ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Медовый бизнес Томской области

Томский мед – самый лучший

Что-что, наш местный мед? А он хороший? Ну, не знаем, не уверены… Так рассуждает большая часть непросвещенного населения. А между тем, в Томске просто замечательный мед. Просто уникальный! Знатоки, которые действительно разбираются в меде, признают это безоговорочно. А вот народ, что называется, не в курсе. Все знают и любят алтайский, башкирский медок, но он там, в основном, собирается с полей – гречишный, донник. По вкусу, аромату и составу такой монофлорный мед беднее нашего.  Томский же мед – таежный, собирается с большого количества трав: как утверждают местные пчеловоды, в его состав входят до 15 медоносов.  Это очень много! С помощью лабораторных исследований доказано, что по уровню диастазы (особого фермента, отвечающего за подлинность и качество) томский мед стоит на первом месте в России! Так что же получается, томский мед – это наш бренд, наше достояние, не хуже деревянного зодчества? Тогда почему томичи ничего об этом не знают? И почему мы не развиваем столь важное направление?

Самые медовые места у нас в Томской области – Томский и Зырянский районы, Кривошеинский и Кожевниковский, есть пасеки в Чаинском и Асиновском районах. То бишь, есть мастера, есть и традиции. В советские времена на территории области располагались крупные пчеловодческие хозяйства – в основном, при совхозах. Каждая пасека была на учете, каждая пчелосемья имела свой паспорт, мед принимали большие заготконторы. Потом совхозы развалились, а вместе с ними рухнула и хорошо отлаженная «медовая структура».  И теперь томским пасечникам приходится строить бизнес поодиночке, на свой страх и риск, и лишь немногим удается выйти со сладким товаром за пределы родной деревни или района. Вот один из немногих примеров.

Бизнес? Скорее, дело жизни…

«Медовая» фирма «Дары природы» родом из Шегарского района. Основатели ее – пасечники Дылдины из Жарковки, которые сначала использовали мед для собственных нужд, а потом поставили дело на поток и теперь торгуют в Томске.

- Пасеку мы завели 12 лет назад, - рассказывает Наталья Дылдина (кстати, на снимке – это как раз она), - вот как родилась младшая дочка, так и завели. Начинали с одного улья, теперь опыта побольше.  Но 12 лет для пасечника – это не стаж, я вам скажу. У настоящего пчеловода стаж должен быть 30-40 лет – вот тогда он действительно становится Мастером с большой буквы. А мы пока в начале пути… Но основа для развития уже есть.  

Сначала Дылдины реализовывали мед в своем Шегарском районе, но нужда заставила выйти на «большой рынок»:

- Перекупщики предлагали такие бросовые цены, что нам с тремя детьми совершенно невозможно было прокормиться, - сетует Наталья, - ведь сезон длится только полгода, а потом еще как-то жить надо. Поэтому 5 лет назад мы стали торговать медом уже в Томске. Теперь у нас в городе уже 3 «точки».

Нужно иметь не менее 100 ульев, чтобы заниматься торговлей меда, что называется, с размахом. Сейчас пасека Дылдиных располагается в очень удачном месте, вдалеке «от шума городского».  В Шегарском районе теперь много брошенных земель, здесь не пашут, не сеют, моторами не дымят, природу присутствием цивилизации не оскорбляют. С одной стороны – печально. С другой точки зрения – это рай для пчелок. Вокруг – дикие, натуральные, не сеяные медоносы. Пчела летает от улья на 2 километра, все заросшие вкусной и сладкой травой поля в ее полном распоряжении. Оттого мед получается богатый, душистый.

Однако с одним лишь медом Дылдины не подняли бы свою маленькую фирму. На всех точках продается не только медок, но и  продукты пчеловодства, и просто товары для красоты и здоровья.  Многое они, конечно же, не производят сами – покупают в «родственных» фирмах. Однако контролируют покупной товар так же жестко, как и свой собственный продукт. И начинают всегда с мизерных партий – 5 баночек нового крема или 6 бутылочек эфирного масла – смотрят, если ли у народа интерес, и только после такой тщательной проверки начинают заниматься регулярными поставками.

Что касается цены на главный продукт, она устанавливается в процессе переговоров с другими пасечниками – то есть, простым естественным образом (но не путем злодейского сговора – замечание для антимонопольного). Сейчас в торговых «точках» у Дылдиных мед стоит от 310 до 450 рублей за килограмм.  Ассортимент стараются держать разнообразный, чтобы на все случаи жизни нашлась своя «ложка меда».

- Конечно, я сама уже не могу работать сразу на трех своих точках, но я осуществляю завоз меда и контроль, - говорит Наталья Дылдина, - я подбираю хороших продавцов, обучаю их – это люди надежные и проверенные. Несколько дней я работаю на пасеке, затем еду в Томск: оббежала все точки, подвезла товар, всех попроведовала, все проверила, проблемы решила – и снова на пасеку. Муж у меня пчелами занимается, я – сбытом, он мне помогает, я ему. Дети тоже помогают, конечно. Вот у всех картошку садят всей семьей, а мы все вместе качаем мед. Вот такая у нас специфика работы. Бизнес ли это? Для нас, скорее, дело жизни.

И это действительно так, потому что пчеловодство - крайне сложный и специфичный бизнес. Томские пчеловоды и вовсе трудятся в очень сложных условиях. В этом бизнесе большую роль играет природный фактор, а у нас такие суровые зимы и такая неустойчивая погода – нынешний год тому яркий пример. Вот на Алтае все, кажется, приспособлено для сбора меда. Развитое сельское хозяйство, огромные поля – собирай себе мед от рассвета до заката. Сибирякам же мед достается тяжело.  А после того как собрал медок, попробуй, еще продай его!

- И все же у нас не стоит такой цели – обмануть покупателя, заставить его купить товар любой ценой, - говорит Наталья, - вот, к примеру, подошла сегодня бабушка, хотела купить пыльцу. И я говорю ей – мол, зачем же, вы подождите чуть-чуть, ведь совсем скоро будет новая свежая пыльца. Я могу себе это позволить – вести себя с покупателем по-человечески, по-доброму. И я только так и хочу работать.

У фирмы «Дары природы» скоро появится свой сайт. И не только для того, чтобы рассказать о себе и представить свою продукцию. Основная цель – общение с населением, ответы на вопросы. А эти вопросы, без сомнения, будут – с каждым годом народ все больше интересуется медом как натуральным природным продуктом и лекарством.

На свой страх и риск

Томские пчеловоды работают, как правило, только в рамках области, у них не хватает возможностей для того, чтобы перешагнуть ее рубежи и предложить наш уникальный медок хотя бы соседям.  Всё своими силами: изучение рынка, создание торговых мест, реклама… Ну и ладно, скажет скептик, все так работают, не только пасечники. Да нет, не ладно дело -  коли уж говорим об обеспечении области своими продуктами, о поддержке местных производителей, так и давайте оказывать помощь хотя бы самым трудоемким видам бизнеса!


- Во всем мире такая отрасль, как пчеловодство, работает по принципиально другим законам, - говорит Галина Гребенникова, директор Томской областной ветеринарной лаборатории и эксперт по меду, - эта деятельность считается государственно важной, и поддерживается разного рода дотациями. Дело в том, что главным здесь является даже не получение меда, а сохранение равновесия в природе – например, за счет опыления полей. Вот поэтому государство и помогает пчеловодам, оно заинтересовано в том, чтобы пасеки существовали и выполняли свою функцию.  Вот потому затраты на этот бизнес по большей части окупаются государством, а мед пчеловоды могут использовать полностью на свои нужды, получать чистую прибыль от его продажи. У нас же государство не только не помогает пчеловодам, но еще и берет налог. То есть, у нас отношение к пчеловодству – как к рядовому бизнесу, а не как к экологическому фактору государственной важности.   

