прорабатывалась и составлялась в конце 90-х годов, для этих целей даже была создана специальная управляющая фирма – ООО «Дикоросы».

Но работала ли эта программа? Сами ее разработчики так не считают. Рынок дикоросов развивается самостоятельно, а не согласно документам. Роль дирижеров в этом бизнесе исполняют самые крупные игроки, такие как ТПК, а также ученые, которые разрабатывают теорию бизнеса и его новые стратегические направления, - например,  кандидат технических наук, автор книг-пособий и директор фирмы «Дикоросы» Сергей Литвинов.

Каков же потенциал этой сферы бизнеса? Были озвучены, например, такие цифры: сбор дикоросов в нашей области дает доход до 100 миллионов долларов в год. А много ли дикорастущих богатств осталось в Томской области?

- Потенциал основных ягодных культур и кедрового ореха составляет десятки и сотни тысяч тонн. - Утверждает Сергей Литвинов. - Принято говорить, что на данный момент в Томской области используется лишь 5-7% ресурсов дикоросов, но это только приблизительные цифры – невозможно все просчитать с точностью до процента. С уверенностью можно утверждать только следующее: сбор дикоросов до сих пор проходит лишь вблизи транспортных артерий – это имеющиеся дороги, реки.  Но вот уже мы видим примеры применения вездеходной техники, использование новых схем построения бизнеса, выход на новые территории.  Что касается потенциала дикоросов, здесь есть риски, связанные с урожайностью, но, тем не менее, денежный эквивалент этого ресурса сравним по величинам с объемами реализации нефти и газа.  

…Заготовительный сезон на исходе.  Но впереди дела не менее важные – нужно рассмотреть перспективы грядущего сезона, заключить предварительные договоры с заказчиками. Дикоросы – дело серьезное, времени для отдыха нет!

Будем знать

Это своеобразный, но достаточно прибыльный бизнес: можно добиться эффективности инвестиций от 30% до 200%.

По оценке экспертов, запасы дикоросов в Томской области оцениваются в 130 тысяч тонн ежегодно – около 80 тысяч тонн грибов, 25 тысяч тонн сибирских ягод, 25-30 тысяч тонн ореха.

Две большие проблемы есть в этом бизнесе - сезонность и цикличность. Составить четкий прогноз на урожай невозможно – могут случиться заморозки во время цветения клюквы или засуха в период роста грибов, а дожди, напротив, могут помешать кедрам дать полноценный урожай.

В 2010 году крупные компании-заготовители вложили 40 миллионов  рублей в развитие инфраструктуры.

Интересно, что особым спросом за границей пользуются даже не белые грибы, а например, сморчки - за них и платят больше.  Их используют для изготовления лекарств  и для приготовления соусов.

Алла Ивонина



4 Октября 2010

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 10133 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей