ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Печальная история о ценах

Отвратительная погода два месяца свирепствовала над европейской частью России. Пожары и аномальные температуры уничтожили огромное количество посевов. Как следствие, закрома Родины недосчитались десятков миллионов тонн зерновых культур. Со всех сторон телеграфируют о повышение инфляции, угрожающем росте цен на основные продукты потребительской корзины россиянина. Как на это отреагировали томские поставщики и розница?

Страсти власти

Буквально месяц назад, первый вице-премьер Виктор Зубков заявил, что роста цен на основные продукты не ожидается и будет создана специальная группа для мониторинга ценовой конъюнктуры. Как оказалось, тушил сине море пирогами и блинами. То есть обещаниями и заявлениями. Позже премьер, тормозя цены, запретил продажу зерна за границу. Но и эта логичная мера не спасла рынок: пессимистичные прогнозы и уменьшение объемов заготовки стали драйверами для роста стоимости зерна (с июня рост составил 80%).  С заготовкой кормов и надоями - тоже проблемы, и производители молочных продуктов уже прикручивают к отпускной цене пару новых цифр. Тем более и спрос на молоко активно рос весь этот год. Мясо тоже обещает подорожать к осени, ведь зерно это хлеб насущный не только для нас, гомо сапиенсов, но и для тех, кого мы приручили. Все, в общем, волнуются.

Бушующее море продолжили тушить словами и делами. Президент заявил, что надо разобраться с ценами на молоко. ФАС тут же начал проверки имеющихся перекосов в ценовой политике поставщиков, штрафуя налево и направо. И наш губернатор отметился заявлением, что дефицита хлеба в томской области не будет и «областная власть намерена серьезно следить, чтобы не допустить спекулятивных всплесков на фоне ситуации в сельском хозяйстве России».

Враг у ворот

Как видим, государство, по привычке, старается найти врага. То критикуют вино со шпротами из соседних республик, то кризис объявят западной заразой. В этот раз кошмарят бациллы спекуляции, но нынешние «спекулятивные всплески» являют собой логичное развитие событий последних двух лет. Многие аграрии, растратившие оборотные средства в последние годы, благодаря не самым лучшим условиям для конкуренции и отсутствия ощутимой поддержки от власти в нынешнее, как оказалось, «хлебное» время пытаются получить осязаемую прибыль на росте цен. Можно сколько угодно предавать их анафеме за отсутствие социальной ответственности, но бизнес есть бизнес.

Хлебом едины

И, казалось бы, томичам не из-за чего волноваться. Село рапортует, что уборка урожая будет трудной, но вполне плодотворной, а каждому спекулянту (по российской традиции) пришлют доктора. Но не все так ладно в королевстве Датском.

«С точки зрения зерна, СФО - достаточно специфический регион. В цене на зерно из СФО достаточно большую часть занимают транспортные расходы. Если рынок конкурентен, то поставщики-покупатели ищут альтернативу поставки и сравнивают цены на месте потребления. Таким образом, если цена очень высока в Центральном федеральном округе, то, скорей всего, в СФО цена будет равна: цена ЦФО минус  транспортные расходы на доставку в данный округ, - объясняет ситуацию заместитель генерального директора по коммерции ЗАО «Сибирская Аграрная Группа» Ирина Егорушкина, -  Следовательно, для местного производителя цена будет ниже, так как исключается транспортная составляющая. Но не  надо обольщаться: обычно СФО не являлся донором по зерну, а, наоборот, завозил зерно из других регионов. В текущем году более точно на этот вопрос можно будет ответить при подведении итогов уборочной кампании и расчета баланса зерна».

Дать прогнозы относительно цен на продукты, производимые ЗАО «Сибирская аграрная группа» в холдинге пока не решаются.

«Учитывая текущую нестабильную ситуацию, сейчас очень трудно предположить, когда и на сколько изменяться цены, – резюмирует Ирина Егорушкина».

Молочная братия

В зерновом сценарии последняя сцена будет дописана осенью и пока неизвестно будет ли хэппи-энд. Тогда и установятся окончательные цены на хлеб, водку, муку, мясо. «Молочка» же все лето «снималась в драме».