Так вот где «собака зарыта».  Значение такой отрасли как пчеловодство изначально неверно понимается и трактуется государством российским и его законами. Оттого и политика по отношению к пчеловодам такова: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».

Впрочем, кое-что можно сделать и на местном уровне. Сказать, что в Томской области существует специальная программа по поддержке местного пчеловодства – значит, размечтаться не на шутку. Нет такой программы. Но, по мнению специалистов из департамента потребительского рынка обладминистрации, медовый бизнес в Томской области все же развивается: с 2004 по 2009 год количество пасек увеличилось в 2,2 раза (было 416, стало 911). Мед из других регионов теперь тоже меньше завозят – для сравнения,  81,2 тонна в 2006 году и 22 тонны в 2008 году.

Почему же этот бизнес развивается вопреки всему? Ответ простой – надо ж как-то жить, особенно в деревне! Первоначальные вложения в этот бизнес составляют несколько десятков тысяч, прибыль (при должном умении) будет уже через год. Потом количество ульев будет расти, подрастут и расходы, но увеличится и прибыль. Если бы не окаянный природный фактор, если бы не сезонность и болезни пчел, этот вид деятельности мог бы стать вполне привлекательным. А то ведь иной год и вовсе без прибыли остаешься…

Единственное, что у нас в области специально сделано для пчеловодов, – это ярмарки «Медовый спас». Но, спору нет, дело это полезное и нужное.  Ярмарки стали проводиться с 2002 года по инициативе департамента потребительского рынка обладминистрации, и с тех пор пользуются популярностью как у покупателей, так и у пчеловодов.

 Проводится «Медовый спас» в середине августа в полном соответствии с православным праздником. Ему более десяти веков, в этот день мед сначала освящают, а потом угощают всех жалеющих: считается, что это залог богатого урожая в будущем году. Так вот, сначала затею с ярмаркой сочли авантюрой.  Она должна была  проводиться на Областном рынке, а здесь и так круглый год торгуют медом. Кстати, по большей части именно нашим, сибирским, перекупщики из Алтая обосновались на Центральном рынке. Так зачем же еще и специальное мероприятие организовывать? Тем не менее, все прошло вполне успешно – медом торговали 40 пасечников из 5 районов.  В 2006 году на медовой ярмарке было уже 60 пчеловодов из 9 районов, в 2007, например, уже 70,  в 2008 году объем привезенного на ярмарку меда также вырос.

Так что инициатива оправдалась: для пчеловодов ярмарка выгодна тем, что места здесь предоставляются бесплатно, горожане же, в свою очередь, могут купить здесь мед значительно дешевле – процентов на 15-20, а к вечеру цена падает еще больше.  Так что ждите ярмарку-2010 и вперед, за сибирским медом!

И вообще, давайте уже поддержим местного производителя! Тем более что настоящие пчеловоды – это особенные люди, с пчелами далеко не каждый сможет работать.

- Мы не просто медом торгуем, мы не торгаши, - с улыбкой говорит Наталья Дылдина, - мы помогаем людям - вот такая наша цель и миссия. Мы ручаемся за наш мед, отвечаем за него головой, он нужен и полезен людям. Когда начинаешь так понимать свое предназначение, свою деятельность, тогда все становится на свои места.

Алла Ивонина
Фото – Никита Ивонин


3 Июня 2010

Комментарии: 3

координатор   26 марта 2011   ответить
здорово
низюк   26 марта 2011   ответить
отлично
Шершень    28 июня 2011   ответить
"Все знают и любят алтайский, башкирский медок, но он там, в основном, собирается с полей – гречишный, донник. По вкусу, аромату и составу такой монофлорный мед беднее нашего"

Посмеяло.
"Таёжный мёд" на лопухах, репье и шиповнике оказывается самый лучший. Вон оно как. Бедные, бедные алтайские пчеловоды...

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 7740 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей