ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Юлий Буркин о своих книгах, издательском бизнесе, бестселлерах и литературной поденщине

Юлий Буркин не нуждается в особом представление. В нашем городе он достаточно известная личность. Его книги стоят у многих на полках, статьи будоражат умы томских Интернет пользователей. В этот раз разговор изначально зашел о соприкосновение бизнеса и литературной деятельности. Но все оказалось гораздо сложнее… Впрочем, читайте сами.

Юлий Сергеевич, вы известный томский писатель. Скажите, возможно ли прожить в Томске на доходы от литературной деятельности?

Это очень относительное понятие «возможно ли прожить НА». Кто-то вам скажет, что возможно прожить и на собирании бутылок. А для кого-то невозможно прожить на зарплату в 15-20 тысяч рублей. Более корректным будет вопрос – «Можно ли жить нормально?» Но что считать нормой? Для каждого она разная. Можно ли жить как среднестатистический житель города Томска? Конечно, можно. Это первое.

Теперь второе. Что считать литературной деятельностью. Можно ли зарабатывать писанием слов, которые складываются в предложения, а потом нечто в форме книги? Само собой. Этим занимаются в нашей стране многие сотни, даже тысячи людей. Это, так сказать, «литературная деятельность». Или мы говорим о людях создающих художественные произведения? Таких значительно меньше. Но если не разделять, то есть два варианта: или писать и издавать по две-три «одноразовые» книжки в год. Или делать это медленнее, качественнее, но так, чтобы твои книги впоследствии многократно переиздавались и допечатывались, вновь принося какие-то деньги.

А в Москве? Там было бы проще?

Я в этом не уверен. Я часто бываю в Москве, иногда живу там около месяца. И после возвращения в Томск я традиционно захожу в дом пива «У Крюгера». Сажусь, выпиваю пару кружек «Нефильтроффа». И потом беру счет и радостно удивляюсь. Как мы хорошо тут живем! Если бы я пришел в Москве в заведение примерно такого же уровня и взял бы пиво такого же качества, то выложил бы тысячи полторы рублей. То есть, зарабатывая там в два-три раза больше, чтобы поддерживать свой нынешний образ жизни, тратить ты будешь больше в десять раз. Дефицит бюджета, так сказать, будет более заметен.

В столице человеку, владеющему словом, конечно, намного больше возможностей. К примеру, заболел сценарист, а сериал должен продолжаться. Нужно для следующей серии срочно написать сценарий. Кого-нибудь срочно ищут «вслепую», делают с ним одну серию… В итоге бывает, что новый сценарист даже лучше того, кто заболел. Соответственно, либо заменяется заболевший, либо в следующий проект зовут этого новичка. Или, например, люди хотят снять кино по книге, а писатель как правило не может написать сценарий по своей книге, по живому резать. В таком случае ищется сценарист в литературной среде. И так далее, и так далее… Но я все же говорю о «литературной работе», а  не о Творчестве с большой буквы. То есть, возможностей неожиданно засветиться, получить неожиданную подработку, «халтуру», которая, возможно, принесет тебе денег даже больше, чем все твое творчество, намного больше. А так как там достаточно народу готового к такой «поденной» работе, никто не станет искать кадры в регионах, читать какие-то резюме. Только по рекомендации, только те, с кем можно быстро встретиться и поговорить лицом к лицу.

В Томске подобная работа существует? К примеру, Кресс внезапно решил заказать свою биографию…

Да, но я с этим не связывался никогда. Мне и предложений не поступало. Может быть, заказчики как-то чувствуют, что я не буду этим заниматься. Я бы очень хорошо подумал, прежде чем браться за такой труд. Последнее, что я подобное видел – книга об Александре Макарове, которая написана Андреем Олеаром и Владимиром Костиным. В книге это и не скрывается. Как она была оплачена, я не знаю. Наверное, хорошо. Но это все же не литература. Не только не художественная,  это вообще не литература. Претензий к Олеару и Костину нет, это люди и умные, и талантливые, дело в самом жанре, в заказе. Книга слабенькая и «сладенькая». Буквально через год, после выхода этой книги, Макарова арестовали. И теперь книга эта не имеет абсолютно никакой ценности. Так зачем с этим связываться!? Заработать какое-то количество легких денег? Всё равно не оправдано, ведь переизданий не будет. А на самом деле, думаю, на основе реальной биографии Макарова можно было бы сделать шикарный роман, судьба ведь неординарная… Только вот он бы за него платить не стал.

Если говорить о вас, то, какие из ваших книг самые популярные?

У меня 10 или 12 книг – смотря как считать: одна из книг состоит из трех вполне самостоятельных частей, и она издана и одним толстым томом, и тремя тонкими. Из всех этих книг у меня ни разу не переиздавалась только одна – «Бриллиантовый дождь». При том, что сам я ее достаточно высоко оцениваю. Рекордсмен по переизданиям - повесть «Бабочка и Василиск», которая выдержала уже 13, переведена на французский и польский языки. И если уж мы говорим о деньгах, то за каждое переиздание я что-то получал. Может быть, и невеликие деньги, но когда их перемножить на количество переизданий, понимаешь, что вещь «золотая».

Очень хорошо меня «подкармливала» в течение последних 5-7 лет книга «Остров Русь», написанная в соавторстве с Сережей Лукьяненко. Это, конечно, заслуга Сергея, раскрученности его имени. Она продается, допечатывается, по ней сделана компьютерная игра, записана аудиокнига, снят фильм «Озирис Нуна». Позже мы с сыном написали продолжение («Остров Русь-2 или принцесса Леокады» - прим. ред.). Если честно, продолжение очень слабое. Это как раз «литературная работа», это нужно было сделать. Но я не жалею, ведь положительный эффект все равно есть: выпуская продолжение, издательство сделала и большую допечатку первой книги, в двух сериях...

Примерно каждые 2-3 года переиздается книга, которую мы написали с Константином Фадеевым - «Осколки Неба или подлинная история «Битлз». Из всего, что я написал, эту книгу я люблю больше всего. И мне очень приятно, что она не забывается, и постоянно подрастают новые поколения ее читателей. Ну, а самая «именитая» книжка, обласканная критиками и призами – роман «Цвет на нашем пепле»...

Вообще, если кому-то действительно интересно мое собственное мнение о своих книгах, то к своему 50-летию я сделал себе подарок – написал статью «Честное слово о себе как писателе», где ничего не скрывал и не приукрашивал, и выложил на своем сайте. (http://burkin.rusf.ru/books/chestnoe/chestnoe.htm - прим. ред.)

Юлий Сергеевич, а вы следите за продажами ваших книг? Изменились ли объемы продаж с кризисом?

Скажу, что книжный бизнес – дело совершенно особое. Здесь свои завихрения. Сейчас есть ощущение кризиса перепроизводства. То есть, в магазинах скопилось огромное количество книг, в которых читателю уже трудно разобраться. Это, в первую очередь, связано с новыми типографическими технологиями. Раньше издателю было важно издать не менее десяти тысяч экземпляров и продать их, потому что при меньшем тираже книга будет иметь очень высокую себестоимость и точно себя не окупит. А чтобы продать 10000 книг, необходимо найти текст, который по тем или иным причинам гарантированно привлечет такое большое количество читателей-покупателей. Сейчас же можно начинать с нулевого тиража. Напечатали 100 экземпляров, продали. «Пошло», напечатали еще. Поэтому печатается абсолютно все. Как результат, напечатано столько, что от этого никто не выиграл. Все проиграли. Только лишь писатели с большими именами, раскрутившиеся до того, как все это случилось, сейчас нормально существуют. Писатели моего, так скажем, уровня популярности (а он не такой уж высокий), почувствовали этот кризис перепроизводства на своей шкуре. Могу сказать, что продается все очень плохо. Впрочем, это подтверждают все.

Может быть, у вас на такой случай есть рецепт бестселлера?

Нет, ведь сам я никогда не ставил перед собой такой задачи. Но, я думаю, что это возможно. Бестселлер – это то, что хорошо продается, и это никак не связано с качеством книги. У меня, конечно, есть желание, чтобы мои книги хорошо продавались. Но сначала я пишу ХОРОШУЮ книгу и впоследствии очень хочу, чтобы ее прочитали многие, и она принесла мне доход. Здесь же многое зависит от большой рекламной компании. Книжный рынок, к сожалению, потихоньку увязывается с пиаром, с жесткими рекламными ходами. В московском метро уже можно прочитать: «Бушков – это ваш писатель». Все это ничего не говорит о качестве книги. Это говорит только о том, какой бюджет заложен в рекламу. Между собой никак не сопрягается качество текста и его раскручиваемость. А кто приходит к выводу, что эту книгу надо раскручивать? Тот, кто в нее деньги и вложил.

И  последний вопрос. Что бы вы посоветовали начинающим писателям?

Есть одна хорошая книга у Юрия Никитина. Называется «Как стать писателем». Приведу оттуда примерную цитату. Абсолютно все умеют писать. Так с какой стати ты решил, что именно то, что напишешь ты – хорошо? Это твое мнение? Мнение твоих друзей? Твои друзья тебя любят, но это не довод. Если ты все же считаешь, что написанное тобой – хорошо, почему тебе должны за это заплатить? Почему ты считаешь, что твоя книга будет продаваться огромными тиражами? Ты так умеешь подстроиться под толпу?  А толпа ведь она дура в основном… Очень много задается вопросов в этой книге. И когда дочитываешь, понимаешь, что совершенно нереально ставить перед собой задачу стать популярным писателем. Это глупо. Это как стать профессиональным игроком. Ты можешь любить играть, тратишь деньги и силы на это. И тебе даже может повезти, и ты выиграешь… Но стоит ли на это рассчитывать? Ты любишь писать, тебе может повезти, дела пойдут в гору. Но связано ли это напрямую с качеством того, что ты делаешь? Сегодня ты выигрываешь, но в следующий раз, при всем своем таланте, ты можешь проиграть. Это Игра, не более. Я не знаю книги лучше «Мастера и Маргариты», а ведь ее автор даже не видел ее изданной. Любишь литературу, «не можешь не писать» – пиши, повезет, еще и заработаешь. Но не тешь иллюзий, не ставь задачу заработка во главу угла. Ищи его в других видах деятельности. Я своему сыну (Станислав Буркин, лауреат Национальный премии «Дебют» - прим. ред.) тысячу раз советовал не рассчитывать на писательскую деятельность, как на основной заработок. Он внял.



9 Августа 2010

Комментарии: 1

Ирина   12 августа 2010   ответить
Юлий, с интересом прочла интервью, творчество ваше очень уважаю, долго могу о нем рассуждать, трилогия "Остров Русь" - это юморная классная вещь. Фильм "Азирис Нуна" интересен, но повесть лучше! Кстати, каково ваше мнение о фильме? Не согласна по поводу книги о Макарове!!! Я ее купила после его ареста, т.к. именно после него она стала особенно ценной в ракурсе того, как расходится пиар с реальностью.

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 2695 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей