ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Борис Перцев: «Быть по жизни скромным, но в профессии – немножко хулиганом!»

Художественное творчество и заработок. Можно ли совмещать эти, казалось бы, абсолютно разные понятия? Своими мыслями поделился томский художник-карикатурист Борис Перцев.

Справка:
Перцев Борис Николаевич. Родился в 1958 году в г. Комсомольск-на-Амуре. Окончил Кемеровское художественное училище. Увлечения: все связано с понятием визуальной культуры («Если только съездить на этюды и там порыбачить…»)

Борис Перцев, томский художник

Художник во втором поколении

- С горем пополам я окончил восемь классов. Ушел к отцу работать в бригаду оформителей. Занимался этим до армии. После поступил в Кемеровское художественное училище. Отучился четыре года. Дальше было распределение (всех распределяли по районам Кузбасса). И я его проспал. Пришел, а все уже уехали… Директор мне – ну, что же ты так? Тут приезжают из Томска (областного центра!), они тоже опоздали. Меня взяли! Поработал я, правда, с ними недолго. Рисовал плакаты «Слава КПСС!» и тому подобное. Началась перестройка, всё изменилось. Как-то обратил внимание на одного местного художника, его картинки покупают, имя звучит, выставки проходят. Твердо решил: надо делать себе имя.

В армии и еще со школы занимался шаржами и карикатурами. Учителей рисовал прямо на учебниках. Так что первыми я занялся именно карикатурами. Как пробился? Очень все просто: главное – смелость и некий нахрап. Почитал местные газеты, сделал штук десять карикатур. Под мышку – и пошел. Возле мэрии подумал: «Пойду по Фрунзе!» И первым зданием оказалось старое помещение «Томского вестника». Мои рисунки взяли. И началось. Сначала это был небольшой заработок, любительство. Примером для меня стали карикатуры центральных изданий: как делаются, на что особый удар. Но не срисовывал! Учителя мои – москвичи Смирнов и Меринов (хотя они между собой не дружат). Подходит ко мне ответственный секретарь через полтора месяца и предлагает ставку с трудовым договором. Дело в том, что я рисовал карикатуры не только для «Томского вестника», вот они обиделись и решили прибрать молодое дарование. Я уточнил: могу ли работать для изданий из других областей? «Пожалуйста, пожалуйста. Но в Томске – только у нас!»

Мой отец был художником. Правда, самоучкой. Война помешала получить образование. Но он участвовал в выставках. Постоянно передо мной были этюдник, краски, карандаши. Первый рисунок не помню… В детском саду это было, лебеди и лоси какие-то. Хвалили. А вот в школе учебники у меня все были разрисованные. И тетради тоже. Такими заметками и рисунками на полях – маргиналиями. Это некие зарисовки, пометки. Когда проверяли учебники, мои были самыми грязными. Портреты всех литераторов были переделаны под битлов. Шариковой ручкой.

Борис Перцев

Художественное образование в Томске

- Уровень обучения изобразительному искусству в Томске по пятибалльной системе могу оценить на «четыре». Очень многое зависит от самого студента. Одни академии заканчивают и не продолжают развиваться в этом направлении. Бывает, с институтским образованием продвигается человек. Вот смотришь: учатся. Этот троечник. Другой – отличник. А дальше идет развитие. И по газетам, новостям видишь, что троечник начал подниматься. Отличники куда-то исчезли. Поэтому я всегда своим студентам говорю: тройка – замечательная оценка.

Всё зависит от человека, будет ли он работать в этой сфере. Если у него есть желание высказаться, то никуда от этого не денешься. Изображать что-либо – это понятие высказывания. Вот заказ, когда хочешь или не хочешь, надо сделать, чтобы получить деньги. А просто вечерком что-нибудь для себя набросать – опять же высказаться. И вот если в натуре присутствует это свойство, тогда человек будет работать. И не важно, закончил он «кулёк» или любительствует.

Борис Перцев

Борис Перцев

Шаржи или акварели?

- Устаю от карикатур, перехожу на акварель. Устал от лирики, возвращаюсь к жесткому. А насчет того, что интересного у других… Сложно сказать. Вот даже этикетка иногда глянется: по ритму, по цветовому соотношению. Нравится и всё. Трудно мне объяснить, потому что во мне живет понятие визуальной культуры. Через любую картинку передается настроение. С опытом приходит такой момент: вот смотришь на работу и чувствуешь, как действовал человек, о чем думал. Всё его эмоциональное состояние. Не остаюсь равнодушным к тому, во что вкладываются труд и душа.

Как заработать в Томске?

- «Сайгачить» надо. Не жаловаться на судьбу. Художники часто жалуются на судьбу, мол, прижимают, нет хороших заказов. Я сижу на мелких заказах (журналы, газеты). Из Москвы иногда приходят задания, тоже по графическим шаржам. Вот до кризиса художники многие брали на себя делать ресторан. Это фактически полгода отдыхать, можно ездить за границу. У меня такого нет, я «сайгачу». Постоянно есть мелкие заказы. Мне даже некогда на судьбу жаловаться.

Зарабатывать можно, поверьте. Сейчас через Интернет полно возможностей! Продвигаться просто нужно. В Москве было бы проще, но там и конкуренция другая совсем. Нормальная конкуренция не убивает профессию, а делает её лучше (есть выражение «Конкуренция убьет художника»).

Существуют социальные проекты. Там некоторые хорошо заявляют о себе. Даже просто взять и раскрасить наши серые фонарные столбы в жирафов. Это выложат в Интернете. Кому-то приглянется… Одна преподавательница из ТГАСУ учит студентов: надо самому себе делать заказ. И эффект настанет. Научитесь себе давать заказы и показывать это людям! Сейчас можно не только в журналах выкладывать свои идеи, но и в сети.  Обязательно где-нибудь прорвется. Все зависит от человека, его настырности. И в столицу отправляться не обязательно. Связи нужны, конечно. Но жить можно и в тайге. Хотя в тайге никому не нужны раскрашенные деревья. Ведь наша профессия создана для людей.