«Цена на сырье по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла в Томской области на 45%. Это связано с поздним наступлением весны в Сибири и засухой в Центральной части России, а также с конъюнктурой мирового рынка, - рассказывает Татьяна Ткаченко, директор по связям с общественностью компании «Юнимилк-Новосибирск», - согласно официальным данным Минсельхоза России, снижение валовых надоев - около 6% по Томской области и 5% по СФО, но мы уже сейчас ощущаем нехватку сырья и прогнозируем его дефицит осенью и зимой 2010-2011 гг. Лето 2010 года - первое в истории нашей компании, когда вопрос о профиците сырья летом, в сезон большого молока, даже не стоял».

И пока «доктора» из ФАС ставят прививки нерадивым, цены, вопреки инъекциям, ползут вверх.

«В среднем на 8-10%. повышение цен прошло недавно и коснулось всех категорий продуктов, а более всего -  среднего и премиум-сегмента. Это вынужденная мера, связанная с резким подорожанием сырья: мы, как и все переработчики, сдерживаем рост потребительских цен даже не из соображений абстрактной социальной ответственности: это всегда приводит к снижению спроса, но в этом году стоимость сырья растет так драматично, что сдерживать рост стоимости на полке за счет своей маржи мы уже не в состоянии».

Говорит и отказывается розница

«Розница» пока пытается бороться с повышением цен. В разных точках страны торговые сети стараются сдерживать уровень цен на социально значимые группы товаров. У кого-то еще остались запасы продуктов, которые можно сбывать без новых наценок. Некоторые продают себе в убыток или расторгают соглашения с поставщиками. Слишком уж много проблем принесет им резкое увеличение стоимости на основное содержимое потребительской корзины – как со стороны общества, так и властей. К примеру, по новому Закону о торговле государство вправе вмешаться в процесс ценообразования, если тот или иной товар поднимется в цене на 30 процентов за 30 дней. Поэтому сдерживать ценовой напор на недорогие буханки и батоны ритейлеры еще могут, а на другие важные группы товаров уже не в состоянии.

«Наши поставщики цены взвинтили очень сильно. И отношения с ними складываются не самые простые. Впрочем, они и сами  в шоке от сложившейся ситуации. В частности, у нас сильно подражали крупы и мясные продукты. Цена на импортное мясо поднялись процентов на 20-25. Крупы подрожали от 40 до 50 процентов. Гречка, к примеру,  подорожала на 70%. В связи с этим, мы ожидаем серьезное падение спроса. Не секрет, что люди уже сейчас активно переориентируется на более дешевые продукты, - рассказывает менеджер по закупкам гастрономов «Верхний» и «Нижний».

В «Быстрономе» и «Холидей-классик» отказались от комментариев, а в «Регионмарте» (сеть супермаркетов «Поляна» - прим. ред.) предполагают, что ситуация с ростом цен вскоре нормализируется и во всем винят спекуляцию.

«В последнее время  мы стали получать заявки на повышение цен от поставщиков муки, крупы, сахара. Запросы при этом существенно выше обычных сезонных изменений: предлагаемый рост – до 40%. Мы пытаемся сдержать запросы поставщиков, требуя обоснований. Повышение цен пока сдерживаем за счет уменьшения нашей наценки и доходности. Думаем, что  этот всплеск спекулятивный и через 2-3 недели рост откатится назад, тем более, что правительство уже принимает необходимые меры - считает заместитель генерального директора «Регионмарта» Ирина Арабьян.

Поставщики, в свою очередь, также стараются пойти навстречу рознице. По словам Татьяны Ткаченко, перед повышением цен томским ритейлерам были предоставлены все аналитические материалы, обосновывавшие увеличение отпускных цен на продукцию компании «Юнимилк». И на данный момент, нет прецедентов о расторжении договоров – все ведь в одной лодке.

Свое мнение об отношениях с торговыми сетями предоставили и в «Сибирской аграрной группе»:   

«Отношение с ритейлерами у всех производителей очень неоднозначны. Если производитель повышает цену, то этот факт довольно непросто согласовать с торговыми сетями – сети никогда не шли на это легко. Главное, чтобы в таких условиях сети сами не начали повышать цены, чтобы они также не повышали свои требования в отношение производителей относительно вознаграждений, бонусов и скидок (которые на сегодняшний день не может отрегулировать даже новый закон)».

Мелкая же розница не имеет достаточных ресурсов, чтобы удерживать цены на определенные продукты, и поэтому крепко привязана к прайсам поставщиков. В магазинах шаговой доступности хлеб еще отпускают по старой цене, а молоко от «Юнимилка» и колбасы от «Сибирской аграрной группы» уже сменили цифры на ценниках, прибавив «в весе» от 5 до 10 процентов.

Дефицит no pasaran

Пустые прилавки конца 80-х-начала 90-х годов, возможно, до сих пор являются в кошмарах многим россиянам. Для них есть хорошие новости: дефицита не будет. На производство хлеба и кондитерских изделий России требуется 20-25 миллионов тонн зерна. Даже в этом году его уже собрали гораздо больше. Плюс имеются запасы с прошлого года.

А вот по урожаю круп в России статистика не столь убедительна. Гречка, которую в остальном мире не очень то жалуют, действительно вскоре может оказаться дефицитным товаром. Урожай этой зерновой культуры прогнозируют на уровне 500 тысяч тонн (при стандартных 900). На нее уже жаловались в «Верхнем» и «Нижнем» гастрономе, в других томских торговых сетях этот продукт также заметно подорожал.

Ситуацию с молочной продукцией проясняла директор по связям с общественностью компании «Юнимилк-Новосибирск».

«В самое ближайшее время – дефицита не будет, а в сезон "низкого молока" - безусловно. Вопрос, что считать дефицитом: полное отсутствие молочной продукции на полках или некоторых брендов, категорий, продуктов. Первого, скорее всего, не случится. А второе - более чем возможно. Проблема в том, что в кризисное время спрос вырастает на низкомаржинальную продукцию - самое дешевое молоко в пакетах, кефир. Зимой производители и так выпускают эти продукты себе в убыток и, чтобы продержаться, стараются, напротив, увеличить выпуск высокомаржинальных категорий.

Для нас дефицит - это когда мы не можем в полном объеме выполнить заявку на поставку готовой продукции от торговли. Для потребителей - когда они не могут купить нужный им продукт, а для властей - когда к ним начинают поступать письма от населения. Боюсь, в этом смысле дефицита не избежать. Но до угрозы продовольственной безопасности и голода дело не дойдет, - полагает Татьяна Ткаченко».

Падение спроса?

Стоит ли ожидать в таких условиях падение покупательского спроса? Откажутся ли горожане от хамона в пользу ливерной? Приобретут ли продуктовые дискаунтеры новых клиентов? Давать прогнозы бессмысленно – все по своим местам (цены и ожидания) расставят результаты уборочной кfмпании. По мнению заместитель генерального директора по коммерции ЗАО «Сибирская Аграрная Группа», стоит опасаться совершенно противоположных последствий.

«Падения спроса ожидать не стоит. Главное, чтобы страна не получила неоправданный и даже ажиотажный спрос потребителей, который на сегодняшний день очень сильно подогревается СМИ, - говорит Ирина Егорушкина, - как вы думаете, что будет делать потребитель в таком информационном поле, когда вокруг постоянно говорят о росте цен на зерно и огромном неурожае? Я думаю, что он пойдет создавать запасы на зиму, закупать все, что можно долго хранить, тем самым еще больше увеличивая спрос и подогревая рынок».

Между тем треть россиян уже готовятся к повышению цен минимум на 10 %. Но все же маловероятно, что 45 миллионов человек резко бросятся закупать спички, соль, муку и коптить мясо. Так что коллапс в любом случае отменяется.

Евгений Рожков



31 Августа 2010

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 2887 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей