ТОМСКИЕ ПОРТАЛЫБизнес|Красота и здоровье|Отдых, туризм|Город70Online Media - сайты и программы

Кризис - время для развития

Константин Касаткин, руководитель группы компания AVI (Томск)Так считает руководитель группы компаний «AVI GROUP» Константин Касаткин. Малый бизнес, по его мнению, очень живуч и изобретателен, а кризис, как это ни парадоксально, только способствует воплощению в жизнь новых и оригинальных идей. Подробности - в нашем интервью.

 

Визитная карточка «AVI GROUP»
В прошлом: компания выросла из небольшого ателье, в котором много внимания уделялось дизайну изделий.
Возраст: 8 лет.
Направление деятельности: разработка дизайнерских коллекций и производство одежды; торговля тканями.
Фирменный стиль брэнда «AVI»: классический силуэт в сочетании с модными тенденциями
Число сотрудников компании: около 100 человек, из них руководителей, включая бухгалтеров, десять человек.
Стимул для персонала: командный дух, карьерный рост: от продавца до руководителя розничной сети - за один год.


- Константин Владимирович, Вы уже третий год работаете в компании «AVI GROUP», хотя прежде трудились в крупных банках, холдингах. Не мелок ли для Вас малый бизнес? Чем он Вас привлек?
- Он хорош тем, что здесь уровень бюрократии, проволочек куда ниже, чем в крупном бизнесе. Это благодатное поле для творчества, где твои решения достаточно быстро внедряются в жизнь. Это и выгодное вложение средств - здесь они быстрее дают отдачу.

Надо сказать, что в недалеком прошлом, например, в 90-х годах, подобные качества были свойственны и крупному бизнесу. Тогда было намного больше свободы и в законодательном плане, и в плане реализации новых идей. Сегодня же действует масса ограничений в работе банков, финансовых компаний. Будем считать, что это, своего рода, плата за размах, за большие обороты.

Мне интересно работать в малом бизнесе: тот опыт, который я получил, теперь успешно применяется. Все-таки в крупных структурах есть масса позитивных моментов - здесь куда больше порядка, намного четче распределены обязанности. Начинаешь применять эти методы в малом бизнесе, и это сразу дает положительные результаты. Например, у нас в компании один человек занимается сразу несколькими направлениями работы. Кто-то отвечает за продвижение, рекламу и сбыт, кто-то одновременно за финансы и производство. Работая на стыке этих направлений, сотрудник может принимать весьма интересные и эффективные решения.

- Легкая промышленность в малом бизнесе - достаточно редкое направление...
- Более того, многие считают, что в России легкой промышленности практически и нет, ей не уделяется должного внимания.

В свое время приоритет был отдан торговле в ущерб производству. Китайский, турецкий, польский товар заполонил наши прилавки. Советская легкая промышленность была не в состоянии успеть за этим процессом, потому что она была неповоротлива, настроена на очень большие объемы, причем, на модели серого цвета и одинакового фасона.

Довольно быстро обозначился дефицит хороших дизайнеров. И даже те, что были, не сумели стать бизнесменами, не нашли применения в промышленном масштабе. Многие из них трудятся и сейчас, но на уровне небольшого ателье со штатом в 5-7 человек.

- Есть ли у вас в Томске конкуренты, которые также занимаются производством одежды?
- В Томске есть достаточно крупная компания по производству трикотажа «Милослава». Она выпускает продукцию большими объемами, но, к сожалению, не так много внимания уделяет дизайну изделий. То есть, это продукция массового спроса. Мы же, напротив, стремимся предложить покупателю что-то интересное, ищем нестандартные решения на уровне ткани и дизайна модели. Поэтому, по сути, мы конкурируем с российскими и европейскими брэндами, с их представителями в нашем городе - салонами, бутиками.

- Получается, что в Томске эта ниша - производство дизайнерской одежды - свободна?
- Да, здесь есть огромные возможности для развития. Более того, многие признанные мировые брэнды, представленные в Томске, уже не настолько интересны и уникальны с точки зрения дизайна и качества исполнения. Во всем мире идет процесс удешевления продукции. Все начинают шить в Китае и большими тиражами. Когда модель шьется тиражом в несколько тысяч экземпляров и распределяется по всей стране, вопрос о ее оригинальности и эксклюзивности уже не стоит.

- Какие марки, к примеру?
- Ну, возьмем те же «MEXX», «MANGO», да и другие брэнды, которые на слуху... Теперь по объективным причинам они производятся в тех странах, где дешевая рабочая сила. Они наращивают объем производства и продаж, а это невозможно сделать, не снижая цену - все это в соответствии с экономическими законами. К примеру, у вас был миллион покупателей во всем мире, и они приобретали ваши вещи как дизайнерские. А теперь вы хотите продать свой товар десяти миллионам. Но такое количество покупателей будут ориентироваться уже не на дизайн, а на цену - в мире почитателей моды не так уж много.

- А перед вами, что же, не стоит такая цель - увеличить количество покупателей?
- Конечно, стоит. Мы собираемся «взять в оборот» регионы, и уже делаем это. В Томске у нас есть свои покупатели, которые ценят «AVI» за качество ткани и оригинальность моделей, за хорошую «посадку» и комфорт. Но мы не думаем, что эта аудитория может увеличиться во много раз. Ну, может быть, в два раза - всему есть предел. Поэтому наш путь развития - это территориальное расширение. Мы открываем свои салоны в крупных городах Томской и Кемеровской области, планируем зайти в Новосибирскую область и на Алтай.

- Но, получается, вас ждут те же проблемы, что и у других брэндов - потеря эксклюзивности?
- Есть такой соблазн - печатать большим тиражом одно и то же изделие и продавать в разных городах, ведь это действительно выгодно с экономической точки зрения. Но мы, все же, не собираемся двигаться по этому пути. Мы тщательно изучаем будущие рынки и выявляем особенности потребительского спроса. Выясняется, что, к примеру, в Кемерове больше востребовано одно, а в Томске - другое. Это значит, что в наши новые линии одежды будут вноситься изменения в соответствии с «пунктом назначения». Например, в Барнауле намного раньше теплеет, поэтому мы будем разрабатывать для этого города коллекцию более легких моделей. Да, это затратно, но это необходимо, чтобы «держать марку».

- А еще можно продавать свой бизнес франчайзи, и уж они окончательно «закопают» такое понятие, как эксклюзив... Пробовали?
- У нас есть такой опыт. Основная трудность здесь - передать ту идею, которую мы вкладываем в процесс производства и продажи. Эта идея - создание интересной одежды и долговременное сотрудничество с покупателем. В основном, многие относятся к купленному бизнесу как к возможности просто заработать деньги.

- То есть, вы достаточно настороженно относитесь к франчайзингу, хотя это и выгодно... Вы производите свою одежду в Томске?
- Мы размещаем серийные заказы на фабриках в других регионах. А в Томске у нас, помимо салона «AVI», есть еще и «Модный дом», в структуру которого входит ателье.

Для чего мы его создали? Есть люди, которые хотят иметь одежду только в единичном экземпляре. И мы даем им такую возможность, хотя о какой-то большой прибыли здесь не может быть и речи. Цены на пошив здесь выше, чем для линий готовой одежды, но вполне оправданы. Наша выгода заключается в том, что за счет ателье мы можем реализовывать свои ткани - этим направлением мы также серьезно занимаемся.

Возможность заказывать одежду в ателье выгодна и заказчику: часто случается так, что дизайн какой-либо модели нравится, но хотелось бы пошить ее из другой ткани. Или, к примеру, у клиента появилось желание внести какие-то небольшие изменения в стандартную модель. И мы даем ему возможность включиться в творческий процесс, поработать вместе с дизайнером, получить готовый эскиз. С помощью ателье можно воплотить в жизнь любую идею, любую модель. А для нас ателье - это еще и, своего рода, «маркетинговый центр», возможность почувствовать и понять, чего хотят люди.

Расширяясь территориально, мы стремимся сохранить свою «изюминку» - ту структуру, которая сейчас успешно работает в Томске. В том же Новосибирске мы собираемся открыть не просто салон, а такой же «Модный дом» со всеми его составляющими.

- Новосибирск - это достаточно крупный «бастион», который взять не так-то просто. Вероятно, есть немало желающих открыть там свои салоны...
- На самом деле, рынок там не так уж плотно заполнен, мы смогли бы занять свою нишу. Однако такие проекты в Новосибирске нужно продвигать, рассчитывая только на свои силы и средства. Желательно не арендовать помещение, а иметь его в собственности. Дело в том, что придется экспериментировать, подстраиваться под новую аудиторию, новые условия - ошибки в этом деле неизбежны. Очень рискованно было бы менять помещение и адрес, пытаясь сократить издержки в случае каких-то просчетов. Нужно сразу выкупать помещение и работать. Так что проект этот достаточно затратный.

- Где взять такие средства? У вас, в отличие от многих бизнесменов, есть возможность получить большой кредит?
- Мы уже более семи лет сотрудничаем с банками, хорошо зарекомендовали себя. Наш основной партнер - «УРСА-банк», и он все это время показывал себя как банк, который действительно идет навстречу представителям малого бизнеса. Пока что нам удается найти компромиссные решения, невзирая на сложную обстановку.

- Как быстро окупаются ваши проекты?
- На ежемесячную окупаемость - когда зарабатываешь больше, чем тратишь - мы выходим на второй-третий месяц. А в целом все затраты - оборудование, ремонт, аренда и прочее - окупаются примерно за год.

- У вас «планов громадье». Вы собираетесь осуществлять их уже сейчас, не дожидаясь улучшения экономической ситуации? Вообще, стоит ли во время кризиса затевать какие-либо серьезные проекты?
- На самом деле в период кризиса появляется куда больше интересных вариантов для приложения творческих сил и новых идей. К примеру, у нас в компании «AVI» именно в кризисное время воплотилась в жизнь замечательная идея - производство корпоративной одежды на заказ. Это одежда для персонала томских ресторанов, отелей, салонов, и это очень перспективное направление.

Конечно, влияние кризиса чувствуется, но мы тоже пытаемся ему противостоять. Мы провели переговоры с поставщиками, с банками, с торговыми центрами и получили определенные уступки - люди понимают, что нельзя прерывать установившиеся связи.

Так что сегодня мы ищем варианты дальнейшего развития. Весной откроем пару магазинов - не хочется упускать активный весенний сезон. Например, в городе Кемерово, где мы планируем расширять свое присутствие, у нас сейчас появились интересные предложения - год назад такого не было. Раньше целая очередь арендаторов (в том числе, «сетевиков») конкурировала между собой, претендуя на площади в крупных торговых центрах. Теперь же здесь появляются свободные места.

- Свободные площади - это хорошо, но ведь и народу в торговых центрах теперь не густо...
- На самом деле этот поток не иссяк, просто люди стали меньше покупать. Но при этом наши клиенты не переходят на более дешевые массовые брэнды, остаются верны своему вкусу. Так что перспективы у нас все же есть, и любой новый салон усиливает позиции компании.

Хотя, надо признать, делать шаги вперед сейчас очень рискованно - неизвестно, что будет дальше. Если бы к лету наступил период стабилизации, было бы проще, но рассчитывать на это не приходится.

- В чем, по-вашему, основная причина кризиса?
- Я связываю ее с банковской сферой. Сегодня банки «по-тихому» решают свои проблемы - ставки по кредитам для предприятий растут, причем, не на пару процентов, а в полтора-два раза. Да и сами предприятия ищут деньги не для дальнейшей работы, а для того, чтобы погасить предыдущие кредиты. Тем самым ситуация все время ухудшается, но конца еще не видно. Я очень боюсь того момента, когда таким предприятиям «перекроют кислород» в вопросе перекредитования, и они все начнут "сыпаться". Уже есть «первые ласточки», первые банкротства, но они пока не носят массовый характер. Банки пока как-то сдерживают ситуацию, боясь получить целую армию должников, которые никогда и ничего им больше не заплатят. Банки надеются на то, что предприятия все же найдут выход. Конечно, хочется избежать ситуации, когда возникнет недоверие к бизнесу в целом - головные банки запретят филиалам выдавать кредиты, и тогда вообще никто ничего не получит. Рухнут цепочки взаиморасчетов, банкроты потянут за собой остальные компании.

- Под Новый год все говорили, что пик кризиса придется на «этот ужасный март». Март прошел. Где пик?
- Да, все думали так - «в январе праздники, февраль мы как-нибудь продержимся, а в марте уже грянет...». Думаю, пик кризиса будет летом. Многие направления бизнеса в летний сезон снижают активность, именно в этот период возникнет самый острый дефицит средств и самые большие сложности в работе. Многое, повторяю, зависит от банков, от того, как долго они согласны терпеть - может, за этот период часть предприятий успеет стабилизироваться. В любом случае, после кризиса останется «чистое поле» - полигон для новых предприятий, новых идей.

Хочется пожелать представителям томского малого бизнеса ни в коем случае не опускать руки. Малый бизнес - очень живучий, изобретательный. Не падайте духом, больше общайтесь с банками, торговыми центрами, поставщиками. Во время кризиса закон один: чем больше активности - тем больше возможностей.


Алла ИВОНИНА



20 Апреля 2009

Написать комментарий

Уважаемые пользователи. В связи с тем, что в последнее время наш сайт подвергся массированному нашествию спамеров, мы вынуждены запретить комментирование для незарегистрированных пользователей. Мы понимаем, что это делает комментирование неудобным, и работаем над тем, чтобы максимально упростить процесс регистрации.

Надеемся на вашу поддержку.

Регистрация | Вход для зарегистрированных пользователей

Просмотров: 2882 Рейтинг: 0 авторизоваться
Рубрики статей