Борис Перцев

Заказчик

- Сейчас с заказчиками стало проще. Понятие, что каждый должен заниматься своим делом укрепилось в массах. А вот лет десять назад было тяжеловато. Когда девушка выставляет свой проект, возникает, например, такой вопрос: вот зачем здесь этот идиотский цвет? Требование заказчика. Хорошо. Но имя по этим проектом будет стоять твоё!

Много пишут об этой проблеме: трудно пробить заказчика. Вот он хочет здесь стенку перегородить. Извини, ты будешь здесь спотыкаться. А он: у моего друга такая… Иногда художнику хочется бросить, плюнуть, опустить руки, сделать эту стенку, лишь бы отмучиться и деньги взять. Но это ошибка. Когда парень тот будет спотыкаться - всем объяснит, что вот этот-то мне её сделал. Имя прозвучит ваше! Поэтому заказчика надо убеждать. Хорошая аналогия с врачом. Вы же на приеме у терапевта не будете диктовать, что записать в рецепт?

В Томске рынок заказов и услуг художников самых разных областей пока что в зачаточном состоянии. Продаются картинки, я не спорю. Но это такие маленькие деньги. Есть художники, которые более-менее живут, другие – вообще бедствуют. А некоторые – средненько, «сайгачат», как я. Конечно, и у меня бывают трения с заказчиками. Вот на День святого Валентина я работал в ресторане «Венский двор», тысяча рублей в час. Рисовал посетителей. С крылышками, розочками. Четыре часа отработал – мне понравилось. Рисуешь комплиментарный шарж на девушку. Стоишь и набрасываешь в сторонке. Глазки, губки, не карикатурно, а комплиментарно, вроде поймал её образ, похоже выходит. Подходишь и даришь! Девушка довольна. А её мужчина в претензиях – что же это такое? Она у меня необыкновенная! Я-то понимаю, что он смотрит на свою пассию другими глазами, а не со стороны. Вот такие моменты происходят, да. Кстати, когда на таких вечеринках рисуешь лица, надо периодически отвлекаться. Мужчин рисуешь, и все на одно лицо становятся. С женщинами проще, они себе на праздники любят прически завивать, аксессуарами украшать. Глаз за детали цепляется. У мужчин уже не чувствуешь форму лица. Первый, второй, третий… Шестой, седьмой – всё, надо отдохнуть.

Борис Перцев

Борис Перцев

Никас Сафронов

- Как художника, я его не понимаю, не восхищаюсь искусством. А вот про его коммерческий успех могу поговорить с одобрением. На самом деле многое зависит не от работ мастера, а от его взаимоотношений. Понимаете о чем я? Если буду рисовать шаржи, какие они замечательные бы не были, и с пренебрежением вручать… Кому это понравится? Вот на мероприятии нарисовал девушку. Сидит она с парнем. Надо подойти, извиниться и подарить. Если одна – сказать: «Восхищен!». Вдруг обиделась? Отвечаю: «Извините, красоту не повторишь!». Нужно быть человеком, не надо грубить. Не шарж дарится, не портрет, - вы создаете вечер, моменты и воспоминания. Никас Сафронов – очень дипломатичный человек, говорит то, что надо. Вертится среди московской элиты. Об искусстве можно спорить, это дело вкусовщины. Но объективно: я бы каждому художнику пожелал такой же судьбы. Делать творческие вещи пред-пре-ни-ма-тель-ски.

- Деньги такая вещь. Их же всегда будет мало! Есть другое: удовлетворение от проделанной работы, того, что ты не брошен, тобой интересуются. Ты востребован. В данный момент для Томска моё нынешнее положение вполне нормально, мне кажется. Почему у меня заказывают карикатуры московские издания? В столице за одну попросят пять-шесть тысяч. Я сделают за полторы-две тысячи (томским – за 500 рублей). Для них это копейки. Может быть, москвичи-художники на меня злятся. Ну, и что. Они там, я здесь.

- Молодым неопытным художникам надо быть немножко наглыми. Хоть на улице свою выставку делай – никто не запретит. Общаться с опытными, крутиться в мастерских, заводить связи, делиться опытом. По жизни можно быть скромным, но в профессии – хулиганом! Да, художники не любят выскочек. Но на самом деле это нормально... Всё жду, кто же из молодых начнет заниматься в Томске карикатурами? Чтобы он в затылок мне дышать начал, я зашевелился, почувствовать здоровую конкуренцию, начал новый уровень своего развития. У меня ведь тоже всё еще только впереди!

 

Фото Марии НОВИКОВОЙ
Текст Анны ЛЯН

P.S. Примерная цена вопроса

Наименование, стоимость в рублях

Набор профессиональной акварели «Ленинград» 16 кювет в картоне – 360

Набор масляных красок "Ладога" 12*18 мл в картоне - 530

Угольный карандаш для графики – 30

Набор беличьих кистей (5 штук) - 380

Набор кистей из щетины (5 штук) – 250

Бумага для акварели, 50х65 см, 25 листов - 813

Холст грунтованный, 100% лен, мелкое зерно "экстра", 2,1х5 м, Италия - 12 000

Ткань для живописи (холст негрунтованный) среднезернистая, 100% лен, ширина 2,12 м, Беларусь - 320

Выставка на улице - бесплатно

Выставка в Областном художественном музее - 2-3 картины в фонд музея

Выставка в галерее педагогического университета (Каштак) - бесплатно



3 Марта 2010

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 5353 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей