ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Размышления на тему «Такси и кризис»

По идее, этот бизнес должен был безвозвратно рухнуть. Граждане могут отложить денежки на хлеб и молоко, но никак не на комфортные поездки. Однако обрушения не произошло, и рынок такси каким-то чудом остался на плаву.

 

Серега по фамилии Сусанин

Срочно, срочно нужно уехать! А «маршрутка», будь она неладна,  ускользнула прямо из-под носа. Но ничего, вот они, братцы, стоят – таксомобили всех мастей. Заняли весь «пятачок» у остановки – с недавних пор, раньше здесь было пусто. Тут вам и вполне приличная «Тойота», и «Опелёк» очень сильно подержанный, и пара «Жигулей», и даже старая «горбатая» «Волга». Налетай, выбирай!

За свои кровные хотелось бы проехаться на хорошей иномарочке, туда и направляюсь. Однако водилы тут же спохватились, аж сигаретки свои побросали:

- Ой, не-не, барышня, вот на этой «шестерке» поедете!

- Это почему же?!

- Так Серегина очередь подошла! Мы тут все друг за другом…

Нда, и, похоже, друг за друга горой. Смотри-ка ты, правила свои устанавливают! Можно, конечно, скандал устроить, да только вот нет такой вредоносной (а может, полезной?) привычки. И время поджимает. Что ж, сажусь к Сереге, в его прокуренную и потрепанную машинёшку, адрес называю.

- А где это? – озабоченно спрашивает Серега, - где это такое –        

«Блок-пост»? Никогда там не был. Ну, покажете…

- А почему я-то? Я там тоже не была, мне по работе! Я ж вам деньги плачу, так и везите по адресу!

- Ну, я же не такси! – Вполне логично, как ему кажется, возражает Серега.

Ну да, ну да… Ты явно не такси. Семь потов сошло с бедного Сереги, сотни «Дубль-ГИСов» прокрутилось в его голове, пока мы сообща не отыскали этот безвестный «Блок-пост». На маршрутке, братцы, было бы быстрее. А на такси, кстати, дешевле, потому что вместо положенных 120 рублей парниша-частник содрал с меня все 150 рубликов.

 

Понаехали…

Эта недавняя история довольно точно характеризует ситуацию на томском рынке такси за последние год-полтора. Так сразу и скажем – в период кризиса. Что должно было произойти с этими «предметами роскоши» на колесах в первые же напряженные кризисные дни? По идее, этот бизнес должен был безвозвратно рухнуть. Граждане всегда приберегут денежки на хлеб и молоко, но никак не на «тачки». Понятно почему – наши люди на такси в булочную не ездят.

Однако этого не произошло, рынок такси остался на плаву. В чем-то сильно потерял, где-то уступил, но даже и кое-какую незначительную выгоду от кризиса получил. Количество фирм и фирмочек, занимающихся извозом, осталось практически прежним - около 90-100, точное число вам никто не скажет. Как они до кризиса открывались-закрывались, так и сейчас продолжается этот круговорот. Как это ни странно, нашлось немало смельчаков, которые рискнули открыть свое таксо-дело в столь неблагоприятный момент. Многие тут же разорились, но отнюдь не по причине кризиса, а по собственной глупости и недальновидности. Слишком легким кажется этот хлеб, а он на самом деле черствый и неблагодарный.

А большинство ничего и не открывало – просто в частники пошло, как это было в конце 90-х годов. А что, все законно! Еще в 2005 году отменили лицензию на данный вид деятельности, и начался полный бардак - теперь как таксовать, так и организовывать фирмы могут все, кому не лень.

В целом сейчас по городу колесят около 5 тысяч «тачек» официального и стихийного разлива. Кто-то постоянно, кто-то по вечерам и выходным. И вот этот фактор – небывалый рост количества таксистов – и есть один из самых характерных на сегодняшний день.

А теперь вспомним ситуацию с пресловутым Серегой, описанную выше. Все понятно – многие из «кризисных таксистов» совершенно не подготовлены к новой профессии: не знают города, не ведают стыда и ездят на чем попало. По словам руководителей таксопарков, они порой здорово «достают» профессионалов тем, что занимают «пятачки» для парковки, уводят пассажиров из-под носа, неадекватно ведут себя на дорогах. А им, руководителям, приходится отдуваться за ВЕСЬ рынок такси Томска, за весь этот стихийный беспредел.

Когда директоров собирают в ГАИ, чтобы договориться о сотрудничестве, а заодно и «пожурить» за большое количество аварий с участием такси, беседа выглядит, по меньшей мере, бессмысленно. Не с теми разговаривают. В итоге на подобные собрания стали ходить только самые ответственные – представители такси «Пилот», «Русское», «Пятерочка», объединенных «Мини-такси», «Новое» и «Мустанг», ну, еще парочка руководителей. Остальным, вероятно, не хочется получать тумаки за других. Хотя, похоже, их вообще не интересует проблема в целом, только дела собственной фирмы.

Руководители также сетуют на то, что частники сводят на нет работу по формированию имиджа современного такси. Около пяти лет назад в Томске начался процесс создания цивилизованной услуги – когда фирма закупает целую партию машин одной марки, оформляет весь свой таксопарк в едином стиле, пытается создать постоянный штат водителей и даже пробует сделать ставку на эксклюзив бренда. Например, в такси «Сигма» водителями были только женщины, а ездили они, в основном, на авто «Мазда-Демио».  Сейчас по прежнему телефонному номеру «Сигмы» сурово отвечают – мол, «нет такого такси уже сто лет», но, как говорится, «за попытку спасибо», идея была интересная.

В 2005 году в Томске существовало около 70 такси-фирм и фирмочек. Всего же организованный бизнес в сфере этих услуг прошел недолгий, но тернистый путь длиною почти в 14 лет. Считается, что первое томское частное такси было создано 15 мая 1996 года, и называлось оно «Такси-Успех». Так вот, все это время обобщенный образ таксиста менялся к лучшему – от барыги, продающего паленую водку, до вполне культурного дяденьки и вежливого диспетчера, который желает «водителю - счастливого пути, пассажирам -  приятной поездки». Но нынешний кризис снова отсылает нас к прошлым впечатлениям – опять за рулем грязного  «неведомо чего» сидит небритое «неведомо кто», и жаловаться на его поведение, конечно же, некому.

 

Ну и кадры!

Итак, население активно подалось в таксисты. Конечно же, не только в частники (здесь те, кто работает нерегулярно, или кого ни в какие такси не берут). И тем самым решило одну из тяжелейших проблем бизнеса – кадровую.

Такси – это та сфера услуг в Томске, где, как показывает опыт, условия нередко диктует не работодатель, а водитель-перебежчик. И этого бегуна невозможно ничем запугать, застращать, прижать, чтобы он достойно работал. Схема такая: устроился в приличное такси, неделю отработал, машину поцарапал, клиенту нагрубил, вышел на смену с похмелья, заработал «втык» от начальства, хлопнул дверью, уволился. На следующий день «бегунок» радостно помашет вам из такси другой фирмы. Сегодня в Томске на одного соискателя приходятся 3-4 фирмы, готовые посадить его на своё такси.

У бизнес-сообщества были попытки создать «черный список» недобросовестных водителей – чтобы не брал их никто, не рисковал. Однако любые попытки объединиться, договориться, выработать какую-то общую ДЛЯ ВСЕХ стратегию на томском рынке такси были обречены на провал. Слишком мало тех, кто хотел бы работать цивилизованно, слишком много «шушеры» вращается в этом бизнесе.

Такой «черный список» есть на сайте «Мини-такси», и крупные фирмы им пользуются, а «мелочь», напротив, игнорирует. Например, в такси «Пилот» был такой случай (и далеко не самый криминальный): пришел паренек устраиваться на работу, но когда у него посмотрели водительское удостоверение, оказалось, что получил он его… вчера. И людей возить собрался, отвечать за их безопасность. Из «Пилота» горе-водителя тут же турнули, потому что к кадрам в таких серьезных фирмах и относятся соответственно. И что бы вы думали – уже на следующий день парниша устроился работать в другое такси!

Даже в солидных фирмах со стажем костяк водительского коллектива состоит из нескольких старожилов, не более. Все время идет реклама в «бегущей строке» и газетах, и собеседования с соискателями проводятся буквально каждый день. И так из года в год.

И вот тут, наконец, пришло время упомянуть о положительном влиянии кризиса на рынок услуг такси (ну, хоть что-то!). Проблема хороших кадров на время потеряла остроту, и это, пожалуй, единственный момент, в котором кризис хоть как-то помог. Год назад в такси пришли вполне приличные кадры – бывшие строители, инженеры, менеджеры с высшим образованием, которых сократили или отправили в бессрочный отпуск на основной работе. Эта новая гвардия трудилась серьезно и ответственно, за место свое держалась, вольностей не допускала. Именно эти люди помогли выстоять фирмам в самый тяжелый период. Теперь большая часть бывших таксистов уже возвращается на свои прежние места.

 

Катайся, пока дешево!

Еще одна примета сегодняшнего дня - в Томске сложилась такая редкостная ситуация, когда на «официальном» такси ездить, порой, выгоднее, чем связываться с частником. Во многих городах все наоборот. Например, в Кемерове поездка стоит «от 200 рублей». Конечно, частники здесь определенно могут подзаработать.

В нашем же городе отмечается совершенно уникальная цена на услуги такси. Нет в Томске больше ни одной сферы бизнеса, где держались бы цены 8-9-летней давности. Более того, вряд ли мы можем сказать, что за последние полтора года люди в целях экономии совершенно перестали ездить на такси. Да наоборот! В последнее время (под Новый год, например) ездят и ездят. А чего, собственно, не ездить, когда цены позволяют! Многие такси заявляют цену на поездку «от 90-100 рублей», опять же многие дают скидку постоянным клиентам. Получается рублей 80, и это уже вполне соотносимо с ценами на маршрутку: 4 пассажира заплатят за «комфортную» поездку на автобусе 48 рубликов.

Средняя же цена поездки составляет примерно 120-150  рублей, и вряд ли кто-то из частников предложит пассажирам цену намного меньше. Частник работает без диспетчера, для него каждая поездка на вес золота, и щедрыми бонусами он, как правило, не разбрасывается.

Перевес в сторону частников в Томске может наблюдаться лишь во время праздников и морозов – под Новый год пассажирам пришлось выкладывать по 250-300 рублей за поездку на легальном такси. Но, как уверяют операторы рынка такси, подобного повышения цен в эту зиму больше не будет, пусть хоть «сороковник ударит». После праздников народ протрезвел, поскучнел, по гостям уже не мотается и больше 200 рублей за поездку платить не будет.

 

Нам бы день простоять, да ночь продержаться…

В целом в период кризиса работать крайне тяжело – как и везде. Как отмечает руководство такси «Пилот», «в пик кризиса удалось выстоять, но за счет очень и очень напряженной работы администрации, водителей, диспетчеров». А вот мнение директора « Сибирского такси» Ростислава Пыльцова:

- Опорой для фирмы в это тяжелое время стали наши постоянные клиенты, и спасибо им за это. В целом же ситуация на рынке выглядит так:  сначала упал спрос, затем опустились цены, соответственно, снизилась рентабельность. Теперь спрос вырос, но не кардинально. Скорее всего, это приведет к падению качества обслуживания. Наша основная задача – не допустить этого в нашем такси.

Работать сложнее с каждым годом. На бензин с 2002 года цена увеличилась в 3 раза, на запчасти – в 4-5 раз. ОСАГО стоит 6.550 рублей еще с прошлого года, с другими вариантами страхования большие проблемы. А новые такси все открываются и открываются… Смельчаки!

 

Цивилизация, ау!

Ну, хорошо, в период кризиса откатились назад, и до подъема еще далеко. Стоит ли говорить о том, как сделать этот рынок услуг цивилизованным? Однако  попытки такие есть – и в других регионах, и у нас.

Например, в городе Кемерово введено лицензирование, поэтому условия выхода на рынок расписаны до мелочей. Не каждый сунется, прямо скажем, там такую кучу документов надо собрать…  Работают в этой сфере всего лишь 7-8 крупных таксопарков, порядка намного больше. Просто так с «шашечками» на улицу не сунешься: в документах на транспортное средство должна стоять отметка «такси». Нет отметки – добро пожаловать на штрафстоянку. В общем, кемеровчане, как всегда на высоте – все упорядочили, всех держат «под колпаком».

Во многих городах приняты законы о такси на местном уровне, сформирован реестр таксомоторных организаций, которые имеют право осуществлять услуги по перевозке граждан. Тех, кого нет в этом списке, заставляют платить штрафы за самодеятельность.

В Томске тоже периодически начинают думать о судьбах таксопарков и превращении рынка в нечто более приличное. В прошлом году, например, сразу же после новогодних каникул представители законодательной власти собрали на совещание директоров фирм. Буквально сразу же, 21 января, прошло второе собрание. Совсем недавно, 20 ноября, депутаты городской Думы на заседании комитета по благоустройству и транспорту создали рабочую группу, которая займется упорядочением деятельности томских такси.

Многие директора фирм ничего конкретного по поводу намерений власти сказать не могут, подтверждают лишь свою готовность участвовать в совместной работе. Подозревают, что речь пойдет о лицензировании. Но сами «совать голову в петлю», вырабатывать новые условия работы не больно-то хотят. Власти же, в свою очередь, ждут инициатив. Но, как мы уже говорили, какие могут быть совместные инициативы у столь разношерстных представителей рынка? Большинство даже штата не имеет - не только водители, но и диспетчеры не устроены официально. Как говорится, «начни с себя», и цивилизация к тебе потянется…

Тем не менее, есть инициативная группа, которая готова вести диалог с властью. Ну и правда, кто-то же должен… Это вовсе не какие-то убежденные активисты-карьеристы, просто люди давно общаются между собой, помогают решать проблемы с кадрами, взаимодействуют с ГАИ. Вот мнение одного из этих людей, директора фирм «Мустанг», «Новое такси» и «Мини-такси» Романа Шульгина:

- Я считаю, что лицензирование в нашей сфере деятельности просто необходимо. Наиболее серьезные, хорошо зарекомендовавшие себя фирмы работают всего лишь на 30% от своей мощности. Слишком много помех в нашей деятельности – это и нелегалы, и множество мелких фирм-однодневок, которые не соблюдают никаких условий безопасности, берут на работу кого попало. Конечно, здесь необходимо взаимодействие с властью. И это, в итоге, будет выгодно обеим сторонам: город получит цивилизованный рынок такси и налоги в местный бюджет, а мы наконец-то сможем нормально работать и развиваться.

Операторы рынка такси хотели бы получить попутно с лицензированием и поддержку властей во многих вопросах. Например, очень уместно было бы иметь информационную поддержку, организованные стоянки такси.

И еще пару слов о цивилизованном развитии рынка. Такси могут выполнять массу дополнительных услуг – возить детей в школу и детсад, доставлять цветы и посылки, встречать рейсы, сопровождать больных и пожилых людей, обслуживать торжества, возить туристов по памятным местам города. Некоторые фирмы пробуют развивать подобный эксклюзив – например, такси «Лидер». Беда в том, что раскрутка новых услуг требует больших рекламных вложений.  

В общем, до «заграницы» нам еще далеко. Но уже сейчас хочется ездить не в разбитой Серегиной машине, а так, чтобы предсказание диспетчера сбывалось: «водителю – счастливого пути, а пассажирам – приятной поездки»…

 

Алла Ивонина



18 Января 2010

Комментарии: 12

автор   20 января 2010   ответить
Кажется, призрак цивилизованного рынка такси уже замаячил вдалеке... В Томской области, по всей видимости, скоро появится закон "Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси". Разработчики документа предлагают повысить требования к фирмам такси. Например, на дорогах должны быть только машины, специально обрудованные под такси и получившие разрешение на это (то есть, частники,только периодически таксующие, пролетают). Также планируется не допускать к управлению такси водителей, чей водительский стаж менее трех лет. Нарушителям - штраф. Но это пока только предположения, обсуждения, разговоры. Вчера депутаты облдумы должны были какой-то вывод сделать. Пока не в курсе.
Обыватель   21 января 2010   ответить
Как показывает российская действительность, как только чиновники начинают проявляют заботу о бизнесе так этот бизнес сразу "загинается".
автор   21 января 2010   ответить
Есть такое дело. От помех типа частников (в особо крупных размерах) и мелких такси, думаю, люди избавятся. Но обязательно получат на свою шею какую-нить нелогичную и бессмысленную обязанность. Без этого у нас не бывает...
Виктор   21 января 2010   ответить
Может не стоит выдумывать и экспериментировать , а проще взять опыт об организации пассажирских перевозок г.Кемерово
Дмитрий   1 февраля 2010   ответить
Да попробовали бы вы эти деньги с асфальта подымать! И пьянь и нарков с проститутками и разную сволоту повозить. Ночью по заставленными машинами дворам маневрировать. Вам только бабки считать. Вам площадки оборудовать? А на первом Томске сделали площадку-почему же туда не суётесь. Конечно- не пустят! У кого бабло, то всё должен решать? Если модные чуваки накупили иномарок не на свои деньги, теперь они будут диктовать условия! Дайте людям нормальную работу! Не будет столько такси. Люди не на кого не расчитывают и зарабатывают сами! Владельцы таксопарков-вы лучше цены подымите до 200 руб. все вместе и сообща!!! Город разросся, а цены старые!!! Ну сколько можно по сотне из конца города в конец гонять то?
Серёга   1 февраля 2010   ответить
В Москве нормальные пацаны даже шашки на крыши не ставят. Там любому махнул-не занят, то подвезёт. Цена зависит от класса машины. А нас избалованный народ за 100 руб., на иномарке хочет ехать, с музыкой, курить, да в конец Иркутского. Цены подымайте однозначно!!!
Олег   2 февраля 2010   ответить
Виктор , думаю надо ни цены повышать , а стремиться к тому чтоб в городе таких мест позорных как 4-поликлиника не было.
Вот бы всех чиновников в конец иркутского пересилить.
Алексей   3 февраля 2010   ответить
ну это смех просто - на бизнес-портале люди один за другим призывают к монопольному сговору))
ДИМА   14 мая 2010   ответить
ВСЕ ЭТИ ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТНЫ . НО КУДА ДЕВАТСЯ ЛЮДЯМ КОТОРЫЕ ТАКИМ СПОСОБОМ СЕМЬЮ КОРМЯТ
DaniilKhanin   17 мая 2010   ответить
Серёга написал:
В Москве нормальные пацаны даже шашки на крыши не ставят. Там любому махнул-не занят, то подвезёт. Цена зависит от класса машины. А нас избалованный народ за 100 руб., на иномарке хочет ехать, с музыкой, курить, да в конец Иркутского. Цены подымайте однозначно!!!
как то в Алма-Ате проехал из одно конца города в другой на иномарке (там нет других машин) за 250 тенге, это 50 рублей. Так что нытье про дешевизну томских такси ни о чем.

В Томске мы с женой пользуемся только 1 такси, не буду называть его (а то обвинят в рекламе), выбирали так: обязательно иномарка, обязательно приличный водитель, обязательно отсутствие шансона, обязательно соблюдение правил дорожного движения (все знаки, даже 30 км, пропуск пешеходов, поворотники при перестроении), обязательно перевоз ребенка в детском кресле. Ну вот. нашли только 1 такое, поездка нам обходиться 500 руб.
Dmitriy   7 июня 2010   ответить
Да ребятки, по стоке это точно уже не нормально. Бывает временами подтаксовываю, по праздникам. машина у меня бизнес-класса. По городу расход 13-14 л на сто км. А народ, когда им говоришь 150 - начинают: как так? какие сто песят, давай за сотку. Бред. Цены повышайте!
DaniilKhanin   12 июня 2010   ответить
Дмитрий, а почему пассажиров должен волновать ваш расход на 100 км? Издержки производства не волнуют потребителя. Я не говорю, что цена от них не зависит, но оправдывать клиенту цену издержками бред - так и хочется сказать - "смени свое корыто". Проблема с Такси у нас не в цене (хотя и она тоже), а в сервисе и быдло водителях.

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 3787 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей