ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Праздничный бизнес города Томска

Проведение праздников в нашей стране перестало быть прерогативой «теток с гармошками» и активных творческих единиц. Устройством корпоративов и свадеб давно и вполне успешно занимается огромное количество праздничных агентств разного уровня. Как в нашем городе обслуживают брачующихся, сколько стоит «счастье», и кто на этом зарабатывает?

Начало

Томских компаний, которые создают людям праздники, достаточно много. Пионеры бизнеса, научившиеся зарабатывать на создании хорошего настроения, начинали еще в конце девяностых – в начале двухтысячных. Начинали с малого: нынешние директора event-агентств одновременно выполняли функции ведущего, ди-джея и фотографа. Это сейчас из их самодеятельности вырос успешный малый бизнес, способный устроить большое шоу. А в те, еще вполне мохнатые годы, названия их компаний не ласкали слух клиентов. По проторенной основными игроками рынка («Организатор», «Шоу-мир», «VIP-шоу») тропе сейчас продолжают движение десятки игроков поменьше, зарабатывающие первую прибыль на организации недорогих свадеб.

Есть, впрочем, у тех, кто уже на щите, и у тех, кто только начинает путь из тысячи ли, одно сходство, являющееся и спецификой бизнеса. Те, кто профессионально занимается организацией праздников почти всегда люди с «творческим прошлым»: либо прошедшие «школу» студенческого КВНа, либо бывшие артисты театральных и цирковых трупп, либо люди, долгое время участвовавшие в различной самодеятельности.

Старт

На первый взгляд, бизнес достаточно привлекательный. Зачатки организаторских и административных способностей, небольшой стартовый капитал и незначительные затраты на рекламу — простые требования, для открытия успешного event-бизнеса. А для продвижения достаточно создать простой сайт и разместить контактную информацию в тематических сборниках.

«Агентству по организации праздников не обязательно на первоначальном этапе иметь персонал. Достаточно снять офис, договорится с фрилансерами (фотографами, ведущими – прим. ред.)  и можно стартовать», - подтверждает Павел Олейников, директор компании «VIP-шоу».

Но нынешняя ситуация в отрасли не обещает легкого входа на рынок: многие заказчики серьезно урезали бюджеты на проведение корпоративов  (или же вообще отказались от развлечений коллектива), а дорогостоящие свадебные изыски остались в прошлом. Прекрасные времена для этого бизнеса пришлись на середину первого десятилетия XXI века, и неизвестно, когда рынок вернется к прежним оборотам.

«2006-2007 года были самым прекрасным периодом для рынка. Заказов было в два раза меньше, денег было в два раза больше. Сейчас мы цены снизили в два раза, а издержки сохранилась на докризисном уровне. Люди как получали в среднем 15 тысяч рублей, так и продолжают. Как метр аренды стоил в центре города тысячу рублей, так и остается. Чтобы оправдывать все расходы приходится работать в два раза больше. Прибыльность в бизнесе очень низкая. Сейчас зайти на рынок можно, но это невыгодно», - резюмирует Александр Снегирев, директор продюсерского центра «Организатор».

Как обещает армия экономистов, такого периода, как начало XXI века, в истории человечества уже не будет. Так что томским праздничным агентствам, возможно, придется работать в нынешних условиях до скончания времен. Как следствие, некоторые игроки рынка давно сократили рекламные бюджеты и отказываются от обновления парка аппаратуры.

И если уж речь зашла о временнЫх промежутках, то не стоит забывать о жесткой сезонной привязанности бизнеса.  Летом агентства отбиваются от заказов на свадебные баталии, в сентябре наслаждаются брызгами нефтяных доходов (День нефтяника), а последнюю декаду декабря трудятся под девизом «один день весь год кормит». В остальные месяцы бизнес кормится редкими заказами, а временами вообще сидит на полуголодном пайке. К примеру, январь и февраль считаются для отрасли абсолютным штилем.

Цены и конкуренция

Средней цены на услуги праздничных агентств не существует. Все зависит от желания заказчика. А желания заказчика зачастую однообразны – минимум потраченных средств, максимум спецэффектов.

«Клиент в Томске достаточно капризный. Требует при меньших бюджетах большей «замороченности». При этом серьезно потратиться на проведение корпоратива мало кто может, за исключением  компаний, связанных с нефтью и газом», - говорит Павел Олейников.

Но вы, к примеру, торгуете клубникой выращенной собственными руками, хотите сделать мероприятие для узбеков по бизнесу, а прибыли совсем мало. На какую сумму ориентироваться? «15000 рублей», - сообщает Александр Снегирев. 

«Однако же в Томске есть свое отличие. Вот презентация и свадьба, кажется - разные вещи, другой подход. Нет! Мы еще не научили директоров подходить к маркетингу по-другому, - продолжает директор продюсерского центра «Организатор», - Они также как на свадьбе хотят заказать ди-джея, ведущего и чтобы это все «стрельнуло». И чтобы на следующий день была очередь,  и люди кровью подписали, что они будут работать сто лет. Есть компании, которые предлагают музыку, ведущего,  и все остальное за 10 тысяч рублей – ну, пожалуйста! Наши клиенты никогда не придут к ним. Это другой уровень».

На «другом уровне» работает праздничное агентство «Арена развлечений». Здесь «комплект» предлагают еще дешевле - за 8 тысяч рублей. И даже здесь учредитель агентства недоумевает: куда демпинговать дальше?!

          «Минимальная цена, которую я видел – это 6000 рублей. Ди-джей с ведущим. Но я не понимаю, как за такую цену можно работать!» – удивляется Владимир Епифанцев.

Можно и гораздо приятнее работать в области организации корпоративов – тут цена праздника выше «комплекта» в несколько раз.  Известных клиентов, заказывающих масштабные корпоративы, в Томске не так много. И все поделены между квартетом крупных event-агентств («Holiday City», «Организатор», «VIP-шоу», «Шоу-мир»). Однако многолетнее сотрудничество заказчика и организатора является на этом рынке редкостью. Этому есть свое объяснение.  

«Все крупные клиенты уже поделены, но в связи с цикличностью бизнеса постоянно происходит определенная  ротация. Например, работаем мы на компанию в течение двух лет. Рано или поздно идеи истощаются. Представьте себе: каждые три месяца придумывать что-то новое? И компания уходит к конкуренту, и мы даже знаем к кому. Клиент поработал с конкурентами пару лет, у них  идеи тоже истощились, а мы, наоборот,  идеи накопили. Они предсказуемо вернулись к нам. Так и работаем», - рассказывает Александр Снегирев».

Проблемы

Главная проблема рынка прозаична – клиенты стараются экономить на развлечениях. И другие трудности на фоне этой кажутся незначительными.

К примеру, кадровая проблема. Профессионалов в этом бизнесе хватает, и, тем не менее, проблема существует. Только находится она в другой плоскости – профессионалы ходят «налево». Основные сотрудники праздничных агентств (ведущие, ди-джеи), набравшись опыта проведения различных мероприятий, часто покидают «отчий дом» ради персональных заработков, либо работают «конфиденциально» не пополняя кассу родного предприятия. Рано или поздно с этим сталкиваются все директора event-агентств. В «VIP-шоу» такие «измены» стараются пресекать, а в «Организаторе», к примеру, не волнуются по этому поводу, резонно полагая, что «звездам» продюсерского центра теплее под крылом alma mater, где в их раскрутку вкладывают приличные деньги. По мнению Александра Снегирева, волноваться стоит из-за отсутствия  в городе опытных event-менеджеров, поэтому своих он старается «выращивать» самостоятельно.

Другая проблема – перенасыщенность рынка мелкими игроками. Большая часть event-агентств появилась в городе в середине уже прошлого десятилетия, в «сладкое» для бизнеса время. Кризис выкосил самых грустных и начинающих, но даже те, кто остались, часто портят заказчикам все впечатления от сотрудничества с праздничными агентствами. Свой рецепт решения проблемы предлагает директор продюсерского центра «Организатор»:

«Чтоб появились цивилизованные отношения между заказчиком и агентством, у государства должны появиться рычаги влияния на рынок. Но не на самих предпринимателей, а на саморегулируемые организации. Тут уже должны появиться саморегулируемые организации. То есть пока ты не выжжешь звезду на лбу, означающую, что ты в организации «эвентологов», к тебе никто не пойдет. К врачу ж без диплома никто не ходит?! А на нашем рынке ходят. У нас думают, что никаких профессиональных знаний для организации праздников не надо. Просто же болтать надо. Ну, тогда ходите к друзьям лечитесь, а деньги не в банк несите, а соседу сверху. Все понимают, что на этом можно заработать, но нет никаких механизмов ограждающих клиентов от недобросовестных предпринимателей. Я знаю, много страшных историй, когда из-за различных праздничных агентств срывались свадьбы. И человек ничего не может предъявить организаторам. Договора не было. Однако должны быть правила, должна быть комиссия, куда человек может пожаловаться. Наша комиссия по защите прав потребителей этим не стремится заниматься. Поэтому, я считаю, что следующий этап, к которому должен прийти наш рынок – это создание саморегулируемой организации и от нее уже идти с инициативой по поводу изменения законодательства о регулировании саморегулируемых организаций в области организацией событий. Вот так вот».

В стане конкурентов в такой способ решения проблемы не верят и предлагают относиться к мелким «эвентологам» как к неизбежному злу.

«Я скептически отношусь к возможности существования такой структуры. На мой взгляд,  отношения среди участников рынка очень неоднозначные. Не всегда честные и прозрачные, - говорит Павел Олейников, - И тетушки с гармошками всегда будут существовать. К ним надо спокойно относиться, хоть они и отъедают определенную долю клиентов. Ведь заказчик не всегда может адекватно воспринять качество проведенного мероприятия. И как это связано с ценой».

Оценить действительно непросто – иногда под соусом костюмированного представления заказчику демонстрируют обветшалые наряды и дешевые фокусы, которые вызывают у зрителей неловкость вместо обещанного счастья. Раз обжегшись, заказчик отправится уже к более представительному организатору.

А мелкие будут продолжать свой путь от клиента к клиенту, и, возможно, когда-нибудь превратятся из гадкого утенка в прекрасного лебедя. Ведь, в конце концов, нынешние зубры томского event-рынка сами когда-то вышли из гоголевской шинели. Вернее из «теток с гармошками».

Евгений Рожков



28 Сентября 2010

Комментарии: 1

DaniilKhanin   28 сентября 2010   ответить
Очень хорошая статья, хоть я и не имею отношения к эвент-агентствам, в проблема узнал свою отрасль. Решение предлагаемое, Александром Снегиревым, на мой взгляд, подойдет и нам.

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 3415 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей