ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Томский авторынок: в преддверие естественного отбора

Российский авторынок лихорадит. В апреле он поставил новый антирекорд, упав более чем вдвое – на 53%. Традиционного весеннего оживления не произошло, у большинства автомобильных брендов динамика падения превысила рыночную. В Томске соответствующая картина: продажи снизились в той или иной мере у большинства автодилеров. Растерянность сменяет стабильность?!

Всё десятилетие томский авторынок развивался и рос, а вместе с ним увеличивалось количество машин в городе. Как результат, Томск превратился в гараж под открытым небом, а пробка на «четвёртой поликлинике» стала перманентной головной болью для администрации и томичей. В первой половине 2008 года динамика роста продаж давала только оптимистичные прогнозы на будущее. В расчёте на постоянно увеличивающийся потребительский спрос, новыми автомобилями были забиты томские автоцентры. Но кризис спутал карты, и надеждам на рост продаж не суждено было оправдаться. Четвёртый месяц 2009 года стал рекордным по падению продаж новых автомобилей в России: в сравнении с апрелем 2008 года, они сократились на 53% до 135 733 автомобилей. Результат марта 2009 г. был лишь чуть лучше: падение рынка составило 47%, до 135 446 машин. Положение могли бы спасти «дешёвые» кредиты, но…

… Банки показали зубы 

Большинство банков де-факто свернули свои программы автокредитования, а ряд крупных обслуживают уже выданные кредиты. В тех же банках, где кредиты ещё выдают, средние ставки по ним за последние полгода выросли в 2–2,5 раза – с 12–14% до 25–30% годовых. Усилились проверки потенциальных получателей заёмных средств. В банках стали намного внимательнее выбирать, кому давать кредиты.

Полностью исчезли кредиты без первоначального взноса. В среднем банки хотят получить вперед 30–40% от стоимости машины. Впрочем, усиление контроля со стороны банков вполне предсказуемо: процент невозврата денег по кредитам уже достиг 15%.

В итоге, объём выданных кредитов на покупку машин в России сейчас не превышает 10 миллиардов рублей в месяц. По сравнению с прошлым годом доля кредитных машин снизилась в пять раз: с 45–50% до 10–15%. Другими словами, если ещё в прошлом году каждый второй автомобиль был приобретён в кредит, то теперь это только каждый десятый.

«Островок стабильности»?

На данный момент томские автодилеры чётко следуют тенденциям рынка – распродают прошлогодний запас машин по ценам ниже нынешних курсов валют. Этот факт хорошо иллюстрируют биллборды на улицах Томска, демонстрирующие взгляду автолюбителя заманчивые цены на авто.

В томском «Тойоте-центр» такая мера позволяет зафиксировать продажи на стабильном уровне.

- К январю у нас на складе осталось достаточно автомобилей. Продавать их по новой цене было не рентабельно, поэтому было принято решение продавать их по курсу доллару 27 рублей. Несмотря на то, что это автомобили 2008 года, у потребителей появилась возможность купить авто по докризисным ценам. Сейчас стабильно продаётся лидер продаж докризисного времени  — «тойота-королла“.  А также для нас стало приятным сюрпризом, что люди активно приобретают достаточно дорогие внедорожники. Покупатели понимают, что цены 2009 года изменятся не в лучшую для них сторону, и стараются купить автомобили по ценам 2008 г.»  — говорит Маргарита Файзулина, директор по продажам томского «Тойота-центр».

Ужесточение кредитной политики не стало для «Тойоты-центр» ударом. По словам Маргариты Файзулиной, большинство автомобилей в томском центре продаж продаётся по наличному расчёту, и лишь малая часть в кредит.

В автоцентре «Evroasia», представляющим на томском рынке Hyundai, Skoda и Volkswagen, вообще излучают сдержанный оптимизм. Продажи автомобилей марки Volkswagen растут вопреки кризису: в Томске они выросли на 30 процентов.

- Сегодня мы в основном продаём машины 2008 года, соответственно по старым ценам. Год выпуска уже не играет для покупателя большой роли. Это позволяет сохранять уровень продаж как минимум на прежнем уровне. В 2009 году цены увеличатся примерно на 3–5 процентов  — говорит Григорий Елизов, один из руководителей продаж автоцентра «Evroasia».

По утверждениям экспертов, меньше всего от кризиса страдают премиальные бренды. В томском автоцентре «Mercedes-Benz» это подтверждают: здесь сохраняется устойчивый спроса, а падение продаж минимально.

- Наш сегмент клиентов кризис, как таковой, не коснулся. У них как были деньги, так они и остались,  — утверждает Надежда Шкляева, исполняющая обязанности менеджера по продажам автоцентра «Mercedes-Benz».  — А также есть клиенты, у которых с начала кризиса бизнес уже стабилизировался и они заинтересованы в приобретении автомобиля марки «Mercedes».

Для поддержания спроса в автоцентре «Мерседес-Бенц» используют различные системы скидок. Благодаря этому, снижение продажной цены на определённые модели достигает 350 тысяч рублей. Клиенты могут воспользоваться и кредитной программой «Мерседес-Бенц Банк Рус», с процентной ставкой ниже той, которую предлагают другие банки.

- Впрочем, наши клиенты предпочитают рассчитываться наличными,  — признается Шкляева.

Пока же лидером продаж, как на российском, так и на томском рынке остается продукция АвтоВаза. Впрочем, ничего удивительного здесь нет. Государство делает всё, чтобы сохранить российский автопром: увеличивает пошлины на ввоз поддержанных иномарок (основной альтернативы отечественным автомобилям), предоставляет значительные займы предприятиям автопромышленности. С апреля в России действует госпрограмма, в рамках которой при покупке в кредит автомобиля отечественного производства по цене до 350 тысяч рублей часть процентной ставки (около 8%) субсидируется правительством. В томских автоцентрах признают, что программа действует, однако пока не пользуется широкой популярностью.

Туманное будущее

Сейчас весь томский авторынок живёт вчерашним днем, вернее прошлым годом. Но что будет, когда закончатся запасы нераспроданных прошлогодних автомобилей, а на машины 2009 года взлетят цены? Если сейчас ещё можно говорить о том, что в карманах некоторых томичей осталась свободная наличность, то, что будет, когда кризис заставит их сэкономить на крупных покупках? Насколько, в итоге, просядут продажи?

Пока непонятно. По мнению экспертов, некоторые игроки рынка сделают ставку на постпродажное обслуживание (к примеру, в «Тойоте» 2009 год уже объявлен годом сервиса). Кто-то из автодилеров пойдет на сокращение издержек, ради выживания. Кому-то, возможно, придётся покинуть рынок.

Власть со своей стороны тоже пытается оживить спрос и исправить сложившуюся ситуацию. Минпромторг предлагает расширить список автомобилей, на которые можно будет оформить кредит на льготных условиях. Ведомство намерено включить в этот перечень все модели стоимостью до 600 тысяч рублей и уменьшить первоначальный взнос с 30% до 15%. Изменения вступят в силу после того, как их утвердит правительство России.

С уверенностью можно сказать лишь одно: 2009 год станет для многих автодилеров моментом истины. Начинается серьёзная борьба за клиента. Выживут в ней сильнейшие.

 

Евгений РОЖКОВ



10 Июня 2009

Комментарии: 1

Lobantseva A.   11 июня 2009   ответить
Отличная статья! Про "мерсы" правильно замечено.

"...гараж под открытым небом..." - молодец, Евгений.

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 4796 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей